Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (736) 05 апреля 2010 г. Визави

Открой личико

05.04.2010
Существует ли исламская угроза в Беларуси

Елена АНКУДО

Теракты в московском метро, совершенные выходцами с Северного Кавказа, заставили оглядываться по сторонам не только москвичей. Западная Европа давно твердит об исламской угрозе, пытаясь дистанцироваться от влияния поселившихся в ней около 20 млн. мусульман.

Во Франции еще в 2004г. принят закон, согласно которому в госучреждениях и школах запрещено носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность (в т.ч. хиджабы, паранджи и чалмы). Аналогичный законодательный акт о светском характере общества принят в Германии. Правительством Нидерландов был подготовлен закон, позволяющий высылать из страны радикальных исламистов, даже если те являются ее гражданами. Чтобы запретить строительство символов мусульманской религии - минаретов, швейцарцы созвали всенародный референдум, а комиссия Палаты представителей бельгийского парламента проголосовала за законопроект, запрещающий ношение мусульманской одежды, полностью закрывающей лицо. Даже в североамериканском Квебеке (Канада) подготовлен билль 94, по которому мусульманок, носящих никаб или бурку, не будут обслуживать в госучреждениях и принимать на работу в госсектор. Пока европейцы и североамериканцы вводят запреты, толерантная Беларусь ведет бойкую торговлю землей в центре столицы, привлекая инвестиции из стран арабского мира. Стоит ли нам вслед за Россией и Западной Европой ожидать педалирования темы исламского фактора? Об этом корреспондент «БелГазеты» спросила муфтия республиканского религиозного объединения «Духовное управление мусульман в Республике Беларусь» Исмаила ВОРОНОВИЧА и философа Алексея ДЕРМАНТА.

 Исмаил ВОРОНОВИЧ: «ОТНОШЕНИЕ К МУСУЛЬМАНАМ ХОРОШЕЕ, ДИСКРИМИНАЦИИ НЕТ»

- Недавно на моих глазах, видимо, под влиянием телесюжетов не для слабонервных о взрывах в Москве, несколько пассажиров минского метро, завидев человека кавказской внешности с большой сумкой в руке, озираясь по сторонам, вышли из вагона…

- На следующий день после взрывов в Москве похожие события произошли в Дагестане. Все могли увидеть, что теракты происходят не только в отношении представителей иной конфессии и национальности. В Беларуси живет спокойный народ, местное население не проявляет к людям другой национальности агрессии. Обстановку могут нагнетать СМИ, как это, кстати, и произошло в случае с московскими взрывами.

- Но телеканалы лишь делали свою работу…

- Если все будет преподноситься, как сейчас, организаторы терактов просто сменят национальность боевиков. Деньги решают многое, особенно когда они большие.

- Мир заговорил об «исламской угрозе». Многие европейские страны и Канада принимают законопроекты, запрещающие ношение мусульманской одежды, полностью закрывающей лицо, а швейцарцы в ходе всенародного референдума одобрили запрет на строительство минаретов - символов исламизации. С чем связано стремление европейцев закрыться от вторжения мусульман?

- Нынешние события в Европе - последствия политики, которую европейцы проводили много лет назад, привлекая и используя дешевую рабочую силу из стран Азии и Африки. Поначалу всех устраивало такое положение вещей. Затем количество эмигрантов выросло, люди приобрели оседлый образ жизни, местное население заинтересовалось исламом, начали заключаться смешанные браки. Все это накладывает отпечаток, который уже не по нраву тамошним властям и коренному населению. Но никакой опасности в минаретах, исламской молитве и хиджабах нет. Мусульмане не совершают активных действий по смещению власти, терактов в России и Европе стало значительно меньше. Жаль, что президент Франции Саркози заявил о намерении пойти по пути бельгийцев, чтобы уберечь коренной народ от воздействия мусульман.

- Выходит, что мусульмане все же оказывают негативное воздействие на коренное население стран, где они поселились?

- Нравственность и терпимость мусульман на порядок выше. Придерживаясь требований своей религии, они дорожат всеми людьми, в т.ч. представителями других конфессий. Я вижу, что происходит сегодня в Беларуси, и с тяжелым сердцем представляю, в кого превратится нынешняя молодежь, которая расхаживает по улицам с бутылками пива, несмотря на запрет распития алкоголя в общественных местах, и сквернословит. Среди мусульманской молодежи я таких не видел: люди не пьют, не курят, соблюдают общественный порядок и не пренебрегают нравственными требованиями.

- В последние годы усилилось взаимодействие Беларуси с восточными странами, результатом которого стали крупные бизнес-проекты. Так, в марте подписан указ президента, передающий в частную собственность Государственному генеральному резервному фонду Омана земельный участок в границах улиц Купалы и Богдановича - реки Свислочь для строительства объектов жилой и коммерческой инфраструктуры. Наблюдатели тут же назвали цену сделки символической, задавшись вопросом: кому нужен такой бизнес?

- Не нам решать.

- Иностранный бизнес привлекает в страну не только деньги, но и персонал. Как отреагирует коренное население на потенциальный рост числа граждан мусульманского вероисповедания?

- Несмотря на значительное количество мусульман в Беларуси, никаких конфликтов нет. В средних и высших учебных заведениях - наплыв иностранцев из самых разных стран. Вам приходилось слышать о конфликтах с ними? Мне - нет, даже выпившие и агрессивные белорусские ребята не высказывают негатива в отношении людей с темной кожей. Надеюсь, так будет и дальше. Лица всех национальностей, работающие в Беларуси, чувствуют себя безопасно.

- Не кажется ли вам, что рассудительность и толерантность, которой славятся граждане Беларуси, всего лишь самоуспокоение: к примеру, торговцев с Востока на базаре недолюбливали еще в советские времена, а после российских терактов в обществе постепенно укореняется стойкое мнение, будто бы все мусульмане - потенциальные террористы…

- Если со стороны местной власти не будет проводиться определенная работа, может возникнуть антагонизм между представителями различных конфессий. Пока что благодаря правоохранительным органам мы живем без терактов, спокойно ходим по улицам.

- Наша граница с Россией прозрачна, следовательно, нет и гарантии от проникновения в Беларусь тех же боевиков с Северного Кавказа, которые пожелают отсидеться в тихом месте, пока российские правоохранители ведут на них охоту…

- Хотя границы прозрачные, они под надежной охраной. С обеих сторон предприняты жесткие меры предосторожности, поэтому не думаю, что наша страна подвергнется наплыву нелегалов с Востока.

- Известно ли вам об акциях КГБ, контролирующих представителей восточного бизнеса, появившегося в Беларуси в конце прошлого века? Ряд лиц якобы даже выдворили из страны, подозревая в неких связях с криминалитетом…

- Мне известно многое, было и такое. Правоохранительные органы контролируют ситуацию, жаль только, что иногда под пресс попадают невинные люди. При этом речь идет обо всех преступниках, не только о лицах кавказской национальности.

- Не кажется ли вам, что во избежание проблем, с которыми столкнулись европейцы, стоило бы подумать об изменении законодательной базы - к примеру, об ужесточении миграционного законодательства, запрете строительства минаретов или ношения хиджабов?

- Обидный вопрос. Неужели строительство мечети или ношение мусульманской одежды несет угрозу? Мусульмане и без того в меньшинстве, а вы еще предлагаете их ограничить, может, еще в лагеря загнать предложите? Подобное ужесточение явно не добавит нашей стране популярности в глазах мировой общественности. Власти поступают правильно, протягивая руку всем странам - налаживание отношений укрепляет экономику. Отрицательное отношение к другой национальности происходит из-за невежества. Надо стремиться, чтобы представители любой конфессии жили в мире. Татары, к примеру, которых в Беларусь еще князь Витовт в XIV в. пригласил, прекрасно чувствуют себя в нашей стране.

- Сколько мусульман проживает в Беларуси?

- Коренных татар - около 9 тыс., количество представителей иных национальностей не назову - не каждый готов открыто заявить о себе даже на переписи населения.

- Имеет ли мусульманская диаспора в Беларуси тенденцию к росту?

- Знаю только, что татар становится меньше. Представители иных национальностей живут в Беларуси, заводят семьи, некоторые уезжают на родину. Количество мусульман в Беларуси зависит от отношения местного населения и органов власти. Сегодня отношение к мусульманам хорошее, дискриминации нет.

СПРАВКА «БелГазеты». Исмаил Воронович родился в 1932г. в Клецке. Служил в армии, работал на строительстве электростанций крановщиком, затем - начальником участка по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики. В 1976г. окончил энерготехнический факультет БПИ по специальности «электроснабжение промышленных предприятий и городов»; занимал должность ведущего инженера отдела УКС Миноблисполкома. В начале 2000-х гг. способствовал организации мусульманской общины в Минске. В 2002г. избран муфтием.

Алексей ДЕРМАНТ: «ПРОБЛЕМА ОЧЕВИДНА, ЕЁ НАДО ОБСУЖДАТЬ»

- Посмотрев телесюжеты о взрывах в московском метро, граждане Беларуси оглянулись по сторонам, выясняя, нет ли исламской угрозы в нашей стране…

- Пока угрозы нет и, надеюсь, в ближайшее время не ожидается. Но пришла пора задуматься над вопросом, как вести себя в условиях столкновения цивилизаций.

- Не участвуя в военных действиях, как это делает Россия, Беларусь сотрудничает с представителями исламских бизнес-кругов…

- Границ с Россией у нас нет, следовательно, потенциально опасные элементы с легкостью могут оказаться и на нашей территории. Кроме того, существование союзного государства предусматривает взаимную поддержку позиций стран-участников, поэтому не стану исключать, что при определенных условиях придется принять участие в вооруженном конфликте, рискуя навлечь на себя гнев кавказских террористов.

Если говорить о привлечении инвестиций, за активный поиск которых взялась наша страна, то нужно помнить: за инвестиции надо платить. Территорией, влиянием - экономическим, демографическим, геополитическим. Начав внедряться в Западную Европу после Второй мировой войны, представители исламских стран привезли свои семьи, создали этнические группы и закрылись от европейцев. Получая деньги инвесторов, мы должны осознавать, что даем взамен территорию, плацдарм для присутствия другой нации, готовой оказывать на нас возрастающее влияние.

- Речь идет о территории, переданной для возведения объектов недвижимости?

- В том числе. В настоящее время идет странная торговля историческим центром Минска. Продан земельный участок для строительства объектов жилой и коммерческой инфраструктуры. Обсуждается вопрос строительства на месте монастыря бернардинцев, основанного в 1624г., отеля. Только представьте - культурно-историческая ценность Беларуси, христианская святыня продается под гостиницу арабскому инвестору! Можно ли так просто продавать исторические ценности и объекты социального значения - 2-ю горбольницу? На территории больницы, к слову, находится ряд исторических зданий - монастырский корпус, дом инвалидов, было там и кладбище древних минчан. Как сопоставить происходящее с желанием властей построить в Беларуси нравственное государство, основанное на консервативных ценностях? Очевидно, что это должно предполагать уважение прежде всего к собственным традициям, истории и культуре.

Исторический центр Минска небольшой, стоило бы вообще объявить запрет на строительство в нем административных и деловых центров, как это происходит в европейских странах. Потенциальная опасность сегодня заключается в разрушении нашего культурного наследия…

-…а также в возможности возникновения конфликтов на бытовой почве с представителями мусульманских стран, приехавшими в Беларусь вслед за иностранным капиталом?

- Конфликты обостряются со временем, когда численность некоего сообщества увеличивается, а его члены заявляют о все новых правах и начинают их отстаивать на баррикадах. В 1960-80-е гг. мусульмане не доставляли беспокойства Европе - конфликты начались относительно недавно, когда общины укрепились и увеличились.

В исламе существуют радикальные течения, пользующиеся популярностью среди мусульманских эмигрантов. По их мнению, религия должна быть направлена на максимальное внедрение в другие страны, действует логика черно-белого дуалистического мировоззрения: есть правоверные и неверные, и последних необходимо обратить в свою веру или ликвидировать. Приглашая представителей бизнес-кругов других стран, мы должны помнить, что они обязаны уважать наши традиции и не навязывать свои. Приезжие должны соблюдать наши правила.

Не думаю, что граждане Беларуси хотят, чтобы через 50 лет наши девочки надели хиджабы, мальчики проходили обряд обрезания, а на рынках запретили продавать сало - религия, мол, не позволяет. К сожалению, в странах Западной Европы это уже реальность. Проблема очевидна, а значит, ее надо обсуждать. Любой житель нашей страны - будь то простой гражданин или чиновник - обязан понимать, что этнические сообщества могут вырасти и захотят влиять на государственную политику.

- Не стоит ли уже сейчас подумать об изменении законодательной базы, регулирующей миграцию?

- Это один из способов цивилизованной дискуссии по определению правил игры. Можно опереться на опыт ВКЛ, князья которого нанимали на военную службу татар: определяется цель приглашения, прописываются правовые рамки сотрудничества, в котором позволяется соблюдение своих обычаев, но вводится запрет на навязывание их коренному населению. Цивилизованный способ избежать конфликта - законодательный уровень. Необходимо жесткое миграционное законодательство, ограничивающее поток нежелательных людей в Беларусь. Государство должно четко знать, зачем человек приезжает в страну и какое место в ней хочет занять.

Бизнес и исламская культура не представляют опасности, а вот радикальная религиозная философия агрессивна, что стало понятно на примере России и стран Западной Европы. В определенное время возникают экстремистски настроенные представители религиозных сообществ, заявляющие: мы существуем, за нами закреплена определенная территория, мы хотим продвигать наши убеждения среди местного населения. Начинается ассимиляция или, говоря более резко, медленная колонизация. Как сказал один из мусульманских лидеров, «наше оружие - наши женщины, которые сделают то, что у воинов не получалось веками». Переход коренных европейцев в ислам - реальность, я уже не говорю о том, что бизнес нередко идет рядом с криминалитетом, и эту связь необходимо четко отслеживать.

- Обсуждение ужесточения миграционного законодательства, проблемы ношения хиджабов и строительства минаретов оскорбляют представителей мусульманских общин в Беларуси…

- Беларусь не настроена против приезжих - речь идет о национальной стратегии демографической безопасности. Как известно, в восточных странах высокий уровень рождаемости и низкий уровень жизни, у нас, наоборот, высокий уровень смертности. Свято место пусто не бывает, Беларусь интересна приезжим. Зная это, прежде чем подумать о мигрантах, стоит позаботиться о своем населении, улучшив его уровень жизни.

- Но благодаря инвесторам развивается и застраивается столица...

- А что будет лет через 50, кому достанутся все блага, созданные инвесторами? Бизнесмены думают на 10 лет вперед, власти же обязаны заботиться о более далеком времени. Коренное население не должно исчезнуть, уступив место, скажем, китайцам или арабам.

- Готовы ли правоохранительные органы Беларуси, не сталкивающиеся напрямую с терроризмом, противостоять развитию ситуации по российскому сценарию?

- Надеюсь, что они контролируют ситуацию, в частности отслеживают сомнительных представителей исламского мира, приезжающих в нашу страну. С реальной угрозой мы пока не сталкивались, но ситуация может быстро измениться. И готова ли наша система, придется проверять на деле. Надеюсь, что наши спецслужбы сотрудничают с российскими и европейскими коллегами, контролируют ситуацию и готовы предотвратить конфликт в случае его возникновения. Ведь в противном случае вполне реальным может быть рост антиисламских настроений в самом белорусском обществе, а это уже чревато угрозой государственной безопасности и национальному согласию.

СПРАВКА «БелГазеты». Алексей Дермант родился в Минске в 1979г. После окончания в 2001г. факультета правоведения по специализации «государственное право» Академии управления при президенте РБ поступил в аспирантуру Института философии НАН Беларуси, преподавал в Европейском гуманитарном университете. Философ, культуролог. Редактор альманаха Druvis.
Добавить комментарий
Проверочный код