Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (744) 31 мая 2010 г. Экономика

Наполним баки в Баку

31.05.2010
Открытая позиция. Вюгар БАЙРАМОВ
В ближайшее время может состояться визит Александра Лукашенко в Азербайджан. Об этом 25 мая сообщил посол Азербайджана в Беларуси Али Теймур оглы Нагиев. «Визит белорусского президента в Баку будет еще одним большим импульсом в развитии двусторонних отношений по самым различным направлениям, - приводит его слова «Интерфакс-Запад». - Наши президенты отмечают, что нет никаких вопросов, которые бы было невозможно решить».


«Возможность такого визита прорабатывается, но пока говорить о сроках и программе визита рано», - подтвердил в интервью БелаПАН руководитель пресс-службы президента Беларуси Павел Легкий.

В числе вопросов, которые могут обсуждаться в ходе визита, называется сотрудничество в энергетической сфере, в частности реализация проекта по доставке добываемой в Азербайджане нефти в Беларусь по нефтепроводу Одесса - Броды. Нагиев подчеркнул, что Азербайджан открыто заявляет о своей готовности участвовать в этом проекте, «однако необходима заинтересованность других государств в этом».

Нефтепровод Одесса - Броды построен еще в 2001г., чтобы организовать поставки каспийской нефти в Европу в обход России. Однако, поскольку вопреки первоначальным планам ветка так и не была продлена до польского Гданьска, Украина стала использовать нефтепровод в реверсном режиме для прокачки российской нефти к терминалам одесского порта.

С тех пор инициатива - достроить нефтепровод и загрузить его каспийской нефтью - звучала не раз. В 2006г. вопрос поставок каспийской нефти на белорусские НПЗ и ее транзита через Беларусь обсуждался в ходе встречи в Минске президента Азербайджана Ильхама Алиева с Александром Лукашенко. В 2007г. в Вильнюсе на энергетическом саммите ГУАМ был заключен договор между государственными нефтяными и нефтетранспортными компаниями Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины о присоединении к совместному польско-украинскому предприятию «Сарматия» и создании коридора для транспортировки каспийской нефти на европейский рынок через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу.

14 мая 2009г. тогдашний президент Украины Виктор Ющенко утвердил план неотложных мер по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном режиме нефтепровода Одесса - Броды для прокачки каспийской нефти в Европу в обход России. Утвержденный проект предполагается реализовывать в трех направлениях: северном - через Польшу, западном - через Словакию, Чехию и Австрию и восточном - через Беларусь.

 О перспективах проекта корреспонденту «БелГазеты» рассказал руководитель Центра экономического и социального развития (Баку) Вюгар БАЙРАМОВ.

- Как вы оцениваете вероятность того, что нефть, добываемая в Азербайджане, будет поставляться по нефтепроводу Баку - Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск в Европу и Беларусь?

- Этот проект затрагивает интересы не только стран, находящихся в каспийском регионе, но и стран Центральной и Восточной Европы. Прежде чем этот проект заработает, нужно провести физическое исследование для выявления продуктивности нефтепровода Одесса - Броды, определить экономическую рациональность проекта, установить, в какие страны целесообразно поставлять по нему нефть. Но из официальной позиции Азербайджана следует, что с помощью пояса Одесса - Броды возможен экспорт нефти.

Дело в том, что возможности нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, по которому сейчас осуществляются поставки азербайджанской нефти, полностью используются. А производство нефти постоянно растет. И это ставит на повестку дня вопрос о поиске альтернативных нефтепроводов. В 2009г. в Азербайджане произведено 50,3 млн. т нефти, из них 44,4 млн. т было экспортировано. В 2010-11гг. ожидается увеличение производства нефти, особенно возрастет добыча начиная с 2014г.

Это связано с тем, что в 2009г. заключены контракты с международными компаниями, в т.ч. с British Petroleum (BP), о повторных разработках нефтяных месторождений. В соответствии с этими контрактами началось использование не только действующих, но и новых месторождений. В 2010г. государственная нефтяная компания подписала соглашение с BP о разработке месторождений Азери - Чыраг - Гюнешли. Получено разрешение на использование нефтяного месторожденя Чыраг. Планируется использовать это месторождение с 2013г. Ожидается, что эксплуатация проекта «Чыраг» увеличит производство нефти примерно на 20%. В таком случае мощности нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, ежедневная пропускная способность которого равна 1 млрд. баррелей, не будет хватать для транспортировки нефти.

- Когда Азербайджан сможет полностью обеспечить загрузку нефтепровода Одесса - Броды, если он будет достроен?

- Для рентабельной работы нефтепровода необходимо, чтобы объем прокачиваемой нефти составлял не менее 7 млн. т. Для того чтобы нефтепровод работал рентабельно и на первичной стадии, требуется перекачать 10 млн. т нефти. Если в т.г. посредством нефтепровода Одесса - Броды будет перекачана нефть, то Азербайджан будет в состоянии поставить 6 млн. т. Через два года Азербайджан сможет отправить в Европу 10 млн. т нефти.

- Почему, на ваш взгляд, за девять лет нефтепровод Одесса - Броды так и не был достроен в сторону Польши?

- Были противоречия относительно объемов нефти, транспортируемой по этому нефтепроводу, и подозрения по поводу низкой рентабельности поставок нефти до Польши. Это устраняло всякие разговоры о достраивании нефтепровода. Другая причина связана с тарифами на транзит нефти. По мнению стран, производящих и экспортирующих нефть, применяемые Украиной транзитные тарифы не были рентабельны для Польши. Однако сейчас вовсю идут разговоры о доставке нефти в Польшу, потому что она нуждается в ней. И эта страна желает решить вопросы поставок нефти за счет альтернативных источников. Сейчас можно смело утверждать, что если нефтепровод будет продлен до Польши, то его заполняемость будет обеспечена.

Но для этого следует решить ряд вопросов. Необходимо повторное обсуждение и рассмотрение транзитных расходов. Они важны для определения стоимости нефти, поставляемой в Польшу. Другим вопросом является использование нефтепровода не только Азербайджаном, но и другими странами, находящимися за пределами Каспийского моря. Нефть ряда стран, в т.ч. Казахстана, может быть привезена в Азербайджан, обработана здесь и доставлена в Гданьск посредством этого нефтепровода.

- Как правило, Россия довольно ревностно относится к поставкам нефти по альтернативным маршрутам в обход своей территории. Думаете, Россия предпримет какие-то меры, чтобы помешать реализации этого проекта?

- Да, Россия не заинтересована в строительстве нефтепроводов, проходящих вне ее территории. Когда строился нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, Россия оказывала довольно большое воздействие на Азербайджан и на другие транзитные страны. Одна из причин заключалась в том, что Россия была заинтересована в доставке азербайджанской нефти в Европу именно по своей территории. Это не только сохраняло бы политическое влияние России на Европу, но и давало бы ей возможность сохранить за собой монополию в нефтегазовых вопросах.

Но, несмотря на то что нефтепровод Баку - Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск проходит вне территории России, я не думаю, что она станет помехой в реализации проекта. Объем передаваемой по нефтепроводу нефти небольшой, он не создаст конкуренции российскому экспорту. Если нефтепровод будет запущен, это не приведет к ослаблению позиций России на европейских рынках. С другой стороны, речь идет об обеспечении нефтью стран Восточной Европы, а у этих стран, участвующих в проекте, довольно хорошие отношения с Россией. Я не считаю, что Россия будет против реализации проекта.

- Сколько может стоить азербайджанская нефть с учетом ее транспортировки по нефтепроводу Баку - Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск?

- Цена будет напрямую зависеть от тарифов на транзит. Для участия сторон в этом проекте необходимо, чтобы цена транспортируемой по нефтепроводу нефти была ниже российской. Азербайджан не заинтересован в увеличении транзитных расходов и стремится к тому, чтобы его нефть была дешевле российской. И последние подсчеты говорят о том, что если проект нефтепровода реализуется, нефть, экспортируемая по нему, будет дешевле российской. При этом азербайджанская нефть считается более качественной на мировых рынках.

ПРОПУСКНАЯ МОЩНОСТЬ НЕФТЕПРОВОДОВ (МЛН. Т В ГОД)

СПРАВКА «БелГазеты». Вюгар Байрамов родился в 1975г. в Азербайджане. В 1997г. окончил Азербайджанский государственный экономический университет. В 2002г. там же защитил докторскую диссертацию. В 2004г. защитил диссертацию в Вашингтонском университете (США). В 1996-2000гг. - руководитель отдела экономики газеты Azadliq; 2004-06гг. - глава исследовательской группы Экономического исследовательского центра (Баку). С 2006г. - руководитель Центра экономического и социального развития (Баку). Преподает экономику и финансы в Азербайджанском государственном экономическом университете.
Добавить комментарий
Проверочный код