Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№17 (740) 03 мая 2010 г. Мнения

Дайте справку, что справка не нужна

03.05.2010
ПравоТолк с Максимом ЗНАКОМ
Если неустанно заниматься либерализацией экономики, то можно случайно и долиберализироваться. О наличии такой опасности свидетельствует недавно произошедшая в юридическом мире история со счастливым (надеемся) концом.


6 января в закон об обязательных страховых взносах в ФСЗН были внесены изменения, порадовавшие нанимателей. Объектом для исчисления взносов в ФСЗН (34+1%) стали выплаты работнику в пределах 4-кратной величины средней зарплаты. Это позволяло тем нанимателям, которые платили высокие зарплаты, сэкономить значительные суммы, а также давало частичный ответ на давно мучавший их вопрос: почему, если уплата взносов идет от всей суммы зарплаты, максимальный размер пособия по нетрудоспособности составляет всего 3-кратную величину среднего заработка по стране?

В этом году, после принятия особенной части Налогового кодекса, указом N143 от 3 марта внесены изменения во многие акты налогового законодательства, в т.ч. посчитали необходимым уточнить указ N71 от 7 февраля 2006г. «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов». До принятия последней редакции указ N71 устанавливал, что банки имеют право осуществлять платежи в размере свыше 100 базовых величин на счета физлиц (в т.ч. на дебетовые зарплатные карты) только при наличии справки налогового органа (за исключением случаев, прямо оговоренных в указе). Одним из таких случаев опосредованно признавалась выплата зарплаты, поэтому при выплате больших зарплат проблем у нанимателей не было.

Изменениями, внесенными указом N143, законодатель установил, что не требуется предоставления справки при перечислении денежных средств, «на которые начисляются взносы по государственному социальному страхованию в ФСЗН».

Поскольку на часть высоких зарплат взносы по социальному страхованию не начисляются, у тех банков, которые внимательно вчитались в текст изменений, возникло желание попросить у нанимателей справку до осуществления операции по переводу зарплаты.

Как это часто бывает, указ N143 вступил в силу примерно за 2,5 месяца до момента его официального опубликования - с 1 января 2010г. Соответственно, подготовиться к нововведениям не было возможности ни у нанимателей, ни у банков.

В результате при выплате зарплаты за март 2010г. возникли проблемы. Некоторые банки начали настаивать, что по формальным требованиям указа N71 в новой редакции, в случае, если будет перечисляться зарплата, на 100 и более базовых величин превышающая 4-кратный средний заработок, необходимо предварительно обращаться в налоговую инспекцию и получать соответствующую справку. Речь идет о сумме порядка Br8 млн., что значительно выше средней зарплаты по стране, но отнюдь не предел для топ-менеджера в иностранной компании. Согласно белорусскому законодательству, для получения справки необходимо предоставить письменное заявление, копию договора и подождать пять рабочих дней либо до одного месяца, если потребуется дополнительная проверка.

Ошарашенные наниматели (особенно топ-менеджеры, своевременно не получившие зарплату) выходили из ситуации по-разному. Понятно, что законодательное ограничение иногда можно обойти - например, произвести выплату наличными денежными средствами через кассу предприятия либо выплатить зарплату несколькими частями. Однако крупные компании обычно не ищут обходных путей, а действуют строго по закону. В результате некоторые клиенты смогли убедить свои банки в том, что проблема надуманная и все вопросы по выплате зарплаты снимаются с помощью п.1.3 указа N71 (в котором указано на обязанность банка перечислить либо выдать денежные средства на выплату зарплаты при условии уплаты подоходного налога и страховых взносов). Другие наниматели добросовестно обращались в свою налоговую инспекцию за справками. Говорят, что некоторые налоговые органы отказывали в выдаче справки, другие - выдавали.

В итоге, после обсуждения проблемы различными представителями налоговых органов, в СМИ было опубликовано мнение начальника Главного управления налогообложения физлиц МНС Галины Радюкевич, которая сообщила, что, согласно «позиции МНС», требование по представлению в банк справки не распространяется на зарплату.

Итак, история вышла со счастливым концом (при условии, что МНС не изменит свою позицию и будет дано соответствующее официальное письменное разъяснение). Но осадок остался. Далеко не первый раз ошибки в законодательной технике приводят к возникновению проблем у правоприменителей. Ошибки и неточности при составлении текста нормативного акта, умноженные на вступление в силу «задним числом», приводят к необходимости дачи разъяснений из серии «имеется в виду, что…». При этом опять же заложниками ситуации оказываются компании, поскольку формулировки в нормативных актах остаются стабильно неоднозначными, а позиция госорганов может меняться.
Добавить комментарий
Проверочный код