Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№13 (736) 05 апреля 2010 г. Экономика

Худо-бедно

05.04.2010
Особенности доходов белорусских семей в 2009г.

Ярослав РОМАНЧУК

Опрос 5027 домашних хозяйств Беларуси, проведенный Белстатом по итогам 2009г., показал, что на белорусах кризис отразился несущественно. Общие доходы средней семьи по сравнению с 2008г. упали на 12% (составили $530 на семью, или $208 на душу населения), хотя в номинальном рублевом выражении увеличились. Аналогично - на 11,9% - снизились и денежные доходы (для средней семьи - $497, на душу населения - $195).

На начало 2010г. в Беларуси было 3716,4 семьи при общем населении 9,48 млн. человек (размер средней белорусской семьи - 2,55 человека). Жить стали хуже, но не намного. Помогли смягчить удар кризиса сохраненная госпомощь, низкие тарифы на ЖКУ и транспорт, занятость в «серой» экономике и трансферты из-за рубежа.Ярослав РОМАНЧУК

ТРИ СЕМЕЙНЫХ ТРЕНДА

С начала 2000-х гг. наблюдается несколько тенденций в структуре и составе домашних хозяйств. Первый тренд - урбанизация: только за 2009г. село потеряло 232,4 тыс. семей (если в 2008г. там было 33,7% всех семей, то в 2009г. - 27,4%). По сравнению с 2008г. увеличилось число семей, живущих в больших городах (с 27,7 до 30,1%). Чуть больше стало семей в малых городах (с 22,7 до 23,8%). Урбанизация побеждает все потуги правительства убедить людей оставаться в агрогородках. Никто не хочет посвящать свою жизнь вечной битве за урожай дедовскими способами, т.е. при помощи мотыг и плугов.

Второй тренд - сокращение числа больших семей. Мода на детей прошла и не возвращается. В 2009г. увеличилось число семей, состоящих из одного и двух человек (до 53,6 с 52,9% в 2008г.), и уменьшилось с пятью и более (с 6,7 до 6,2%). В 36,7% белорусских семей (1,36 млн.) нет детей, а 327,6 тыс. домашних хозяйств (8,8%) состоят из одних пенсионеров. Еще одна потенциальная группа риска домашних хозяйств - это семьи с одним взрослым. Таких у нас 148,9 тыс. (4%). Семей с одним ребенком в два раза больше, чем семей с двумя детьми (849,2 тыс. против 421,2 тыс.).

Третий тренд - центростремительные тенденции в перемещении домашних хозяйств в Минск из-за концентрации в столице большинства ресурсов и гораздо больших возможностей для молодежи. Если в 2004г. в столице проживали 598,7 тыс., или 15,6%, всех семей, то к 2009г. цифра выросла до 695,7 тыс. семей, или 18,7%. Рост числа семей в Минске только за пять последних лет на 97 тыс. равнозначен появлению в столице нового микрорайона.

Данная тенденция объясняется, во-первых, провалом региональной политики: города и области лишены реальных полномочий и находятся в сильнейшей зависимости от дотаций из центра. Во-вторых, люди отстранены от управления местными органами власти. Начальники гор- и облисполкомов зачастую являются назначенцами из других регионов. Региональные кланы играют в свою игру, не заботясь об инвестиционной привлекательности своих регионов. В-третьих, заблокирована приватизация, а местные органы власти лишены возможности создавать более благоприятные условия для бизнеса и инвесторов. Более того, местные вертикали часто ведут себя как удельные князьки, без контроля и конкуренции распоряжаясь как местными бюджетами, так и дотациями из центра. В результате в провинции новые рабочие места не создаются. СЭЗы также не выполняют данную функцию. Отсюда - четкий миграционный поток: деревня - малый город - областной город - Минск. Одновременно из каждого элемента этой цепочки идет отток творческих, предприимчивых людей за рубеж: с 1994г. по 2009г. население Беларуси сократилось на 763,3 тыс. человек.

040210241bg13(736)-ec.htm

«ОБЕЗЖИРЕННЫЕ» РЕСУРСЫ

В целом по стране располагаемые ресурсы среднего домашнего хозяйства в 2009г. составили Br1606,9 тыс., или $575,4 по среднегодовому курсу (в 2008г. данный показатель составлял $660). Среднедушевые располагаемые ресурсы составили Br633,7 тыс. в месяц ($227, а в 2008г. было $256). Львиная доля этой суммы - денежные средства (94,3%). Стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, составила 4,8%, а льгот и дотаций, предоставленных в натуральном выражении, - только 0,9%. Получается, что монетизация льгот практически состоялась.

Самые большие располагаемые ресурсы зафиксированы в больших городах - Br1,65 млн., наименьшие - в сельских пунктах (Br1,29 млн.). При этом доля потребляемых продуктов питания составила 9,8%, или Br127 тыс. - в три с лишним раза больше, чем в крупных городах.

В семьях пенсионеров среднедушевые располагаемые ресурсы в месяц составили Br659 тыс., или $236. Наименее благополучными являются семьи из пяти и более человек. В них объем месячных располагаемых ресурсов составил всего Br469,2 тыс., или $168. Это не бедность, но на такие деньги при наших ценах на продовольствие, одежду и товары для дома явно не пожируешь.

ЛОВУШКА БЕДНОСТИ

Удельный вес домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума остается очень малым. В 2009г. он составил всего 3,7% от общего числа семей (5,7% на селе). Из общего числа малообеспеченных семей 28,6% пришлось на семьи, в которых пять и более человек. Среди семей пенсионеров таких только 1,5%.

В 2009г. 35% домашних хозяйств имели среднедушевые располагаемые доходы ниже Br500 тыс. ($179). В Минске таких семей 15,8%, в сельских населенных пунктах - 43,6%. Самая неблагополучная ситуация в малых городах - там таких семей 44,5%. Чем больше детей в семье, чем дальше она живет от Минска и областных городов, чем меньше в семье работающих, тем выше риски попадания в ловушку бедности.

Еще точнее уровень бедности можно оценить по расходам на базовые продукты питания. В 2009г. в среднем по стране одно домашнее хозяйство тратило Br 433 тыс. ($155): Br559,2 тыс. ($200) в Минске и Br338 тыс. ($121) в сельской местности. На селе доля хлеба и хлебопродуктов в расходах на продукты питания составляет 23,5% (в Минске - 12,1%). Первой по величине статьей расходов для сельских семей является мясо и мясопродукты - 28,7% всех расходов на продукты питания. На фрукты и ягоды в сельской местности средняя семья в 2009г. тратила чуть больше $60 в год.

В целом по стране у 28,6% семей расходы на покупку продуктов питания превышают 50%. В семьях пенсионеров - 56,1%. Еще одна чувствительная позиция - расходы на жилищно-коммунальные услуги: в целом по стране более 15% потребительских расходов в 12,4% семей приходится именно на оплату ЖКУ. В малых городах таких семей 14,5%, в сельской местности - 9,2%. Очевидно, что при росте тарифов на ЖКУ и стагнации зарплат и доходов число таких семей резко возрастет.

ПОСОБИЯ ДЛЯ БОГАТЫХ

Традиционно наибольшие доходы в расчете на одно домашнее хозяйство в 2009г. зафиксированы в Минске (Br1,95 млн.), наименьшие - в Могилевской области (Br1,31 млн.) В столице самые большие доходы от предпринимательской деятельности, наименьшие - в Витебской области. Максимальный доход от личного подсобного хозяйства имеют семьи в Гродненской области (Br101,4 тыс. в месяц), минимальный - в Минске (Br49,7 тыс.).

Общие месячные доходы семей из низшей квинтильной (20-процентной) группы домашних хозяйств (самые малообеспеченные) составили чуть больше Br1 млн., а в высшем квинтиле - Br2,16 млн. Разница по денежным доходам - Br909 тыс. против Br2,1 млн.

Оплата труда в низшей 20-процентной группе составила Br540,5 тыс., а в наивысшей - Br1,486 млн. (в 2,7 раза больше). Удивительно, но доходы от продажи сельхозпродукции в группе 20% самых богатых семей больше, чем в 20% самых бедных (Br17,6 тыс. против Br10,7 тыс.).

Госпособия для семей в группе 20% самых бедных семей составили Br56,5 тыс. в месяц ($20,2). Получали пособия и в группе самых богатых домашних хозяйств, по $7,5 в месяц.

Личные подсобные хозяйства популярны вне зависимости от размера доходов: в семьях самого низкого квинтиля месячный доход по данной статье составил Br78,2 тыс. ($28), а среди 20% самых богатых -

Br70,5 тыс. ($25,2). До сих пор не удалось ликвидировать льготы и дотации для 20% самых богатых семей: в 2009г. каждое домашнее хозяйство в этой группе получало Br11,8 тыс. ($4,2) в месяц, в то время как в 20% самых бедных семей льготы и дотации в натуральном выражении составили Br18 тыс. ($6,4).

В целом в 2009г. стоимость льгот на одно домашнее хозяйство составила Br14,2 тыс. ($5) - это только 1% общего дохода. 40,1% семей получали льготы и дотации. Вопиющим остается тот факт, что 20% самых обеспеченных семей получают практически столько же льгот и дотаций, как 20% самых малообеспеченных. В 2009г. первые ежемесячно получали Br37,8 тыс., а вторые - Br39 тыс. Причем по санитарно-курортному лечению самые обеспеченные 20% семей получали больше, чем 20% самых бедных: Br69,6 тыс. против Br50,2 тыс. в месяц. Такая же ситуация по жилищно-коммунальным хозяйствам: Br17 тыс. против Br12,1 тыс. Даже на общественный транспорт богатые получают больше денег, чем бедные: Br11,1 тыс. против Br5,7 тыс. Странная получается социальная ориентация бюджетной политики. В кризис в первую очередь надо помогать людям с самым низким доходом, а у нас богатые через своих лоббистов сохраняют за собой право на существенный кусок бюджетного пирога. То ли богатые у нас не такие богатые, то ли бедные - совсем даже не бедные.
Добавить комментарий
Проверочный код