Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№17 (740) 03 мая 2010 г. Экономика

Кому тюрьма, кому мать родная

03.05.2010
Окончательный анализ
Похоже, свежие идеи по либерализации условий экономической деятельности в стране иссякли. В соответствующих правительственных мероприятиях осталось поставить лишь 2-3 галочки. Динамизм процесса теряется, хотя задачи, стоящие перед страной, требуют дальнейших активных действий.
Александр САМАНКОВ



Даже президент в ежегодном послании белорусскому народу и парламенту назвал только три известных акта, которые планируется принять в этом году. В ближайшее время будет издан новый указ президента - «О лицензировании отдельных видов деятельности», - направленный на упрощение процедур. На рассмотрении парламента - законопроект по вопросам приватизации гос-имущества. Готовится к принятию проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Документы, безусловно, нужные. Но охватывают они далеко не все вопросы деловой среды.

Нет и обобщающего анализа последствий уже принятых мер. К всевозможным рейтингам Всемирного банка необходимо относиться с известной долей скепсиса - 58-е место по условиям ведения бизнеса может быть обусловлено не только реальным влиянием на экономику принятых мер, но и политической мотивированностью рейтингодателей в целях продвижения Беларуси к экономическим реформам. Может ли Минэкономики сообщить, какой экономический эффект получен от реализованных мер? Есть ли данные опросов различных групп об их оценке изменений степени экономической свободы?

В некоторых вопросах либерализация коснулась не только предпринимателей, но и чиновников. В т.г. местным органам разрешено самостоятельно устанавливать размер земельного налога. У меня есть участок земли под Минском. С этого года налог на него я должен платить в семь раз больший, чем в прошлом. Например, в Сёмковом Городке есть участки, где налог достигает Br30 тыс. за сотку. Какие такие белоснежные пляжи с субтропическим климатом находятся неподалеку от этого поселка? Или власти задумали соорудить подвесную канатную дорогу Сёмков Городок - центр Минска?

Налог на землю привязан к кадастровой стоимости этой земли. Она в свое время определялась исходя из рыночной стоимости - за базу бралась реальная цена при купле-продаже участков. Но кадастровая стоимость сформировалась несколько лет назад во время высоких цен на участки. Сейчас цены заметно снизились. Позволить себе купить участок могли достаточно обеспеченные люди, которые фактически и сформировали нынешний уровень земельного налога. Но это только 3-4% населения. Общие налоги не могут быть ориентированы на высокооплачиваемых граждан. Кроме того, любое их повышение также должно быть обосновано. Для рядовых жителей тезис, что в местных бюджетах нет денег, - слабое утешение. А когда было много денег, жители наблюдали серьезные вложения в местную инфраструктуру?

За участок в 25 соток в Сёмковом Городке человеку придется выложить Br750 тыс., а это сопоставимо с размером годового подоходного налога для некоторых категорий работающих. Таким образом, существующая ныне методика расчета земельного налога искажает его суть. В то же время указом от 9 марта 2010г. «Об отдельных вопросах налогообложения» местным советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) в т.г., но не более чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

Я допускаю дифференцирование налога в зависимости от того, как используется земля. Он может быть ниже для обрабатываемых в целях получения сельхозпродукции участков и выше для не возделываемых земель, которые используются владельцами пригородных коттеджей для разбивки аллей, цветников, а то и вовсе пустуют. За комфорт надо платить. Такой подход может стать дополнительным стимулом роста сельхозпроизводства на приусадебных участках. Существует же повышенная плата за техобслуживание и капремонт квартир, где никто не прописан.

Реализуется госпрограмма по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде. С апреля стоимость программного обеспечения и электронного ключа, т.е. кода для отправки налоговых деклараций в инспекции в электронном виде, составляет Br318 тыс. Нетрудно подсчитать, что если все субъекты хозяйствования внедрят эту систему, то доходы неких программистов составят не один и не два десятка миллионов долларов. А ведь новая процедура призвана не только облегчить условия труда бухгалтеров, но и уменьшить численность налоговых инспекций. Резонно было бы затраты по разработке программного обеспечения (достаточно простого) покрыть экономией фонда зарплаты налоговиков. И тогда не возникало бы чувства, что госпрограмма осуществляется за счет налогоплательщиков. Если это коммерческая операция Минфина, то об этом следует сказать прямо - решили подзаработать на либерализации.

Как говорится, кому тюрьма, кому мать родная. Кому либерализация, а кому - деньги за нее.
Добавить комментарий
Проверочный код