Понедельник, 25 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
№15 (738) 19 апреля 2010 г. Экономика

Ушли в расход

19.04.2010
Траты домашних хозяйств в 2009г.

Ярослав РОМАНЧУК

Согласно опросу домашних хозяйств Беларуси, в 2009г. денежные расходы средней белорусской семьи составили Br1515,7 тыс., или $543. В то время как ежемесячные денежные доходы - в эквиваленте $497. Платежный баланс белорусской семьи каждый месяц был отрицательным на сумму $46, что по всей стране дает дефицит в $2,1 млрд.

Согласно соцопросам февраля-марта 2010г., около 70% белорусов считают, что экономический кризис в стране есть. Однако адаптация к нему идет очень медленно. Причем баланс доходов и расходов трудно было поддерживать не только домашним хозяйствам, но и правительству: в 2009г. из всех источников государство потратило $22,8 млрд. Это на $6,4 млрд. меньше, чем в 2008г., но все равно больше, чем совокупный потребительский спрос всех 3,72 млн. семей страны. Когда около 75 тыс. госслужащих распоряжается большими деньгами, чем 9,5 млн. граждан, говорить о народовластии нет оснований.

ТАБАК, ШОПИНГ, ЖКУ

Среднее белорусское домашнее хозяйство в 2009г. тратило на продукты питания $155 в месяц. При этом на питание вне дома ежемесячно тратилось $18,8 (у 50,9% всех семей). Снижение доли расходов на продукты питания с 38,9% в 2008г. до 37,9% в 2009г. говорит о росте благосостояния населения. Однако нам еще очень далеко до стандартов развитых стран, где расходы на покупку продуктов питания составляют всего 10-13%.

Расходы на алкоголь ($11 в месяц) указали 81,2% семей, а табак - $11,6 - 47,5% семей. Цифры за последние 15 лет практически не изменились, а значит, нет сомнений, что эффективность проводимых кампаний по борьбе с пьянством и курением близка к нулю.

Кризис не умерил покупательский пыл белорусов в отношении одежды и обуви - доля трат в потребительских расходах выросла до рекордных 10% (больше $41 в месяц), а еще семь лет назад было всего 6%. Этот сегмент рынка емкостью более $1,8 млрд. остается привлекательным, в т.ч. для малого бизнеса и ИП.

На предметы личной гигиены у 99,8% семей ежемесячно шло $11,8 (+ 0,8 процентных пункта за 2009г., до 2,9% от потребительских расходов). Предсказуемо стабильной остается доля расходов на здравоохранение ($12,5 ежемесячно).

Оптимизм белорусов в оценке текущей экономической ситуации и ближайшего будущего в большой степени связан с сохранением дотаций по жилищно-коммунальным услугам. Ежемесячные расходы на ЖКУ в 2009г. составили $31,5, а по статье «жилье», которая включает расходы на ремонт и аренду жилья, - $44,4 в месяц. В целом на жилье белорусские семьи тратили 10,9% потребительских расходов, но это разительно отличается от количества денег, которые платят за данные услуги жители развитых рыночных стран (15-25%).

При бесплатном образовании белорусские семьи тратят на образовательные услуги $20,9 в месяц - больше, чем на услуги общественного транспорта ($11,4 в месяц), который никто в стране бесплатным не называет.

На личное подсобное хозяйство ежемесячно тратили $9,9 76,1% всех белорусских семей. Вклады и сбережения делали 68,7% семей ($60,3 в месяц). Едва ли число вкладчиков увеличится - сбережениями приходится пользоваться для покрытия текущих расходов.

На строительство и покупку недвижимости 41,2% всех семей тратили 4,1% денежных расходов ($54 ежемесячно). $43 каждый месяц уходило на налоги и взносы у 82,8% семей. В условиях сокращения доходов люди вправе надеяться на сокращение налогов, чтобы получить маневр для роста оплаты ЖКУ, услуг здравоохранения и образования.

040100241bg15(738)-ec.htm

РОСКОШЬ НА КОЛЁСАХ

В 2009г. число семей, которые декларировали расходы на содержание автомобильного транспорта, сократилось с 48,8 до 47,9%. Траты на покупку и обслуживание авто составили $58,1 в месяц. Можно предположить, что все белорусские семьи, которые могли и хотели купить автомобиль, это уже сделали, а остальным явно не хватает ресурсов.

Если импорт авто резко подорожает, цены на бензин и солярку пойдут вверх в результате новых схем поставки нефти из России, легко прогнозировать дальнейшее сокращение числа семей с машинами. Поскольку покупка новых авто будет проблематичной, бизнес по ремонту и обслуживанию автомобилей наверняка будет процветать. Уже в 2009г. он заметно прибавил: только население сформировало спрос на $2,6 млрд., что на $870 млн. больше, чем в 2008г.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В региональном разрезе лидерами по объему денежных расходов являются домашние хозяйства Минска: Br2,1 млн., или $753 в месяц. Могилевские семьи тратили меньше всего - Br1,28 млн. ($458). Самая существенная статья расходов минчан - продукты питания ($200 в месяц на семью). Меньше всего «едят» семьи Брестской области (Br389,2 тыс., или $139,4). Средняя минская семья тратит на покупку алкоголя в 1,7 раза больше, чем наименее пьющие (или потребляющие алкоголь домашнего производства) гомельчане.

Минские семьи ежемесячно тратят на питание вне дома $22,8. Меньше всего ходят в кафе, столовые и рестораны гомельчане. Они расходуют на эти цели только $5,9. В целом по областям люди до сих пор не имеют привычки питаться вне дома.

Практически нет региональных отличий в расходах на алкоголь и табак. Разве что минчане тратят на эти товары на $3-4 в месяц больше. Минчане также являются лидерами по расходам на одежду, обувь и предметы личной гигиены. Жители Брестской области живут скромнее: меньше других тратят на косметику и химию, а также образование и услуги общественного транспорта. Зато они находятся в региональных лидерах по расходам на строительство и покупку недвижимости. Только минчане тратят на эти цели больше, и то только на пару долларов в месяц.

Расходы на ЖКУ и содержание личного транспорта в столице немного больше, чем в регионах. Зато по объективным причинам минчане заметно меньше тратят на личное подсобное хозяйство - всего $3 в месяц. Очевидно, они потребляют овощи и фрукты, которые привозят им родственники из деревень. Больше всего инвестируют на эти цели семьи Гродненщины - $9,4 в месяц. Стимул сбережения наиболее четко проявляется у минчан - они ежемесячно откладывали $77,6. Меньше всего думало о будущих расходах население Витебска.

ГРУППА ИМУЩЕСТВЕННОГО РИСКА

Потребительские расходы семьи пенсионеров в 2009г. составили Br896,6 тыс. ($321). На продукты питания шло аж 49,1% всех потребительских расходов, на оплату ЖКУ - 8,3%, транспорт и связь - 10,1%, здравоохранение - 5,4%. Пенсионеры гораздо меньше тратят денег на одежду и обувь (6% потребительских расходов по сравнению с 11,5% в семьях с детьми). Зато на алкоголь пенсионеры расходуют 3%, а семьи с детьми - 1,9%.

20% самых бедных семей тратят на продукты питания 44,7% потребительских расходов, а 20% самых состоятельных - 31%. Доля же расходов на алкоголь у семей из этих двух групп примерно одинаковая (2% у бедных против 2,2%). А вот на табак 20% самых малообеспеченных семей ежемесячно тратят 2,3% от всех потребительских расходов, между тем как 20% самых богатых - только 0,9%. У бедных семей заметно больше доля расходов на ЖКУ, 9,9%, в то время как у 20% самых обеспеченных - только 6,1%.

В Беларуси у 35% семей (более 3,3 млн. человек) уровень среднедушевых располагаемых ресурсов меньше Br500 тыс. в месяц. Обнищание этой социальной группы грозит серьезным осложнением как для бюджетной политики, так и для реализации ближайших политических планов вертикали.
Добавить комментарий
Проверочный код