Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№13 (736) 05 апреля 2010 г. Экономика

«Необъятная гамма отношений»

05.04.2010
 
Сергей ЖБАНОВ

Украина в стремлении снизить цену на газ вступила с Россией в очередные переговоры. При этом Киев ориентируется на цену газа, поставляемого в Беларусь. Москва не отрицает возможность пересмотра газовых цен для Украины, но не советует брать пример с Беларуси. Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов объяснил премьер-министру Николаю Азарову, почему этого делать не следует.

Если вы ссылаетесь на взаимоотношения России и Беларуси, в т.ч. в определении цены на энергоносители, то у нас здесь совсем другой подход. Россия и Беларусь строят союзное государство. И мы для себя определили определенный объем нефти, которая поступает для нужд Беларуси точно по таким же ценовым параметрам, как для потребления внутри России, и мы также имеем цель полностью отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты при формировании единого экономического пространства», - цитирует заявление Игоря Шувалова агентство РИА «Новости». А что касается цены на газ для Украины, то, как отметил Шувалов, у России с Украиной глубоких интеграционных проектов пока нет, а именно в таких проектах «лежит основа ценообразования на энергоресурсы. По всем остальным партнерам мы исходим из того, что цена должна стремиться к разной доходности».

Вооружившись интеграционными аргументами первого зампреда российского правительства, Минск, казалось бы, вправе потребовать от Москвы одинаковых подходов к ценообразованию на нефть и газ. Чем, собственно, и занято в последнее время белорусское руководство, настаивая на отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Правительство России, в свою очередь, упорно не соглашается, ссылаясь на необходимость разработки и подписания пакета из 20 базовых документов, на основе которых и будут сформированы принципы функционирования единого экономического пространства.

Этот набор доводов дает основания предположить, что в сфере газовых взаимоотношений Россия и Беларусь более интегрированы, чем по нефти. Действительно, на прошлой неделе стало известно, что «Газпром» стал собственником 50-процентного пакета акций «Белтрансгаза», о чем с явным удовлетворением напомнил на пресс-конференции посол РФ в РБ Александр Суриков. Теперь у «Газпрома» и «Белтрансгаза», по словам дипломата, «впереди необъятная гамма отношений, и надо им с учетом взаимовыгоды развиваться дальше». В каком направлении «Газпром» будет стремиться развивать взаимоотношения с «Белтрансгазом», гадать не приходится. Зампред концерна Валерий Голубев уже сменил на посту председателя наблюдательного совета «Белтрансгаза» первого вице-премьера РБ Владимира Семашко.

«Что касается корпоративной политики «Газпрома» в области инвестиций, то мы стремимся к тому, чтобы получить контроль», - сообщил зампред российской газовой монополии Андрей Круглов, также посетивший на прошлой неделе Минск. Но для начала «Газпром» попытается довести норму доходности «Белтрансгаза» на инвестируемые средства до корпоративного стандарта - 12%. Пока же россияне отбивают вложенные средства в активы белорусского газотранспортного предприятия. Что, безусловно, плохая новость для правительства Беларуси, привыкшего к различным формам поборов с наиболее доходных предприятий республики. В частности, «Белтрансгаз» производит отчисления в инновационный фонд Минэнерго от себестоимости, а не от прибыли. И в этом свете становится понятно, почему правительство не спешит продавать российскому капиталу белорусские нефтеперерабатывающие активы.

Впрочем, это не главное. Куда важнее то, что одна треть белорусского экспорта традиционно приходится на нефтепродукты первичной переработки. Поэтому нефтеперерабатывающие активы более ценны для Беларуси. Газ - не экспортный товар, и Беларусь зарабатывает только на его транзите. Поэтому «Белтрансгаз» вынужден был раньше НПЗ поделиться своими активами с россиянами. Благодаря чему страна до сих пор покупает газ со скидкой и без экспортной пошлины. Как говорится, никаких чудес. Только такую форму интеграции Россия признает подлинной и готова оплачивать ее, не взимая экспортную пошлину и сохраняя скидки в цене на поставляемый товар.

Поэтому сохранение для Беларуси беспошлинных поставок нефти в объеме 6,3 млн. т следует, видимо, оценить как знак признательности со стороны России за вхождение республики в Таможенный союз. Но чтобы рассчитывать на большее, не дожидаясь светлого дня создания единого экономического пространства (1 января 2012г.), белорусскому руководству следовало бы своевременно поделиться с российским капиталом нефтеперерабатывающими активами - по аналогии с газотранспортными. И не было бы сегодня у правительства республики никаких заморочек с венесуэльской нефтью и внешнеторговым сальдо.

Время работает на Россию. С каждым годом по мере строительства новых трубопроводов заинтересованность Москвы в транзитной инфраструктуре бывших советских республик ослабевает. Зато не снижается степень сырьевой зависимости белорусской и украинской экономик от российских углеводородов. Скорее наоборот. Вот и выходит, что посол Суриков прав, говоря о «необъятной гамме отношений». Других резервов экономического роста ни в Беларуси, ни на Украине пока не просматривается.
Добавить комментарий
Проверочный код