Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (736) 05 апреля 2010 г. Тема недели

«На шутов не обижаются»

05.04.2010
 
Евгений КЕЧКО

Саркастические высказывания в адрес Беларуси и ее главы в передаче «Прожекторперисхилтон» - не первое в этом году погружение российских острословов в белорусскую тематику. Зимой Первый канал, имеющий самый крупный охват телеаудитории в России, показал пародию на президента, «принявшего участие» в популярной телеигре «Кто хочет стать миллионером?». Эта часть программы была вырезана из эфира белорусского телеканала ОНТ, ретранслирующего Первый канал.

Существуют ли рамки дозволенного в шутках о главах государств, корреспонденту «БелГазеты» рассказал актер «Большой разницы» Игорь КИСТОЛ, сыгравший в той передаче роль президента Беларуси.

- Комментируя свое латино-американское турне, Александр Лукашенко с горечью отреагировал на «ерничанье» со стороны «их», надо полагать, россиян. Неужели президента так задели юмористические передачи Первого канала?

- Не должны. Мы в «Большой разнице» делали абсолютно искреннюю пародию, смеялись над обществом в целом, поэтому у нас не было шуток, унижающих чьи-то честь и достоинство. А милый юмор без острой сатиры не дает повода для обид. До «Кто хочет стать миллионером?» мы использовали образ Лукашенко в пародии на сериал «Кармелита», где он приходит к главной героине. В обоих случаях юмор мягкий и ненавязчивый, воспринимается зрителями хорошо.

На нас нельзя обижаться - на шутов никто и никогда не обижался. Я - шут, никому не мщу, не использую шутку как оружие, а просто подчеркиваю яркие краски. Наша задача - не оскорбить, а показать другой угол зрения. Когда на что-то смотришь не прямо, а наискосок, краска просто может поменять оттенок, не более.

- Вы позволяете себе шутки в адрес главы союзного, кстати, государства потому, что у вас напрочь отсутствует цензура?

- Цензура есть, и не сильно отличается от общей цензуры - надо знать черту, которую переступать нельзя. Это наше негласное джентльменское соглашение, которого придерживались и при пародии на вашего президента. Что касается комментариев в «Прожекторперисхилтон» по поводу дружбы Беларуси и Венесуэлы, то этот выпуск программы я не видел, но не думаю, что там была перейдена грань. Ведущие этой программы в моем понимании - шуты-мудрецы, которые умеют достойно развлекать публику, они очень хорошо владеют словом, юмором. Они повзрослевшие дети, им позволительна любая шалость, в их шутках нет злобы и ненависти.

Любой актер знает, что нельзя смеяться над калеками, оскорблять чувства верующих, использовать ненормативную лексику. Мы формируем внутреннюю культуру, и, если нужно, к примеру, сделать пародию на человека, изъясняющегося при помощи мата, - можно обойтись намеком. Сарказма и ерничанья в наших действиях нет.

- В Беларуси многие считают, что передачи Первого канала, в т.ч. юмористические, транслируют позицию Кремля и что вы вообще бегаете в Кремль за «шутками»…

- Мы не бегаем в Кремль каждый раз, чтобы уточнить, над чем можно шутить, а какие темы лучше обойти стороной. Мы работаем не для политиков, а для зрителей, о чем говорят цифры и рейтинги. Мне вообще трудно найти какую-то связь между объектами наших шуток и позицией Кремля. И вообще, какая там может быть позиция, если существуют разногласия между Зюгановым и Жириновским, ЛДПР и «Единой Россией». С официальной властью тоже точек соприкосновения нет, мы не пытаемся с ней заигрывать либо выступать против.

- Чем вообще российских юмористов привлекает образ Лукашенко, к которому они обращаются по поводу и без?

- Своей необычностью, экспрессивностью. При этом мне кажется, что он очень искренний и простой человек - искренне любит, искренне ненавидит. А его необычность заключается в поступках и высказываниях, которые выходят за рамки нашего представления о президенте. Любое слово президента надо конспектировать и внимательно к нему относиться. Ведь за этим стоит аппарат, который продумывает каждое сказанное слово, просчитывает определенные закономерности. Лукашенко позволяет себе вольности, другим президентам не присущие.

- Насколько сложен образ Лукашенко для воспроизведения?

- Не очень, хотя я долго к нему присматривался, наблюдал за ним. В итоге нашел главное зерно - простодушие. Когда за это ухватился, остальное пришло само по себе. Когда нажмешь на правильную педаль, процесс выходит из-под контроля, и ты понимаешь, что это - попадание на 100%. Правильное зерно - как ДНК: если нашел суть в поведении и характере, тот же жест автоматически будет правильным.

- Какова была реакция после выхода передачи в эфир?

- Гневных откликов не было, а во время съемок все очень веселились. Я видел реакцию зала - некоторые зрители хохотали до слез, а это уже показатель того, что и впоследствии все будет нормально. Если юмор болезненный и оскорбительный, хохота не будет - в зале повиснет атмосфера страха, страха за последствия.

- Почему пародию на президента решили сделать в рамках игрового шоу?

- Когда диалог строится в форме «вопрос - ответ», гораздо проще раскрыть характер человека. В диалоге требуется мышление, и персонаж становится самим собой.

- Показанный вами Лукашенко в рамках передачи устраивал телефонный разнос министру сельского хозяйства, интересовался тем, чем занимается в этот момент младший сын. Не считаете это посягательством на личную жизнь?

- Сын - это не секрет и не тайна, которую мы раскрыли. Он периодически попадает на экран вместе с отцом, приезжает и уезжает, везде фотографируется. Поэтому никакого посягательства на личную жизнь нет.

- Как вы лично относитесь к президенту Лукашенко?

- Такие лидеры - диктаторы по натуре - большие патриоты, ведь диктатором может стать только человек, любящий свой народ. Как он это делает и кому он мешает - это седьмой вопрос. Искренняя любовь первостепенна.

- На какие актуальные темы, касающиеся взаимоотношений России и Беларуси, вы бы еще обратили внимание?

- Чтобы еще обратить на что-то внимание, надо хорошо знать вашу внутреннюю жизнь, а она мало освещается. Я неплохо знаком только с фигурой Лукашенко - его показывают на экране, ролики с его участием постоянно передаются пользователями в Интернете. Это, собственно, все, что до нас доходит. Раньше еще много внимания уделялось «Песнярам», «Сябрам», «Верасам», было много видеоклипов о белорусской природе. Сейчас интереса нет, есть только определенное любопытство.

- Вам не кажется, что восприятие юмора в России и других постсоветских республиках отличается? Таджики грозят судебными разбирательствами передаче «Наша Russia», белорусы обижаются на «Большую разницу» и «Прожекторперисхилтон»…

- Нас всех связывает одно и то же. Я бываю в разных частях бывшего Союза и часто не вижу большой разницы. В той же России надменная и пафосная Москва - небольшой процент населения, в остальных регионах люди как жили, так и живут. Причем многие находятся за пределами бедности, условия фактически одинаковы, поэтому и восприятие юмора не должно отличаться. Но это в основном касается населения от 30 лет и старше, новое поколение - это ядерная бомба. Нынешняя молодежь воспитанна, сыта, умна и агрессивна, у них есть все задатки для другого восприятия жизни.

- Ваши пародии могут сделать молодежь более агрессивной, нетерпимой к людям других национальностей?

- Я так не думаю, мы не переступаем нравственную черту, о которой я говорил вначале. А обижаться можно много на что. Я сам родом из Молдовы, и мне не всегда нравится, когда плохо шутят про молдаван. Но ничего не поделаешь, если действительно большой процент мужского населения Молдовы работает на стройках, женщины ухаживают за детьми, подрабатывают нянечками. В этом нет лжи и выдумки, но подавать это в извращенной форме нельзя. Если шутка политкорректна, как в абсолютном большинстве случаев с вашим президентом, она имеет право быть сказанной.

СПРАВКА «БелГазеты». Игорь Кистол родился в 1970г. в Бельцах (Молдова). Окончил в Москве театральное училище им. Щукина. В театре играл в постановках: «Братья Карамазовы», «Школа жен», «Дикарь, или Третье слово». Снимался в кинофильмах «Громкоговоритель», «1000 лет христианства», «Мужской характер», «Няня», «Тринадцать». Артист шоу «Большая разница». Пародировал Адольфа Гитлера, Дмитрия Нагиева, Вячеслава Зайцева, Никиту Джигурду, Гошу Куценко и др.
Добавить комментарий
Проверочный код