Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№15 (738) 19 апреля 2010 г. Дисконт

По команде «Фаст!»

19.04.2010
 


Фастфуд в ближайшее время может стать одним из самых быстро растущих сегментов ресторанного рынка. Крупные операторы России и Запада уже давно проявляют интерес к расширению сети за счет Беларуси и после кризиса, не исключено, реализуют отложенные планы.

ГРАНДИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

Еще до кризиса мировые операторы сделали ряд внушительных заявлений относительно планов по выходу в Беларусь. Когда в 2007г. американская сеть ресторанов быстрого питания Church's Chicken (по данным на июль 2009г., сеть объединяет более 1650 ресторанов в 22 странах мира) начала работать в России, было заявлено, что в ближайшие семь лет компания откроет 30-40 ресторанов в Беларуси и на Украине под брендом Texas Chicken. Инвестиции в развитие сети предполагала направить мастер-франчайзи European Active Corporation.

Как удалось выяснить «Дисконту», компания не отказалась от планов войти в РБ. Директор по операционной деятельности «Европеан Актив Корпорация» (Москва) Хорхе Рохас пояснил, что компания намерена изучить возможность выхода на рынки СНГ, включая Беларусь: «Я не могу точно назвать дату, когда мы придем в Беларусь. Но то, что это наше желание остается в силе и у нас есть намерение выйти на рынки стран СНГ, включая Беларусь, - это факт. Мы будем изучать эти рынки, но я не думаю, что белорусский рынок отличается от российского с точки зрения потребностей покупателей и их менталитета. К тому же ваш рынок не занят, на нем не так много брендов, как в России».

Еще один потенциальный игрок - лидер петербургского фастфуда «Чайная ложка», имеющий 50 точек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 11 - в других городах РФ и еще один - в литовской Клайпеде. В 2007г. президент ООО «Холдинговая компания «Чайная ложка» Борис Крупкин, говоря о расширении сети, отметил, что считает белорусский рынок перспективным. «Мы по-прежнему рассматриваем Беларусь как перспективный рынок. Он привлекателен за счет доступных арендных площадей, квалифицированного, с хорошим уровнем образования персонала, слабой насыщенности рынка», - отметил в интервью «Дисконту» административный директор компании Дмитрий Коротченко. При этом он затруднился назвать возможную дату прихода в Беларусь, отметив, что это будет точно не 2010г.

Ранее появлялись также сообщения о возможном интересе к Беларуси со стороны бельгийской сети Quick, которую в России развивает девелоперская группа «Ташир». Однако в компании «Квик Россия» информацию о развитии в Беларуси не подтвердили.

«НЕМНОГО ДЕВСТВЕННИК»

Интерес крупных игроков к белорусскому рынку быстрого питания вполне объясним. В отличие от России, где, по некоторым данным, в день появляется 10 новых брендов фастфуда (включая уличные киоски, трейлеры и другие нестационарные точки общепита), белорусский рынок относительно свободен. «Ваш рынок немного девственник», - прокомментировал ситуацию на белорусском рынке представитель одной из международных сетей фастфуда, представленных в России, не вполне хорошо владеющий русским языком.

Главный игрок белорусского фастфуда, несомненно, «Макдональдс», имеющий пять ресторанов в Минске. Впрочем, по сравнению с российским размахом сети это немного. Ведущая глобальная сеть общепита, насчитывающая свыше 32 тыс. ресторанов более чем в 100 странах мира, в России представлена 247 точками, из которых почти 90 находятся в Москве. Компания планирует 40-45 новых открытий в России в год. Даже с учетом огромной разницы в численности населения Москвы и Минска масштабы развития сетей, безусловно, значительно разнятся.

Еще один почти не занятый сегмент рынка быстрого питания - free flow (свободный поток), получивший широкое распространение в России и на Украине. Заведения формата free flow, часто называемого также евростоловой, основаны на том, что посетители сами набирают определенные блюда.

Они двигаются вдоль одной линии раздачи (евростоловая самообслуживания) или вдоль различных линий (с салатами, десертами, супами, горячими блюдами). Основной расчет производится на общей кассе в конце зала. Быстрое питание в данном случае достигается не за счет быстрого приготовления блюд из полуфабрикатов, а за счет того, что они уже готовы и выставлены на витрины.

Очень популярный, например, в соседней Украине формат free flow (бренды «Пузата хата», «Здоровеньки булы», «Два гуся», «Домашняя кухня» и др.) в Беларуси представлен, прежде всего, наиболее популярными и у минской публики «МаксиБис» ООО «Тифани» (другие ресторанные бренды компании - «У Ратуши 0,5», «Гурман», «Пицца и Пельмени», «Планета Пицца») и «Лидо». Впрочем, не исключено, что именно этот формат будет становиться все более популярным. В нем уже реализовано несколько интересных проектов - например, открывшееся в ТЦ «Столица» кафе «Маэстро» КУП «ТЦ «Радзивилловский».

Еще один существенный довод в пользу инвестиций в фастфуд - относительно невысокая покупательская способность населения, немалая часть которого предпочитает статусным заведениям обеды в обычных столовых. Заместитель заведующего ресторана быстрого питания «Пит-Стоп» (ТЦ «Корона») Елена Лемешева полагает, что обеды в подобных заведениях могут себе позволить люди с ежемесячным доходом Br700-800 тыс., а также студенты и пенсионеры. В ресторанах фастфуд-питания стоимость недорогого комплекса может уложиться в Br10-13 тыс.

Именно невысокие цены позволили, например, российским сетям фастфуда упрочить свои позиции в кризисный 2009г. Желающие сэкономить завсегдатаи демократичных ресторанов переключились на недорогие фастфуд-заведения.

ПОЧЁМ ФУД ЛИХА

Впрочем, у белорусского фастфуда, как и общепита в целом, есть и минусы, которые настораживают зарубежных инвесторов. Главным из них является сохранение госрегулирования цен. Собеседники «Дисконта» предположили, что российских сетевиков смущает этот аспект ведения ресторанного бизнеса, поскольку он ограничивает рентабельность и может затянуть сроки окупаемости проекта.

Есть и определенные технологические отличия. Замдиректора по общим вопросам РУП «Лидо» Елена Гудень отмечает, что в Беларуси, например, невозможно в полной мере реализовать идею салат-бара. У нас технологические карточки разрабатываются на конкретное блюдо, состоящее из определенных ингредиентов и имеющее определенный вес. Поэтому реализовать идею, при которой клиент кафе накладывает себе такую порцию, какую пожелает, нельзя. Кроме того, отмечает Гудень, цены на продукты в Беларуси намного выше, чем в других странах.
Добавить комментарий
Проверочный код