Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№19 (742) 17 мая 2010 г. Дисконт

Приложиться к бизнесу

17.05.2010
 
Рано или поздно любой развивающийся бизнес приходит к тому, что в новых условиях (ужесточение требований рынка, кризис) старые методы работы становятся всё менее эффективными, пока в какой-то момент окончательно не останавливают развитие бизнеса. А как известно из уроков биологии в школе, там, где нет прогресса, начинается регресс.


Одной из проблем, с которой может столкнуться растущая компания, - это проблема обработки резко возросших объемов информации. База данных поставщиков, клиентов, учет необходимых для производства ресурсов и материалов, заблаговременное предупреждение о возможной нехватке какого-то ресурса, производственные отношения между различными подразделениями и многое другое в какой-то момент перестанут умещаться в уме у одного-двух человек, стоящих у руля и потребуют более надежного хранилища. И не просто хранилища, а целой системы, предоставляющей удобный и быстрый доступ к нужным данным.

К счастью, мудрый руководитель понимает, что динамика роста и конкурентоспособность его бизнеса определяются степенью эффективности использования ресурсов (человеческих, финансовых, производственных и т.д.), а качественное управление этими ресурсами становится возможным только с использованием соответствующих механизмов и инструментов.

Существует множество уже готовых решений для подобного рода задач - системы планирования ресурсов предприятия и управления производственной деятельностью (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками (CRM), аналитические системы, системы планирования, прогнозирования, мониторинга и сбора отчетности (CPM), системы управления корпоративным контентом и документооборотом (ECM), проектами и имуществом и др. Все они позволяют сократить сроки обработки информации, сэкономить материальные и человеческие ресурсы, повысить объемы и качество производства.

Хотя бы минимальный набор бизнес-приложений как инструментов оптимизации должен быть в арсенале каждого серьезного предприятия, желающего сэкономить время и силы за счет автоматизации рутинных процедур в ключевых направлениях деятельности, совершенствования механизмов управления, а также выстраивания организационных и бизнес-процессов в соответствии с наиболее эффективными моделями, существующими в мировой практике.

Загвоздка в том, что все они не лишены недостатков, самый главный из которых - строгое следование сценарию, созданному разработчиком того или иного приложения. Конечно же, этот сценарий берется не с потолка - как минимум существует несколько систем сертификации (ISO, IDEF, ARIS). Но это не значит, что данный конкретный сценарий, который разработчик позиционирует как гибкий, быстро реагирующий на новые потребности и требующий минимальных усилий для реализации новых возможностей, на 100% подойдет для данного вида бизнеса со всеми его возможными частностями, обусловленными местными законами, традициями, привычками и предпочтениями руководства и работников. Обычно такую систему можно подстроить под текущую задачу. Но опять же, даже если с настройкой ПО не возникнет никаких проблем, научиться эффективно им пользоваться довольно сложно, а применить имеющиеся возможности в нужном месте - и вовсе непосильная задача для неспециалиста.

Традиционно решимость что-то менять, даже при всей мудрости и прозорливости руководства, часто приходит в тот момент, когда «всё пропало» и решения принимаются не по-деловому, а на эмоциях. Уделять внимание несущественным мелочам, вместо того чтобы исправлять глобальные промахи, - главный порок непрофессионального подхода к оптимизации бизнес-процессов. Рысь не преследует зайца по рыхлому снегу больше 100 метров, потому что пойманный с такими усилиями заяц будет ей энергетически невыгоден - на его поимку будет потрачено больше калорий, чем содержится в нем самом. Точно так же стоит подходить и к оптимизации уже существующих процессов внутри компании, в особенности когда внедрение какой-либо компьютерной системы выглядит таким простым и соблазнительным решением всех насущных проблем. Далеко не каждый сотрудник выиграет от заполнения формы заявки в компьютере вместо того, чтобы просто позвонить в филиал и по телефону сообщить необходимые данные.

Вообще же, проблеме оптимизации бизнес-процессов посвящено множество книг, статей, сайтов и прочих источников информации, так что найти ответ на вопрос «А надо ли здесь что-то делать?» можно самостоятельно. Но что именно делать, подскажут только специалисты, которые не только помогут разобраться в существующей ситуации, но и спланируют шаги для исправления имеющихся проблем, обучат персонал правильно применять новые методики на практике, в конце концов, покажут, как можно эффективнее использовать уже существующие наработки.

Главное - не увлекаться чрезмерной оптимизацией и автоматизацией и в погоне за малоразличимой пользой случайно не усложнить жизнь работникам предприятия. Хорошая система не должна мешать работать - она должна предоставлять все необходимое для того, чтобы делать это максимально комфортно и результативно. Те, кто хотя бы попробует, очень скоро убедятся, что IT-технологии в бизнесе - это стратегически важный инструмент, а не пугающая цифра в графе «расходы».
Добавить комментарий
Проверочный код