Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (742) 17 мая 2010 г. Экономика

Души спекулянта!

17.05.2010
Очевидное и невероятное
Как оказалось, мы не одиноки. Трудности белорусского бюджета, лишившегося российской нефтяной подпитки, не выглядят одиозно на фоне и более богатых стран. Разразившийся в Европе бюджетный кризис еще раз показал: возможности современных государств противостоять кризису перепроизводства путем регулирования совокупного спроса за счет роста госрасходов весьма ограниченны. Как, впрочем, и возможности противостоять любыми другими методами.
Александр ОБУХОВИЧ



В Греции принятие правительством условий оказания помощи от МВФ и ЕС вызвали бурю социального протеста. И политические последствия этой бури непредсказуемы. В Испании принимаемые правительством меры способны только отложить развитие событий по греческому сценарию. Но ни правительство, ни оппозиция даже не представляют, как решить главную проблему страны: каждый пятый - без работы, строительный бум закончился, похоже, навсегда, и даже нет соображений, в каких отраслях создавать для людей рабочие места.

В Венгрии безработных - до 1 млн., нарастают проблемы в Португалии, Великобритании, Италии, странах Балтии. Никакой бюджет, даже в среднесрочной перспективе, не в состоянии выдержать такой нагрузки. Поскольку евро не позволяет отдельным странам использовать механизм девальвации для решения своих проблем, а темпы развития кризиса в каждой стране свои, для наиболее пострадавших от кризиса стран неизбежно снижение социальных стандартов - как путем ограничений расходов бюджета (включая зарплаты бюджетников), так и снижением социальных выплат (пенсии, пособия). Однако и такие меры не решают проблем, поскольку уменьшение бюджетных расходов снижает совокупный спрос и усугубляет перепроизводство с потерей рабочих мест. А на подходе - бюджетный кризис в США с непредсказуемыми последствиями для мировой торговли. Как выясняется, выход из кризиса перепроизводства через рост госрасходов даже для богатейших государств сегодня весьма проблематичен. А других методик преодоления кризиса в мире не наработано.

Бюджетный кризис показал и растущую зависимость государств от международного финансового центра. Планировавшееся правительством Греции закрытие основной потребности в ресурсах за счет выпуска облигаций было сорвано спекулянтами, обвалившими их котировки. Поскольку основная масса спекулянтов действует, оглядываясь на позицию самых крупных, можно считать, что именно крупные международные фонды, образующие этот финансовый центр, и организовали бойкот греческих облигаций. И их позиция оказалась важнее, чем словесная поддержка греческих усилий со стороны США, ЕС и МВФ. Постепенно, ставя в зависимость от себя небольшие государства, фонды сегодня претендуют на право определять условия крупных международных заимствований. И вот уже Испания пытается выполнить условия получения займов на рынке. По сути - у тех же фондов.

И раньше небольшие страны время от времени попадали в сложное положение. МВФ, займы крупных государств или крупных банков, при соответствующей демонстрации политической лояльности, в крайнем случае - девальвация, позволяли решить проблему. Сегодня МВФ заведомо на всех не хватит, крупные государства сами погрязли в долгах, а банки только-только выползают из финансового кризиса. Девальвация может дать эффект, если спрос высок и можно нарастить экспорт. А где этот спрос и экспорт чего могут нарастить Греция, Латвия или даже Испания? Остается просить помощи у фондов. Которые, в отличие от фирм, банков и государств, почти ничего не потеряли в ходе нынешнего кризиса и заинтересованы в получении новых финансовых инструментов.

Но нерешенным остается главный вопрос: что кредитовать? Выплату пособий по безработице? В надежде, что кризис рассосется сам по себе? Это - вряд ли. Рузвельт из такой ситуации выходил квотированием производства, выстраивая «вручную» каркас рынка. В условиях глобализации этого делать некому. Потому и признаков завершения кризиса пока не просматривается.

Беларусь пытается адаптироваться к сложившейся на мировых рынках обстановке. Так, наш премьер-министр заявил о наличии более 300 предприятий с участием белорусского капитала, занятых продвижением нашей продукции за рубежом. Крупный сдвиг. Но пока непонятно, что это за предприятия и какова эффективность их работы. Пока торговые дома были не очень эффективны, а опасность выноса сборочных производств очевидна: такой вынос оправдан, если технический уровень наших заводов заметно выше уровня местной промышленности. Иначе не избежать клонирования нашей продукции под местной маркой.

Отрадно, что премьер-министр заявил о наличии в стране стратегических планов развития отраслей. Но такие планы - это не промышленная политика, которая базируется на анализе внешних рынков и тенденций технического развития. Наши отраслевые планы - сумма предложений предприятий, разбавленная волевыми указаниями. Их обоснованность и вероятность реализации близки к нулю. Я неоднократно писал о необходимости привлечения к разработке таких планов опытных западных консалтинговых фирм. Не потому, что наши специалисты тупые - просто у нас для такой работы нет ни опыта, ни методик.

Объявлено, что Беларусь готовит выпуск еврооблигаций. Но печальный опыт Греции показывает, что тут немало проблем. Не то что международный фонд - обвалить курс белорусских облигаций по силам среднему российскому спекулянту. Резервов у нас не так много.

Мы опаздываем. В главных вопросах - структурной реформе промышленности и ускоренном создании новых рабочих мест - топчемся на месте. А значит - бюджетный кризис к нам тоже придет. Пора готовиться.
Добавить комментарий
Проверочный код