Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (744) 31 мая 2010 г. Экономика

Директивой по ПИИ

31.05.2010
Окончательный анализ
Есть философская теория о том, что все в этом мире взаимосвязано. Да таким странным образом, что, например, взмах крыла бабочки на одном конце света может вызвать вполне осязаемые события на другом.
Александр САМАНКОВ



Неизвестно, какая бабочка суетится над цветком, и это ли заставляет белорусское руководство медленно, со скрипом применять рыночные подходы в экономике. Скорее всего, на корректировку экономического курса влияют и другие причины, которые руководство озвучивает общими фразами: возникло новое качество развития страны в изменившихся макроэкономических условиях, стоят более высокие стратегические задачи и т.д. Но почему у десятков постсоветских стран новое качество и задачи возникли еще 20 лет назад, а у нас - только сейчас?

В ежегодном послании народу и парламенту Александр Лукашенко пообещал принять директиву N4 по дальнейшей либерализации экономики. Документ во многом будет определять характер программы социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие. Именно поэтому, наверное, вокруг директивы сейчас идет нешуточная борьба. Цена проигрыша в такой борьбе, возможно, - собственные должности. Президент прямо дал понять: «Еще раз хочу предупредить, что новую программу, если этот год покажет, что нынешний кадровый состав не в состоянии реализовать задачи на этот год, будут реализовывать другие люди. …Можете - делайте, не можете - уходите, не ждите, пока вас попросят».

Свою позицию недавно подчеркнул председатель правления Нацбанка Петр Прокопович в письме премьер-министру Сергею Сидорскому. Банкир считает, что «общая оценка действующих условий для прямых иностранных инвестиций показывает наличие широкого спектра проблем практически на всех этапах организации и функционирования предприятий с участием иностранного капитала». Сравнительная их динамика свидетельствует, что Беларусь в течение 2001-08гг. из 22 постсоциалистических стран по притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) занимала 4-е место снизу, опережая только Таджикистан, Киргизию и Молдову. Почти на 10% данный показатель уменьшился в I квартале 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г.

Прокопович считает, что в первую очередь внимание необходимо сосредоточить на двух основных проблемах - высокой бюрократизации и недостаточности минимальной инфраструктуры. При этом к наиболее острым бюрократическим проблемам он относит необходимость и длительность получения по-прежнему значительного числа разрешений на всех стадиях создания и функционирования предприятий, сохранение активного административного вмешательства в деятельность частных совместных и иностранных предприятий, жесткость и несоразмерность системы санкций, длительность и сложность приобретения и аренды недвижимости, затратные для инвестора таможенные процедуры, а также трудоемкий и усложненный бухучет. Необходимость развития первоочередной инфраструктуры для ПИИ Прокопович мотивирует слабостью рынка проектных и строительных работ, ограниченной деятельностью частных страховых организаций, ограниченным кругом инвестиционных и финансовых консультантов, незавершенностью системы международного правового обеспечения инвестиций.

Таким образом, говоря об иностранных инвестициях, глава Нацбанка фактически соглашается с самыми смелыми предложениями по либерализации экономики в целом. Многие из них содержатся в программах белорусских правоцентристских партий и были в свое время заклеймены как неприемлемые. Фактически главный банкир страны встал в ряд независимых экономистов, членов Консультативного совета при президенте, которых в свое время последний жестко раскритиковал.

Прокопович предлагает посредством директивы четко показать внешнему миру, потенциальным зарубежным инвесторам стабильные намерения Беларуси в реализации международных принципов инвестиционной политики. И настаивает на необходимости в течение 2-3 месяцев «принять действенные меры по демонополизации внутреннего рынка», отменить для госпредприятий требования производить страхование рисков только в государственных страховых компаниях и т.д.

Впрочем, глава Нацбанка должен отдавать себе отчет, что комплексная политическая направленность работ неотделима от общего политического курса и улучшения отношений с Западом. А здесь в последнее время наметились проблемы.

Кухня принятия серьезных государственных решений своеобразна и, как правило, скрыта от посторонних глаз. При этом переписка между органами госуправления - нормальная практика. Если же допускается утечка информации, то это говорит об определенной конфликтности ситуации, возможно, о желании одной из сторон обеспечить себе общественную поддержку.

В одном из последних номеров «Советской Белоруссии» помощник президента Сергей Ткачев отметил: «…Сегодня мы столь заинтересованно говорим о нашей белорусской модели социально-экономического развития. Как должна развиваться эта модель и во что трансформируется? Как нам в процессе совершенствования экономики удержаться в ее координатах?» К сожалению, ее координаты тесны для международных принципов инвестиционной политики, которые настойчиво предлагает внедрять глава Нацбанка. Можно поставить цель, координировать и контролировать всех белорусских бабочек. Но какой в этом толк?
Добавить комментарий
Проверочный код