Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№21 (744) 31 мая 2010 г. Экономика

МВФ презентует«виагру»

31.05.2010
Рецепты стимулирования устойчивого роста
Международный валютный фонд (МВФ) презентовал обзор экономики Европы «Стимулирование устойчивости». По мнению экспертов МВФ, Европа, за исключением Греции, к 2012г. забудет про кризис. Правда, прогноз делается при наличии многих «если», реальность осуществления которых в большой степени зависит от политиков. У них же на сбалансирование бюджетов, сокращение долгов и ликвидацию токсичных активов пока нет ни воли, ни желания.
Ярослав РОМАНЧУК



По мнению МВФ, глубину и интенсивность кризиса предопределили три фактора: резкое увеличение кредита частному сектору, завышенный выпуск продукции (свидетельство перегрева экономики) и несбалансированность текущего счета. Такое объяснение является поверхностным и вырванным из контекста.

Эксперты фонда не указывают, что резкому увеличению кредита частному сектору предшествовал продолжительный период чрезвычайно низких процентных ставок, мягкой денежной политики и необузданного размножения разного рода финансовых инструментов. Ни одного камня МВФ не бросил в огород правительств, которые зачастую стимулировали спрос через различные госпрограммы и инвестиционные проекты, чем «перегрели» экономику. Эта причина в полной мере относится к Беларуси - наши чиновники и политики распределяют примерно такую же долю ВВП (более 45%), как большинство стран ЕС.

Проблема дефицита текущего счета относительно легко решается в режиме гибкого обменного курса, еще легче - в режиме свободной конкуренции валют. Однако МВФ не только не указывает на опасность режима фиксированного обменного курса при наличии разнузданных правительственных расходов, но и во многих случаях дает кредиты для его сохранения.

МВФ признает, что оживление экономики является следствием бурной активности центробанков и правительств. При помощи широкой гаммы мер монетарной и фискальной политики удалось временно сдержать распространение финансового риска. При этом показатели Европы по сравнению с другими регионами мира остаются слабыми. По мнению экспертов фонда, «беспрецедентные и часто синхронизированные меры помогли предотвратить глубокий финансовый и экономический кризис. Они продолжают поддерживать экономический подъем. Фискальные меры защищали совокупный спрос и частное потребление от прямого и полного воздействия шока посредством применения по решению правительств стимулирующих мер и использования автоматических стабилизаторов». Вот простой рецепт спасения от кризиса, который продолжает продвигать МВФ, поддерживая его сотнями миллиардов долларов кредитных ресурсов. При этом как ответственные лица фонда, так и власти Беларуси уходят от ответов на многие очень важные вопросы: если строим стены, то кому они нужны, кто за них готов платить и сколько рабочих мест и проектов разрушают чиновники, забирая через налоги деньги у налогоплательщиков? Если роем рвы, то откуда появится кэш-флоу, чтобы данный проект вышел на самоокупаемость, и почему эти самые рвы не роют частные инвесторы на свои деньги? В случае Беларуси вопросов по интенсификации госрасходов еще больше. По мнению МВФ, доля субсидий в нашей экономике достигает 30% ВВП (почти $15 млрд.). Эти огромные деньги идут на псевдокоммерческие проекты, которые не имеют никакого смысла, если смысл бизнеса видеть в получении прибыли через выпуск конкурентных товаров и услуг.

БУДЕТ ХОРОШО, ЕСЛИ ТОЛЬКО…

МВФ считает, что в 2010-11гг. экономический рост полностью восстановится, но будет сопровождаться увеличением безработицы, сохранением напряжения в банковском секторе и сложностями с получением доступа к инвестициям. Предлагаемая модель - дополнительная нагрузка на бюджет, а значит, стоит ожидать сохранения высокого уровня налогов или даже их повышения. Что, в свою очередь, не способствует развитию предпринимательства. О том, что для выхода из кризиса государство должно сократить расходы, МВФ не пишет.

Фонд считает невозможным стабилизацию госдолга в краткосрочной перспективе и даже не призывает к этому. При этом сами по себе долги не рассосутся. Сегодня долги одной Греции до смерти напугали весь мир, а через 2-3 года счет «греций» может пойти на десятки.

Для развивающихся стран Европы (Беларусь входит в эту группу) главным вызовом экономической политике является привлечение «здоровых потоков капитала для восстановления экономического роста». Деньги склонны идти в те страны, которые проводят дисциплинированную макроэкономическую политику, улучшают финансовую инфраструктуру и создают конкурентное правовое поле. Для Беларуси это означает активизацию приватизации, либерализацию экономики и начало строительства правового, а не директивного государства. Правда, МВФ таких прямых указаний не дает. Если такие намеки в докладе и есть, то они глубоко спрятаны в технократических выкладках и макроэкономическом моделировании.

040130241bg21(744)-ec1.htm
Добавить комментарий
Проверочный код