Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№17 (740) 03 мая 2010 г. Мнения

Дайте справку, что справка не нужна

03.05.2010
ПравоТолк с Максимом ЗНАКОМ
Если неустанно заниматься либерализацией экономики, то можно случайно и долиберализироваться. О наличии такой опасности свидетельствует недавно произошедшая в юридическом мире история со счастливым (надеемся) концом.


6 января в закон об обязательных страховых взносах в ФСЗН были внесены изменения, порадовавшие нанимателей. Объектом для исчисления взносов в ФСЗН (34+1%) стали выплаты работнику в пределах 4-кратной величины средней зарплаты. Это позволяло тем нанимателям, которые платили высокие зарплаты, сэкономить значительные суммы, а также давало частичный ответ на давно мучавший их вопрос: почему, если уплата взносов идет от всей суммы зарплаты, максимальный размер пособия по нетрудоспособности составляет всего 3-кратную величину среднего заработка по стране?

В этом году, после принятия особенной части Налогового кодекса, указом N143 от 3 марта внесены изменения во многие акты налогового законодательства, в т.ч. посчитали необходимым уточнить указ N71 от 7 февраля 2006г. «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов». До принятия последней редакции указ N71 устанавливал, что банки имеют право осуществлять платежи в размере свыше 100 базовых величин на счета физлиц (в т.ч. на дебетовые зарплатные карты) только при наличии справки налогового органа (за исключением случаев, прямо оговоренных в указе). Одним из таких случаев опосредованно признавалась выплата зарплаты, поэтому при выплате больших зарплат проблем у нанимателей не было.

Изменениями, внесенными указом N143, законодатель установил, что не требуется предоставления справки при перечислении денежных средств, «на которые начисляются взносы по государственному социальному страхованию в ФСЗН».

Поскольку на часть высоких зарплат взносы по социальному страхованию не начисляются, у тех банков, которые внимательно вчитались в текст изменений, возникло желание попросить у нанимателей справку до осуществления операции по переводу зарплаты.

Как это часто бывает, указ N143 вступил в силу примерно за 2,5 месяца до момента его официального опубликования - с 1 января 2010г. Соответственно, подготовиться к нововведениям не было возможности ни у нанимателей, ни у банков.

В результате при выплате зарплаты за март 2010г. возникли проблемы. Некоторые банки начали настаивать, что по формальным требованиям указа N71 в новой редакции, в случае, если будет перечисляться зарплата, на 100 и более базовых величин превышающая 4-кратный средний заработок, необходимо предварительно обращаться в налоговую инспекцию и получать соответствующую справку. Речь идет о сумме порядка Br8 млн., что значительно выше средней зарплаты по стране, но отнюдь не предел для топ-менеджера в иностранной компании. Согласно белорусскому законодательству, для получения справки необходимо предоставить письменное заявление, копию договора и подождать пять рабочих дней либо до одного месяца, если потребуется дополнительная проверка.

Ошарашенные наниматели (особенно топ-менеджеры, своевременно не получившие зарплату) выходили из ситуации по-разному. Понятно, что законодательное ограничение иногда можно обойти - например, произвести выплату наличными денежными средствами через кассу предприятия либо выплатить зарплату несколькими частями. Однако крупные компании обычно не ищут обходных путей, а действуют строго по закону. В результате некоторые клиенты смогли убедить свои банки в том, что проблема надуманная и все вопросы по выплате зарплаты снимаются с помощью п.1.3 указа N71 (в котором указано на обязанность банка перечислить либо выдать денежные средства на выплату зарплаты при условии уплаты подоходного налога и страховых взносов). Другие наниматели добросовестно обращались в свою налоговую инспекцию за справками. Говорят, что некоторые налоговые органы отказывали в выдаче справки, другие - выдавали.

В итоге, после обсуждения проблемы различными представителями налоговых органов, в СМИ было опубликовано мнение начальника Главного управления налогообложения физлиц МНС Галины Радюкевич, которая сообщила, что, согласно «позиции МНС», требование по представлению в банк справки не распространяется на зарплату.

Итак, история вышла со счастливым концом (при условии, что МНС не изменит свою позицию и будет дано соответствующее официальное письменное разъяснение). Но осадок остался. Далеко не первый раз ошибки в законодательной технике приводят к возникновению проблем у правоприменителей. Ошибки и неточности при составлении текста нормативного акта, умноженные на вступление в силу «задним числом», приводят к необходимости дачи разъяснений из серии «имеется в виду, что…». При этом опять же заложниками ситуации оказываются компании, поскольку формулировки в нормативных актах остаются стабильно неоднозначными, а позиция госорганов может меняться.
Добавить комментарий
Проверочный код