Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (738) 19 апреля 2010 г. Радости жизни

Польша будет жить

19.04.2010
«Через любовь к музыке мы почтим память погибших в авиакатастрофе»

Кирилл БОРИСЕНКО

Пусть употребление лейбла «варшавский симфонический оркестр» перед названием ансамбля Sinfonia Varsovia на афишах, в пресс-релизах и анонсах СМИ не является общепринятым и скорее способно было ввести в заблуждение неискушенную встречами с польскими симфоническими коллективами белорусскую публику, сомнений в грандиозности концерта 16 апреля в Белгосфилармонии ни у кого возникнуть не могло.

ОСОБЕННЫЙ ВДВОЙНЕ

Радость встречи с Sinfonia Varsovia, худруком которого с 1997г. является без преувеличения выдающийся композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, была омрачена трагическими событиями в соседней Польше. В дни национального траура, продлившегося в Польше до 18 апреля, были отменены развлекательные мероприятия, в т.ч. и выступления симфонического оркестра Варшавской национальной филармонии. Тем более вызывало уважение решение все-таки не отменять выступление в Минске, принятое руководством оркестра после консультации с организаторами концерта. Среди последних, надо отметить, значились Минкультуры и национального наследия Республики Польша и посольство Польши в РБ.

(На фото: Польский оркестр Sinfonia Varsovia явно произвёл впечатление на минскую публику: зал Белгосфилармонии был заполнен до предела )

«Этот период для Польши - очень сложный, и у нас были сомнения, надо ли в эти траурные дни, чтобы наш оркестр играл, - отметил генеральный дирижер оркестра Януш Мариновски. - Сегодняшний концерт будет вдвойне особенным для нас. Через любовь к музыке мы почтим память погибших в авиакатастрофе».

В ФА МИНОРЕ

В программе произошли изменения, о которых было объявлено на пресс-конференции в день концерта. «Концерт N1 ми минор для фортепиано с оркестром» Фридерика Шопена, как земной и романтический, был заменен более соответствующим ситуации «Концертом N2 фа минор». Осталась в программе и «Симфония N4 ре минор» Роберта Шумана во втором отделении. Помимо коррективов в концертной программе, свидетельствами национального траура в Польше были венки цветов польского флага на сцене и сам флаг с траурной лентой. От Белгосфилармонии можно было бы ожидать «широкого жеста» в виде объявления о свободном входе на концерт (Большой зал, впрочем, и так был полон) или бесплатного распространения программок, но этого не произошло. Более того, во вступительной речи ведущей концерта не содержалось ни слова о том, в какие тяжелые дни для Польши в Минск приехал польский оркестр Sinfonia Varsovia. Первым заговорил о трагедии только приглашенный на сцену временный поверенный в делах Республики Польша в РБ Витольд Юраш.

«Сегодняшний концерт в исполнении одного из самых лучших симфонических оркестров проходит в дни национального траура, объявленного в Польше в связи с авиакатастрофой под Смоленском, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский с супругой, представители высших органов власти Польши, - сказал Юраш, извинившись за то, что в связи с обстоятельствами, в которых проходит мероприятие, вынужден читать свою речь по бумажке. - Независимо от этих обстоятельств мы приняли решение, чтобы концерт все-таки состоялся. В программе концерта прозвучат произведения Фридерика Шопена и Роберта Шумана - в творчестве этих композиторов грустные, драматические эмоции перекликаются с оптимистическими». Временный поверенный закончил свое обращение словами надежды: «Так и будет в нашей стране - и после этой ужасной трагедии Польша будет жить и развиваться».

ТРИЖДЫ НА БИС

Как ни странно, но минская публика оценила не столько оркестр Sinfonia Varsovia, и даже не ее молодого дирижера Георгия Чичинадзе (Грузия), сколько блестящего, приехавшего в Минск вместе с оркестром солиста Марека Древновского (фортепиано). Именно его трижды вызывали на бис одного с этюдами Шопена еще до окончания первого отделения. «Если без всех этих излишеств, какие все-таки мягкие пальчики!» - восхищенно произнес один из слушателей в антракте. Под «излишествами», надо понимать, имелись в виду довольно свободные фразы Древновского в этюдах, напоминающие, скорее, о пианистической школе Ференца Листа - быстро сменяющиеся, впрочем, на бережно воспроизводимые теплые, истинно шопеновские интонации.

Как и оркестр Sinfonia Varsovia, Марек Древновский - далеко не последняя фигура в музыкальном мире Польши. Выступавший с Леонардом Бернстайном и Бостонским симфоническим оркестром, Древновский сейчас является профессором парижской Schola Cantorum и Академии музыки в г. Лодзь. Он основатель и дирижер оркестров Chopin Soloists Quintet и Chopin Soloists Orchestra; наследие Шопена - одно из основных направлений его концертной и творческой деятельности. Мареку Древновскому удалось настолько сильно вжиться в музыку Шопена, что Кшиштоф Занусси именно ему доверил роль великого романтика в своем фильме «Концерт Шопена».

НЕ ТРАУР, НО СОЧУВСТВИЕ

При так и необъявленном в Беларуси национальном трауре в связи с трагическими событиями под Смоленском этот концерт, проходящий в Белгосфилармонии, можно было отнести к мероприятиям, в большей или меньшей степени выказывающим сочувствие польской трагедии на официальном уровне. Во всяком случае, таким он выглядел после слов временного поверенного Польши, на фоне символов траура в зале и минуты молчания, о которой попросил публику Витольд Юраш. То, что минская публика отметила Шопена именно в миниатюрных, не согласованных ни с кем заранее произведениях, предпочтя их полновесному формату фортепианного концерта, в какой-то мере отражает форму сочувствия Беларуси польской трагедии. Нет национального траура, объявленного на госуровне, но есть глубокое сочувствие польскому народу в каждом из носителей идеи и сущности белорусского государства - в его гражданах.

В то же время уместно было бы вспомнить слова Марека Мося, дирижера и худрука камерного оркестра AUKSO, посетившего Минск с концертом 24 марта. «На улице может быть ветер, дождь, даже ураган, - сказал тогда Мось, - но музыка Шопена, услышанная человеком и принятая им, способна сменить все это для него на ясную, солнечную погоду». Шопен, звучавший в Минске в дни национального траура в Польше, самой природой своей музыки утверждает, что тучи над Польшей рассеются и она сможет восстановиться после тяжелой трагедии 10 апреля.
Добавить комментарий
Проверочный код