Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№13 (736) 05 апреля 2010 г. Дом

На склад марш!

05.04.2010
Инвесторы включились в гонку за склады

Татьяна НИКИФОРОВА

До 2015г. в Беларуси будет создано 18 транспортно-логистических центров, сообщил в марте первый замминистра транспорта и коммуникаций Николай Верховец. Интерес к логистической недвижимости эксперты рынка считают оправданным: Беларусь уже сейчас испытывает недостаток в складских помещениях класса А. В будущем же наличие качественных логистических комплексов позволит нарастить доходы от обработки транзитных грузов, следующих через страну.

В последнее время в Беларуси объявлено о ряде крупных проектов на рынке складской недвижимости, реализуемых с привлечением иностранных инвестиций. Иранская компания «Кейсон» планирует возвести на территории СЭЗ «Минск» логистический комплекс «Прилесье», первые три модуля которого - по 11 тыс. кв. м каждый - будут введены уже в 2011г., а весь комплекс - в 2014г. В 2009г. подписан инвестиционный договор с бельгийской компанией AOI-NV (Аntwerp Development Company), которая совместно с компанией «КМК-логистик» в течение 5-10 лет планирует построить логистический парк на основе универсальной инфраструктуры, позволяющей обрабатывать грузы, перевозимые воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Реализация проекта может потребовать $1,5 млрд. инвестиций.

Латвийская компания Logistic Partneri LTD ведет переговоры об участии в строительстве Международного мультимодального логистического центра «Орша» на территории, прилегающей к Оршанскому авиаремонтному заводу. Ожидается, что объем инвестиций в проект составит не менее $200 млн. Еще один проект в транспортно-логистической сфере реализуют Белорусская железная дорога и чешская компания Doprava в Бресте.

Интерес к белорусскому рынку складской недвижимости объясняется, с одной стороны, быстрым развитием торговых операторов, испытывающих потребность в качественных комплексах, а с другой - транзитным потенциалом страны.

На фоне восстановления деловой активности в IV квартале 2009г. спрос на складские площади вырос. Спрос на помещения, предлагаемые в собственность, увеличился на 11%, в то время как на склады, сдаваемые в аренду, - на 88%, что было связано в первую очередь с активизацией торговых сетей и оптовиков, которым проще восстановиться после кризиса. Объем предложения складской недвижимости в IV квартале 2009г. вырос почти в 4 раза. Однако игроки рынка утверждают, что большая часть имеющихся на вторичном рынке площадей, выставляемых по довольно высокой цене (от $1200 за кв. м), не соответствуют современным требованиям. Как правило, это здания, построенные еще в советские времена, с присущим тому времени техническим «минимализмом», что не позволяет в полной мере использовать эти склады для решения современных задач.

«Имеющаяся в Беларуси складская недвижимость позволяет обслуживать местных производителей, импортеров, компании-дистрибьюторы и торговые сети. Но что касается качественных складских площадей (класса А), то их совсем немного. А это, в свою очередь, не позволяет обрабатывать транзитный грузопоток, следующий через Беларусь. Ведь грузовладельцам важно не просто складировать грузы, а получить весь комплекс услуг по их обработке: сортировке, маркировке, формированию партий, перегрузке с одного вида транспорта на другой, упаковке. Беларусь этого предложить не может. Сейчас европейские грузы, идущие транзитом в Россию, обрабатываются в логистических центрах Литвы, других стран. В результате, если в государствах со схожим географическим положением доходы от транспортно-логистической деятельности достигают 20-30% ВВП, Беларусь в силу неразвитости этого бизнеса получает лишь небольшую плату за то, что международные грузы проходят по нашим автомобильным и железным дорогам», - отмечает замдиректора по маркетингу ИП «Кейсон» («дочка» иранской компании «Кейсон») Сергей Слесарев.

По его мнению, географическое положение Беларуси позволяет стране претендовать на то, чтобы обрабатывать не только грузопоток, следующий по территории республики, но и побороться за наращивание физических объемов транзита: «Через Беларусь идут два панъевропейских транспортных коридора - N2 и N9. Кроме того, есть возможность побороться за грузопоток, который идет из Китая в Европу морским путем. Китай ежегодно экспортирует морем грузов на $700 млрд. Но, посмотрев на карту, можно убедиться, что самый короткий путь доставки грузов оттуда лежит по суше».

Положительным моментом для развития логистического бизнеса в Беларуси собеседник назвал кризисное замораживание логистических проектов в России и странах Балтии, что позволит Беларуси не проиграть соседям конкуренцию за транзит. К тому же с созданием Таможенного союза Беларусь получает возможности упрочиться в роли «западных ворот России», что также может быть положительно воспринято инвесторами. На фоне лучшей, чем в России, безопасности наша страна может получить преимущество в борьбе за грузы.

С другой стороны, Слесарев отметил, что создание транспортно-логистических комплексов требует очень серьезных инвестиций, а сроки окупаемости таких объектов намного выше, чем в других сегментах рынка коммерческой недвижимости. Поэтому он не исключил, что некоторые проекты не будут реализованы в ранее заявленные сроки: «В этой связи Беларуси мог бы быть интересен опыт Литвы, где государство берет на себя затраты по созданию логистической инфраструктуры и предоставляет ее в качестве площадки для деятельности независимых логистических операторов».
Добавить комментарий
Проверочный код