Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Минипул комплекс для бассейна. Широкий ассортимент. Низкие цены. Доставка
baniadom.ru
Где дешевле Имитация бруса? Я тоже не знал. А нашел здесь
fanera-prodaga.ru
№17 (740) 03 мая 2010 г. Тема недели

Уроки кампании

03.05.2010
 
Есть подозрение, что отнюдь не позиции кандидатов и не их конкурентная борьба на публичном поле предопределят итоги будущей президентской схватки в феврале 2011г. Главным действующим лицом выборов станут сами выборы, т.е. то, как будут формироваться избиркомы (с этим все уже более или менее понятно), как будут регистрироваться кандидаты и как будут считаться голоса. Выборы в местные советы прошли по новому Избирательному кодексу. Какие их особенности следует учитывать, размышляя о грядущей кампании?
Виктор МАРТИНОВИЧ



Внесенные по результатам диалога с ОБСЕ поправки в избирательное законодательство не повлияли ровным счетом ни на что. Самое лаконичное тому подтверждение - процент победивших независимых от власти кандидатов. Но можно углубиться в детали и обратить внимание на то, что законодательно введенная квота представителей партий и негосударственных организаций в составе комиссий не работает, т.к. к таковым относят представителей проправительственных движений. И в итоге в составе комиссий по проведению этих выборов оказалось менее 1% оппозиционеров.

Не сработал и аргумент, высказанный когда-то президентом, против того, чтобы законодательно закреплялось право наблюдателей наблюдать за подсчетом голосов. Александр Лукашенко сказал: «Я не вижу здесь проблемы. У нас председатель избирательной комиссии на месте решает, кого допускать к подсчету голосов, а кого не допускать». В итоге по всей республике вполне предсказуемо было решено «не допускать», причем на этот раз «не допускали» не только наблюдателей и не только к подсчету голосов, но даже просто фотокорреспондентов - к съемке на участке.

Не сработал пункт об отсутствии необоснованных придирок, на основании которых не регистрируются или снимаются кандидаты. В Сети широко обсуждался случай с одной витебской активисткой, снятой с выборов в городской и областной советы за воздушные шарики: группа граждан направила в избиркомы жалобы о том, что их раздача командой активистки является «подкупом избирателей».

Ход досрочного голосования

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ

Виктор МАРТИНОВИЧ



Процедура досрочного голосования продолжает «рулить». В заключении, которое Евросоюз распространил по итогам кампании, вывод о том, что выборы были недостаточно демократичными, базировался, в частности, на отказе на отдельных участках обеспечить раздельный подсчет голосов из урны для досрочного и «основного» голосования. Как бы объяснить европейцам, что даже если подсчет будет вестись раздельно, по дням и часам, никак на итог голосования это не повлияет? На отдельных участках показатель явки на досрочное голосование был настолько велик, что впору было ставить вопрос: что это и зачем нужно?

Досрочное голосование как концепт придумано для тех, кто не может физически явиться на участок в день выборов. Зачем специально загонять людей? Зачем гнаться за показателем явки? Какой в этом политический смысл? И если в апреле это еще как-то можно объяснить тем, что устроители выборов боялись отъезда избирателей на дачные участки (опять же, ну и что - нижний порог явки для признания выборов состоявшимися снят), то зачем досрочное голосование в феврале 2011г.? Не впору ли требовать его полной отмены на президентских выборах? А то получилось, что озвучен показатель «более чем в 79% явки» - при полупустых участках для голосования в день голосования! Доверия к результатам выборов это точно не добавляет.

Плюс к этому - высказываемые кандидатами претензии об искусственном занижении численности избирателей в округах; заявления в прокуратуру и ЦИК (на этот раз оппозиция решила не давать устроителям выборов повода говорить, что письменных заявок о нарушениях не поступало); коллективное письмо сразу трех кандидатов, баллотирующихся по одному из минских округов, с требованием отменить результаты выборов. Складывается впечатление, что это была самая «грязная» и «неэлегантная» кампания за всю историю наблюдений. Причем проведена она была по скорректированному с учетом поправок международного сообщества кодексу. Так что, нужны были поправки? И как себя сейчас чувствует ОБСЕ? Хорошо поработали, ребята?

Неизвестно, будет ли продолжаться сотрудничество европейского сообщества и белорусских законодателей по дальнейшему и плодотворному усовершенствованию законодательства о выборах. Устроители кампаний давали понять, что Избирательный кодекс больше менять не стоит - он и так совершенен. Однако менять или не менять - в данном случае предопределяет ряд факторов, прямо не участвующих во внутриполитической жизни страны. Таких, например, как заинтересованность и потребность экономики в европейском финансировании. И, если кодексом все-таки займутся, будем надеяться, что вспомнят о досрочном голосовании и дадут наблюдателям право стоять за столом, видеть каждый извлекаемый из урны бюллетень и вести параллельный подсчет данных.

Отмена досрочного голосования и наблюдение за подсчетом голосов - две вещи, которые могли бы полностью изменить лицо белорусских выборов и даже сами лица тех, кто на них каждый раз из года в год побеждает.
Добавить комментарий
Проверочный код