Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№15 (738) 19 апреля 2010 г. Личный вкус

Пятиминутка

19.04.2010
Культпоход



трэша15 апреля в кинотеатре «Центральный» стартовала программа I Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «АРТкино». Фестиваль еще не за что похвалить или упрекнуть. В самом деле, какие тут подвиги: стандартный набор русскоязычных короткометражек, придуманных за последние несколько лет киномолодежью России и немного Минска.

В первый день минские зрители увидели игровое кино продолжительностью от 5 до 15 минут, снятое на пленку. Адресованное самой широкой аудитории, местами оно было исключительно талантливо. Четкой концепции показа я не заметил. А может быть, этот, уже порядком надоевший свободолюбивый экспериментаторский трэш последних лет, указывающий на дверь всяческой стилистике, есть отличная возможность для студентов кинематографических вузов придумать что-то свое. Пока еще бить не будут.

Они - не наша минская «Киногрань», где призерами могли запросто стать «Пакетоносы» от нынче несуществующей команды КВН «Типичное пижонство» - они уже настоящие киношники, только молодые. И совсем не дикие, скорее простые и понятные. Они - не немцы. У немцев все по делу и бюджету (начало месяца запомнится показом немецкого 8-миллиметрового авангарда от киногруппы «Хаос» в галерее «Ў»), здесь - русское непаханое поле, день жизни на котором идет за два, ржавые мосты через реку, водитель старого трамвая, плакаты Джона Леннона на стенах комнат, гробы и зайчики-ежики, и везде - неизбежная, единственная обреченность. Киноатмосфера почвеннических 1990-х гг. сочетается с плагиатичным рвением, почти слово в слово: «Ты вообще кто: американец или русский? Вот я - русский!» Нашли концепцию.

Такое несколько угрюмоватое кинорежиссерское видение русской жизни нисколько не вызывает отторжения - фильмы смотрятся с широко распахнутыми глазами. Наверняка именитый председатель жюри фестиваля Павел Лунгин остался доволен работами. В зал с экрана сходят запах скошенной травы, вкус лесных ягод и дикого меда, часть земли русской. Как пример: в февральском показе «короткого метра» в галерее Леонида Щемелева работы создавали образ богатого, но скучного Запада, где этого ничего нет. Для русского рубахи-парня. Спеть - не с кем. Помолчать - не с кем.

Кто-то, как, например, Максим Доценко, выбирает иной вектор и уходит в западники (причем весьма удачно: его короткометражка «Конец» совершила прыжок в программу East end film festival в Лондоне), что никак нельзя назвать побегом с поля битвы: от работы глаз не отвести.

Напугал и запутал общажный минский сюрреализм: история судьбы человека и воды, озвученная женским голосом «Серебряной свадьбы» и злым дареным чайником Виталия Воднева. Кто сейчас может вспомнить название ролика? «Круговорот постоянства, или ничего нового» - запомнили? Фильм несъедобен не потому, что «смотреть его надо трижды», а потому, что на этом фестивале он лишний. Ролик под стать «Кинограни» двухлетней давности, но здесь кажется курьезом.

Режиссеры выбирают странные места для прогулки со зрителем - сельское кладбище (KOK-AY-DUDL-DU), новогодний утренник в яслях («Про ежика») - или катают по облезлым дворам на трамвае-невидимке «Цвет трамвая». Лишь однажды, в ролике «Во мне», остаешься сидеть в кресле. Он так же, как и «Круговорот постоянства», тяжеловесный, его достоинство в том, что он короче.

Единственный черно-белый фильм на показе носил многообещающее название «Быть Джоном Ленноном», но ожиданий не оправдал. Здесь автор явно хочет увлечь зрителя «формой». Своеобразная постмодернистская «конфета для глаз». Фильм сделан добротно, без ошибок, но беден идейным содержанием и сводится чуть ли не к библейской заповеди о том, как же нехорошо создавать себе кумиров. Сюжет фильма не дает ответа на вопрос, при чем здесь Джон Леннон.

По схожему пути пошел режиссер, автор сценария и оператор в одном лице Кирилл Архаров в замечательном ролике «Картон», где одну из главных ролей сыграл Джон Траволта. Та же тема отношений звезд и поклонников, только идея гораздо глубже, нежели в «Быть Джоном Ленноном». Фильм, который хочется посмотреть еще раз.

Игровые короткометражные фильмы редко намекают на конкретное время, и уж куда реже - на время настоящее. Эти задачи они, видимо, доверили решать корреспондентам программы «Сегодня» и документалистам. Тема жизни в российской глубинке со старой советской швейной машинкой пока еще актуальна и многим интересна, но чувствуется пробуксовка. Смотрите, вырубят ваш вишневый сад. На фестивале есть много хорошего, но шедевров среди представленных работ нет. Подождем еще, куда деваться?

Перед показом организаторы раздавали зрителям маленькие анкеты, где можно было выставлять оценки от 1 до 5. Поставил три пятерки и три единицы. Общая - четыре. Авансом.

Александр КОЛЕСНИКОВ
Добавить комментарий
Проверочный код