Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№17 (740) 03 мая 2010 г. Тема недели

Уроки кампании

03.05.2010
 
Есть подозрение, что отнюдь не позиции кандидатов и не их конкурентная борьба на публичном поле предопределят итоги будущей президентской схватки в феврале 2011г. Главным действующим лицом выборов станут сами выборы, т.е. то, как будут формироваться избиркомы (с этим все уже более или менее понятно), как будут регистрироваться кандидаты и как будут считаться голоса. Выборы в местные советы прошли по новому Избирательному кодексу. Какие их особенности следует учитывать, размышляя о грядущей кампании?
Виктор МАРТИНОВИЧ



Внесенные по результатам диалога с ОБСЕ поправки в избирательное законодательство не повлияли ровным счетом ни на что. Самое лаконичное тому подтверждение - процент победивших независимых от власти кандидатов. Но можно углубиться в детали и обратить внимание на то, что законодательно введенная квота представителей партий и негосударственных организаций в составе комиссий не работает, т.к. к таковым относят представителей проправительственных движений. И в итоге в составе комиссий по проведению этих выборов оказалось менее 1% оппозиционеров.

Не сработал и аргумент, высказанный когда-то президентом, против того, чтобы законодательно закреплялось право наблюдателей наблюдать за подсчетом голосов. Александр Лукашенко сказал: «Я не вижу здесь проблемы. У нас председатель избирательной комиссии на месте решает, кого допускать к подсчету голосов, а кого не допускать». В итоге по всей республике вполне предсказуемо было решено «не допускать», причем на этот раз «не допускали» не только наблюдателей и не только к подсчету голосов, но даже просто фотокорреспондентов - к съемке на участке.

Не сработал пункт об отсутствии необоснованных придирок, на основании которых не регистрируются или снимаются кандидаты. В Сети широко обсуждался случай с одной витебской активисткой, снятой с выборов в городской и областной советы за воздушные шарики: группа граждан направила в избиркомы жалобы о том, что их раздача командой активистки является «подкупом избирателей».

Ход досрочного голосования

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ



Процедура досрочного голосования продолжает «рулить». В заключении, которое Евросоюз распространил по итогам кампании, вывод о том, что выборы были недостаточно демократичными, базировался, в частности, на отказе на отдельных участках обеспечить раздельный подсчет голосов из урны для досрочного и «основного» голосования. Как бы объяснить европейцам, что даже если подсчет будет вестись раздельно, по дням и часам, никак на итог голосования это не повлияет? На отдельных участках показатель явки на досрочное голосование был настолько велик, что впору было ставить вопрос: что это и зачем нужно?

Досрочное голосование как концепт придумано для тех, кто не может физически явиться на участок в день выборов. Зачем специально загонять людей? Зачем гнаться за показателем явки? Какой в этом политический смысл? И если в апреле это еще как-то можно объяснить тем, что устроители выборов боялись отъезда избирателей на дачные участки (опять же, ну и что - нижний порог явки для признания выборов состоявшимися снят), то зачем досрочное голосование в феврале 2011г.? Не впору ли требовать его полной отмены на президентских выборах? А то получилось, что озвучен показатель «более чем в 79% явки» - при полупустых участках для голосования в день голосования! Доверия к результатам выборов это точно не добавляет.

Плюс к этому - высказываемые кандидатами претензии об искусственном занижении численности избирателей в округах; заявления в прокуратуру и ЦИК (на этот раз оппозиция решила не давать устроителям выборов повода говорить, что письменных заявок о нарушениях не поступало); коллективное письмо сразу трех кандидатов, баллотирующихся по одному из минских округов, с требованием отменить результаты выборов. Складывается впечатление, что это была самая «грязная» и «неэлегантная» кампания за всю историю наблюдений. Причем проведена она была по скорректированному с учетом поправок международного сообщества кодексу. Так что, нужны были поправки? И как себя сейчас чувствует ОБСЕ? Хорошо поработали, ребята?

Неизвестно, будет ли продолжаться сотрудничество европейского сообщества и белорусских законодателей по дальнейшему и плодотворному усовершенствованию законодательства о выборах. Устроители кампаний давали понять, что Избирательный кодекс больше менять не стоит - он и так совершенен. Однако менять или не менять - в данном случае предопределяет ряд факторов, прямо не участвующих во внутриполитической жизни страны. Таких, например, как заинтересованность и потребность экономики в европейском финансировании. И, если кодексом все-таки займутся, будем надеяться, что вспомнят о досрочном голосовании и дадут наблюдателям право стоять за столом, видеть каждый извлекаемый из урны бюллетень и вести параллельный подсчет данных.

Отмена досрочного голосования и наблюдение за подсчетом голосов - две вещи, которые могли бы полностью изменить лицо белорусских выборов и даже сами лица тех, кто на них каждый раз из года в год побеждает.
Добавить комментарий
Проверочный код