Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (744) 31 мая 2010 г. Экономика

МВФ презентует«виагру»

31.05.2010
Рецепты стимулирования устойчивого роста
Международный валютный фонд (МВФ) презентовал обзор экономики Европы «Стимулирование устойчивости». По мнению экспертов МВФ, Европа, за исключением Греции, к 2012г. забудет про кризис. Правда, прогноз делается при наличии многих «если», реальность осуществления которых в большой степени зависит от политиков. У них же на сбалансирование бюджетов, сокращение долгов и ликвидацию токсичных активов пока нет ни воли, ни желания.
Ярослав РОМАНЧУК



По мнению МВФ, глубину и интенсивность кризиса предопределили три фактора: резкое увеличение кредита частному сектору, завышенный выпуск продукции (свидетельство перегрева экономики) и несбалансированность текущего счета. Такое объяснение является поверхностным и вырванным из контекста.

Эксперты фонда не указывают, что резкому увеличению кредита частному сектору предшествовал продолжительный период чрезвычайно низких процентных ставок, мягкой денежной политики и необузданного размножения разного рода финансовых инструментов. Ни одного камня МВФ не бросил в огород правительств, которые зачастую стимулировали спрос через различные госпрограммы и инвестиционные проекты, чем «перегрели» экономику. Эта причина в полной мере относится к Беларуси - наши чиновники и политики распределяют примерно такую же долю ВВП (более 45%), как большинство стран ЕС.

Проблема дефицита текущего счета относительно легко решается в режиме гибкого обменного курса, еще легче - в режиме свободной конкуренции валют. Однако МВФ не только не указывает на опасность режима фиксированного обменного курса при наличии разнузданных правительственных расходов, но и во многих случаях дает кредиты для его сохранения.

МВФ признает, что оживление экономики является следствием бурной активности центробанков и правительств. При помощи широкой гаммы мер монетарной и фискальной политики удалось временно сдержать распространение финансового риска. При этом показатели Европы по сравнению с другими регионами мира остаются слабыми. По мнению экспертов фонда, «беспрецедентные и часто синхронизированные меры помогли предотвратить глубокий финансовый и экономический кризис. Они продолжают поддерживать экономический подъем. Фискальные меры защищали совокупный спрос и частное потребление от прямого и полного воздействия шока посредством применения по решению правительств стимулирующих мер и использования автоматических стабилизаторов». Вот простой рецепт спасения от кризиса, который продолжает продвигать МВФ, поддерживая его сотнями миллиардов долларов кредитных ресурсов. При этом как ответственные лица фонда, так и власти Беларуси уходят от ответов на многие очень важные вопросы: если строим стены, то кому они нужны, кто за них готов платить и сколько рабочих мест и проектов разрушают чиновники, забирая через налоги деньги у налогоплательщиков? Если роем рвы, то откуда появится кэш-флоу, чтобы данный проект вышел на самоокупаемость, и почему эти самые рвы не роют частные инвесторы на свои деньги? В случае Беларуси вопросов по интенсификации госрасходов еще больше. По мнению МВФ, доля субсидий в нашей экономике достигает 30% ВВП (почти $15 млрд.). Эти огромные деньги идут на псевдокоммерческие проекты, которые не имеют никакого смысла, если смысл бизнеса видеть в получении прибыли через выпуск конкурентных товаров и услуг.

БУДЕТ ХОРОШО, ЕСЛИ ТОЛЬКО…

МВФ считает, что в 2010-11гг. экономический рост полностью восстановится, но будет сопровождаться увеличением безработицы, сохранением напряжения в банковском секторе и сложностями с получением доступа к инвестициям. Предлагаемая модель - дополнительная нагрузка на бюджет, а значит, стоит ожидать сохранения высокого уровня налогов или даже их повышения. Что, в свою очередь, не способствует развитию предпринимательства. О том, что для выхода из кризиса государство должно сократить расходы, МВФ не пишет.

Фонд считает невозможным стабилизацию госдолга в краткосрочной перспективе и даже не призывает к этому. При этом сами по себе долги не рассосутся. Сегодня долги одной Греции до смерти напугали весь мир, а через 2-3 года счет «греций» может пойти на десятки.

Для развивающихся стран Европы (Беларусь входит в эту группу) главным вызовом экономической политике является привлечение «здоровых потоков капитала для восстановления экономического роста». Деньги склонны идти в те страны, которые проводят дисциплинированную макроэкономическую политику, улучшают финансовую инфраструктуру и создают конкурентное правовое поле. Для Беларуси это означает активизацию приватизации, либерализацию экономики и начало строительства правового, а не директивного государства. Правда, МВФ таких прямых указаний не дает. Если такие намеки в докладе и есть, то они глубоко спрятаны в технократических выкладках и макроэкономическом моделировании.

040130241bg21(744)-ec1.htm
Добавить комментарий
Проверочный код