Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№17 (740) 03 мая 2010 г. Радости жизни

Вот вам Padla!

03.05.2010
Bo Promo Group хотела обидеться на минского зрителя
В преддверии фестиваля, посвященного 5-летию деятельности белорусской компании Bo Promo Group, устраивающей в Беларуси концерты альтернативных групп, а также «экспортирующей» белорусские группы в Россию и Европу, директор компании Александр Богданов объявил об окончании концертной деятельности.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



В многочисленных интервью на эту тему сквозила обида на минского зрителя - ему предоставляют возможность ознакомиться с самыми прогрессивными явлениями современной музыки, а зритель пассивен, и вообще здесь никому ничего не нужно. На самом деле, конечно, здесь и правда мало кому что нужно.

На концерты Bo Promo ходят современные белорусские «хипстеры», их много, они умудряются где-то покупать лицензионные «конверсы», качать «торрентами» инди-фолк на свои айподы и писать в «живые журналы» заметки о модных музыкальных стилях тви-поп и шугейз. Вот они - девочки, пляшущие под алко-буги проекта Rockerjocker, и мальчики в майках с изображением группы НОМ, врубающиеся в психоделическую лирику «Кассиопеи», распевающей о воробушках и адюльтере.

Все прекрасно, но нет тусовки, нет коммьюнити. Некому сказать нашей юной публике, что группа Padla Bear Outfit - это модный проект с «иронической риторикой антифолка», никто не объяснит нам про магическую суть трикстерства «Кассиопеи», близость постпанка «Петли Пристрастия» упаднической эстетике Interpol. Наши зрители не знают, что Ян Кертис - это не трагедия, а мода, они пока что не поняли, что Егор Летов и «Гражданская оборона» - это теперь тоже музыка для хипстеров (уже после смерти Летова вдруг выяснилось, что он, вообще-то, всегда был представителем гаражной лоу-фай-психоделики).

Наша публика не привязана к указаниям программных музыкальных критиков о том, что модно слушать инди, увлекаться творчеством маргиналов, проповедовать lo-fi и закидывать квартирные видеоклипы прямиком в Интернет. Поэтому белорусов сложнее расшевелить - они оценивают искусство напрямую, без подсказки. Наша культурная среда едина и нерушима, понравиться нам - целое искусство.

В самом деле, почетных гостей фестиваля, питерских Chikiss и Padla Bear Outfit, в зале знали единицы, в то время как в России последних называют надеждой современной музыки. Термин «антифолк», придуманный для обозначения творчества Padla Bear Outfit, здешней публике чужд, но когда на сцену выходит худенький мальчик с гитарой и начинает отчаянно вопить что-то оголтелое и пассионарное, зал мигом ориентируется: панк-рок! И когда кто-то поднимает вверх два пальца и кричит: «Это же Stooges!» - выдыхаешь - все-таки наша публика гостеприимна и внимательна. Просто с ней некому разговаривать.

Выступление Padla Bear Outfit оказалось откровением для минских меломанов. Мрачный молодой человек Арсений, облаченный в рясу из бутика и рваные джинсы, отказался от акустики в пользу панковского трехаккордового электричества и сейчас выглядит действительно как молодой Летов, только получивший гораздо более неограниченный доступ к гаражной музыке 1960-х гг. Padla Bear аутентичны настолько, что Арсения можно сравнивать то с Игги Попом, то с Лу Ридом - он судорожно орет социальные громкие песни, не заботится о чистоте саунда (альбомы он записывает на аудиокассеты), не забывает о зрителе («Здесь нет ничего для айпода твоего!») и на редкость прямолинеен. «Боль, боль, боль, боль!» - орет он, напрягая вены на шее, одну из последних песен, стилистику которой он определяет как «Штокгаузен-рок-н-ролл», - и у зрителя вообще не возникает никаких вопросов. Более ясной и прозрачной группы в русско-язычной музыке действительно не появлялось уже пару десятилетий. По уровню прозрачности Padla Bear Outfit близок разве что Борис Гребенщиков - и кажется, несмотря на верность американскому панк-року, данная группа является самой правильной реинкарнацией всего лучшего, что было в русском роке.

Менее бурно, но все равно с радостью белорусы оценили и группу Chikiss. Галя Чикис играет на клавишных и поет космические, грустные и мрачноватые песни; все это чуть-чуть похоже на эмбиентный пост-рок в духе Sigur Ros и Mogwai, разве что к этому примешивается сумрачная, очень питерская лирика, полная трагического символизма.

И больше всего аплодисментов сорвали свои, родные музыканты - белорусы, не жалея сил, плясали под «Серебряную Свадьбу» и устраивали стейдж-дайвинг под хиты группы «Петля Пристрастия». Восторг вызвал даже Rockerjocker, пусть этот проект и выглядит чересчур конъюнктурно: в нем слишком много параллелей с «Ленинградом» и Billy’s Band. Rockerjocker были бы более органичны в качестве гостей из Питера, но тот факт, что эта музыка делается в Беларуси, на экспорт, заставляет задуматься. «Проблема в том, что это все - не совсем наша культура», - отмечает коллега, хмуро наблюдающий за течением фестиваля. Скорее, проблема не в этом: белорусский андерграунд так и не нашел своего узкоспецифичного слушателя, получив вместо него в качестве аудитории вообще всех, кто хоть как-то интересуется музыкой.

* * *

Наутро после концерта Александр Богданов уже не был так категоричен: «Может быть, прекратим концертную деятельность насовсем, может, на время». На белорусскую публику он не обижен: «Они молодцы, интересуются, ходят - просто их слишком мало, чтобы окупать интересные концерты!» Проблема с публикой в том, что «интересующихся людей немного», поэтому это, скорее, «проблема информационного пространства - у нас нет массовых источников, из которых бы шел поток информации об актуальном искусстве». То, что белорусские зрители не знали ничего о почетных питерских гостях, его не расстраивает: «Я это прекрасно знал, но мне они очень нравятся, и поэтому очень хотелось привезти их в Минск. Именно поэтому единственным возможным вариантом их выступления тут был фестиваль, куда люди приходят на знакомые имена, а слышат что-то, чего раньше никогда не слышали».
Добавить комментарий
Проверочный код