Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (742) 17 мая 2010 г. Дисконт

Приложиться к бизнесу

17.05.2010
 
Рано или поздно любой развивающийся бизнес приходит к тому, что в новых условиях (ужесточение требований рынка, кризис) старые методы работы становятся всё менее эффективными, пока в какой-то момент окончательно не останавливают развитие бизнеса. А как известно из уроков биологии в школе, там, где нет прогресса, начинается регресс.


Одной из проблем, с которой может столкнуться растущая компания, - это проблема обработки резко возросших объемов информации. База данных поставщиков, клиентов, учет необходимых для производства ресурсов и материалов, заблаговременное предупреждение о возможной нехватке какого-то ресурса, производственные отношения между различными подразделениями и многое другое в какой-то момент перестанут умещаться в уме у одного-двух человек, стоящих у руля и потребуют более надежного хранилища. И не просто хранилища, а целой системы, предоставляющей удобный и быстрый доступ к нужным данным.

К счастью, мудрый руководитель понимает, что динамика роста и конкурентоспособность его бизнеса определяются степенью эффективности использования ресурсов (человеческих, финансовых, производственных и т.д.), а качественное управление этими ресурсами становится возможным только с использованием соответствующих механизмов и инструментов.

Существует множество уже готовых решений для подобного рода задач - системы планирования ресурсов предприятия и управления производственной деятельностью (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками (CRM), аналитические системы, системы планирования, прогнозирования, мониторинга и сбора отчетности (CPM), системы управления корпоративным контентом и документооборотом (ECM), проектами и имуществом и др. Все они позволяют сократить сроки обработки информации, сэкономить материальные и человеческие ресурсы, повысить объемы и качество производства.

Хотя бы минимальный набор бизнес-приложений как инструментов оптимизации должен быть в арсенале каждого серьезного предприятия, желающего сэкономить время и силы за счет автоматизации рутинных процедур в ключевых направлениях деятельности, совершенствования механизмов управления, а также выстраивания организационных и бизнес-процессов в соответствии с наиболее эффективными моделями, существующими в мировой практике.

Загвоздка в том, что все они не лишены недостатков, самый главный из которых - строгое следование сценарию, созданному разработчиком того или иного приложения. Конечно же, этот сценарий берется не с потолка - как минимум существует несколько систем сертификации (ISO, IDEF, ARIS). Но это не значит, что данный конкретный сценарий, который разработчик позиционирует как гибкий, быстро реагирующий на новые потребности и требующий минимальных усилий для реализации новых возможностей, на 100% подойдет для данного вида бизнеса со всеми его возможными частностями, обусловленными местными законами, традициями, привычками и предпочтениями руководства и работников. Обычно такую систему можно подстроить под текущую задачу. Но опять же, даже если с настройкой ПО не возникнет никаких проблем, научиться эффективно им пользоваться довольно сложно, а применить имеющиеся возможности в нужном месте - и вовсе непосильная задача для неспециалиста.

Традиционно решимость что-то менять, даже при всей мудрости и прозорливости руководства, часто приходит в тот момент, когда «всё пропало» и решения принимаются не по-деловому, а на эмоциях. Уделять внимание несущественным мелочам, вместо того чтобы исправлять глобальные промахи, - главный порок непрофессионального подхода к оптимизации бизнес-процессов. Рысь не преследует зайца по рыхлому снегу больше 100 метров, потому что пойманный с такими усилиями заяц будет ей энергетически невыгоден - на его поимку будет потрачено больше калорий, чем содержится в нем самом. Точно так же стоит подходить и к оптимизации уже существующих процессов внутри компании, в особенности когда внедрение какой-либо компьютерной системы выглядит таким простым и соблазнительным решением всех насущных проблем. Далеко не каждый сотрудник выиграет от заполнения формы заявки в компьютере вместо того, чтобы просто позвонить в филиал и по телефону сообщить необходимые данные.

Вообще же, проблеме оптимизации бизнес-процессов посвящено множество книг, статей, сайтов и прочих источников информации, так что найти ответ на вопрос «А надо ли здесь что-то делать?» можно самостоятельно. Но что именно делать, подскажут только специалисты, которые не только помогут разобраться в существующей ситуации, но и спланируют шаги для исправления имеющихся проблем, обучат персонал правильно применять новые методики на практике, в конце концов, покажут, как можно эффективнее использовать уже существующие наработки.

Главное - не увлекаться чрезмерной оптимизацией и автоматизацией и в погоне за малоразличимой пользой случайно не усложнить жизнь работникам предприятия. Хорошая система не должна мешать работать - она должна предоставлять все необходимое для того, чтобы делать это максимально комфортно и результативно. Те, кто хотя бы попробует, очень скоро убедятся, что IT-технологии в бизнесе - это стратегически важный инструмент, а не пугающая цифра в графе «расходы».
Добавить комментарий
Проверочный код