Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (734) 22 марта 2010 г. Тема недели

Рустам Танкаев: «Это не шантаж, а попытка шантажа»

22.03.2010
 
Виктор МАРТИНОВИЧ

16 марта информагентства взорвали мозг сенсационной новостью из Венесуэлы: президенты Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились о поставках венесуэльской нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Беларуси.

Нет, не о том, чтобы Беларусь добывала и перерабатывала нефть в Венесуэле и продавала ее в Западном полушарии! Прямо и многократно овторялось: венесуэльской нефтью, от которой наши НПЗ отделяет половина земного шара, планируется загрузить именно белорусские НПЗ в Беларуси! Чтобысовсем уж ни у кого не оставалось сомнений, агентства приводили слова главы государства, который ошибаться точно не может. «Мы договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь, на наши НПЗ. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке», - цитирует «Интерфакс» слова Лукашенко, сказанные в Каракасе.

Местные нефтяные эксперты дружно выпадали в осадок, подсчитывая стоимость логистики. Политологи предположили, что венесуэльское соглашение придумано лишь для того, чтобы надавить на российского премьера Владимира Путина, посетившего в эти дни Беларусь. Юмористы шутили, что прорубить из Венесуэлы скважину через земное ядро и поставлять углеводород по трубе, идущей через земную кору, будет дешевле, чем гонять нефтеналивные танкеры.

В этих смутных условиях «БелГазета» решила обратиться к действительно авторитетному эксперту, независимость и беспристрастность которого в данной ситуации не вызывает сомнений. Со специалистом N1 в России по «нефтянке» Рустамом ТАНКАЕВЫМ - человеком, способным воспроизвести по памяти химические формулы нефти из различных месторождений, - беседовал обозреватель «БелГазеты». При этом, услышав тему беседы, г-н Танкаев так оживился, что начал говорить даже раньше, чем был задан первый вопрос.

- Вы понимаете, расстояние, на которое предполагается транспортировать нефть, достаточно велико. И потом, как они собираются переваливать нефть на заводы? Насколько я понимаю, единственный путь - перевалка в одном из портов, например в Гданьске, на железную дорогу и поставка по железной дороге. Второй вариант - переключение порта в Бутинге (Литва, Паланга. - «БелГазета») в реверсный режим, а он, по-моему, сейчас и работает в реверсном режиме, на прием нефти. Оттуда - по трубе. Но это нужно координировать как-то с Литвой. А Литва сейчас стремится работать с более качественной нефтью, чем венесуэльская. Они могут и не согласиться на поставки такого тяжелого продукта по своей системе трубопроводов.

- Говорится о том, что Беларусь готова поставлять из Венесуэлы 80 тыс. баррелей в день - это 4 млн. т в год. Насколько реалистично делать это через Гданьск или Бутинге?

- Вообще говоря, схему поставки под любые объемы можно придумать всегда. Весь вопрос в деньгах. Я думаю, что транспортировка венесуэльской нефти морем не сможет выдержать никакой конкуренции. Дело в том, что в этой схеме сначала надо будет переходить с трубопроводного транспорта на морской (т.е. сначала нефть будет идти по трубе, потом ее надо будет налить в танкеры), после этого - поставить до порта в Гданьске, или Бутинге, или Клайпеде…

- А Клайпеде хватит глубины, чтобы принять танкер?

- Ну да, Клайпеда - скорее, нефтепродуктовый порт. Он принимает маленькие танкеры. Опять же вопрос, какие танкеры будут подключены к схеме. Вообще, на большие расстояния танкеры меньше чем 100 тыс. т не ходят. Стотысячник же войдет далеко не в каждый порт. Бутинге его при определенных условиях, наверное, разгрузит. Других портов такого масштаба вокруг Беларуси я не знаю.

Но самое главное даже не в этом. Дело в том, что любой другой порт, кроме Бутинге, потребует еще одной перевалки - по железной дороге, и оттуда - на товарный парк нефтеперерабатывающего завода. Такая логистическая схема - за счет многочисленной смены транспорта - получится очень дорогой. Даже притом, что цена венесуэльской нефти может оказаться низкой, транспортировка сделает эту цену неинтересной.

Намного дешевле для Беларуси было бы взять венесуэльскую нефть и по разработанной логистической схеме поставить ее в США, получить деньги и купить на них российской нефти. Выигрыш - в 1,5 раза больше.

«ОНИ ПЫТАЮТСЯ ПРИВЛЕКАТЬ ДАЖЕ КИТАЙЦЕВ»

- А зачем это Венесуэле? Ведь мы ей в этом случае вроде как составим конкуренцию…

- Да она сама пытается диверсифицировать рынки сбыта. Очень крупные лицензии были переданы российским компаниям, белорусской компании. Они пытаются привлекать даже китайцев. Некоторое время назад Уго Чавес национализировал нефтяную промышленность и отобрал лицензии у международных, в основном американских, компаний.

Сейчас в этой стране идет новый передел нефтегазовой промышленности. Идет он без США: Венесуэла хочет выйти на новые рынки, на новых партнеров. Однако, я думаю, даже венесуэльское руководство осознает, что поставлять нефть на эти рынки физически нерационально. Проще продавать ее там, где маленькое транспортное плечо, где все рассчитано на ее приемку.

Существует система свопов, т.е. замещений, при которых вы обмениваетесь не деньгами, а обязательствами: одна сторона имеет обязательство поставить нефть на завод, находящийся за 10 тыс. км, а у вашего партнера - обязательство поставить ее на соседний от него завод. И вот вы меняетесь с ним ролями. Вот такая схема может быть применена и для закупок российской нефти белорусами.

«РАЗНИЦА БУДЕТ В ДЕСЯТУЮ ПРОЦЕНТА»

- Какой порядок цены, которую платит Беларусь за российскую нефть?

- Цена составляет сейчас около $240 за т.

- А по какой цене Венесуэла поставляет нефть своим друзьям, таким как Куба или, в данном случае, потенциально, Беларусь?

- Венесуэльская нефть во всех случаях, кроме тех, когда ее действительно просто дают бесплатно, идет по нормальной мировой цене.

- Вы уверены в этом?

- Я уверен в том, что потребитель венесуэльской нефти действительно платит мировую цену, никаких преференций нет. Но тут надо понимать, что единой мировой цены нет. Существует определенная формула цены, прописанная в каждом контракте. Российская нефть, как правило, привязывается к цене нефти марки Brent, которая котируется на рынке, плюс скидка либо премия. Скидка - в том случае, если качество продукта ниже среднего, премия - если качество выше среднего. Эта формула позволяет сделать цену действительно, скажем так, справедливой. Но формулы каждый раз разные. Некоторые из них уходят чуть в сторону покупателя, другие - в сторону продавца. Не исключено, что Венесуэла предложит Беларуси формулу, «ушедшую в сторону покупателя». Но разница будет в десятую долю процента, поверьте.

Я бы обратил внимание на то, что Беларусь не публикует результатов всех своих операций. Наши нефтяные компании раз в квартал публикуют свои бухгалтерские отчеты, не пытаясь от этого уклониться. В Интернете их может найти любой желающий. Используя четыре правила арифметики, всегда можно посчитать, по какой цене они купили или продали нефть. Аналогичных публикаций Беларусь не делает. Это непрозрачный кусочек рынка. Иначе вопросов бы не возникало.

Кстати, точно такая же ситуация с Туркменистаном. Когда ЕС стал прорабатывать возможность заключения контрактов на поставки газа для себя через газопровод «Набукко», первое, что они стали выяснять, - почему деньги за газ поступают не в госбюджет, а в какой-то фонд? И, когда они этим заинтересовались, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов категорически отказался подписывать с ними какие бы то ни было документы.

НЕФТЬ НЕ ХУЖЕ РОССИЙСКОЙ!

- Продолжая тему свопов и других неденежных расчетов: Лукашенко обещал построить в Венесуэле 3-4 завода по производству тракторов, грузовых автомобилей, большегрузных автомобилей, кирпичный завод. Может быть, сделана ставка на то, что платить за нефть мы будем «натурой» - трудом специалистов, возводящих заводы, и технологиями производства МАЗов и тракторов?

- Это не своп, это бартер.

- А он интересен Венесуэле?

- Оплата товарами или услугами - еще один очень хороший способ сделать экономику нефтяных поставок довольно закрытой. Это, как у нас говорят, второй эшелон информационной защиты. Первый - вообще ничего не рассказывать, второй - рассказать, но все запутать.

- Когда белорусов пустили на нефтяные месторождения в Венесуэле, была широкая дискуссия о том, подлежит ли в принципе венесуэльская нефть переработке на белорусских предприятиях. Говорилось и о том, что перерабатывать ее невозможно. А что скажете вы?

- В Венесуэле много месторождений, качество сырья в них различное. Действительно, общее качество довольно низкое - это тяжелая нефть. Но ведь и российская смесь, которая поступает на белорусские заводы, - не самая лучшая нефть на свете. Средняя плотность российской нефти марки Urals, которую перерабатывает Беларусь, - 0,865 г/см3. Венесуэльская товарная нефть имеет плотность

0,871 г/см3. Разница небольшая. Американская средняя смесь - 0,856, но при этом, кстати, венесуэльскую нефть они прекрасно перерабатывают, и никаких проблем у них не возникает.

Таким образом, если физически венесуэльская нефть попала бы в Мозырь или Новополоцк, ее прекрасно могли бы переработать. Проблема в том, что экономически нецелесообразна транспортировка.

- В конечном итоге все затеяно, чтобы шантажировать Россию? Чтобы отменила пошлину?

- Я думаю, что это не шантаж, а попытка шантажа. Причем попытка наивная. То, что венесуэльская нефть будет дешевле российской после уплаты пошлины, - бред. То, что Беларусь может себя обеспечить нефтью, купленной по мировым ценам не у России, - факт. Но для этого не надо ехать так далеко, в Венесуэлу. Есть Иран. И я знаю, что есть межправительственное соглашение у вашей страны с Ираном. В Иране качество нефти, кстати, гораздо выше, чем в Венесуэле, и оттуда ее физически легче поставить. Для России Венесуэла не конкурент. Россия ничего против нефтяных сделок Беларуси и Венесуэлы, если таковые состоятся, иметь не будет.

СПРАВКА «БелГазеты». Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России. Гендиректор аналитического агентства «Инфотэк-терминал», созданного в 1997г. при участии Минэнергетики России для«распространения оперативной и достоверной информации по топливно-энергетическому комплексу России и стран ближнего зарубежья». Клиентами компании является федеральное руководство российской топливной отрасли, управляющее звено нефтяных интегрированных компаний («ТНК-BP», «Лукойл» и др.), нефтегазодобывающих, перерабатывающих и нефтехимических предприятий, предприятий нефтепродуктообеспечения и нефтяной торговли. В качестве эксперта Рустам Танкаев активно выступает в российских и зарубежных СМИ.
Добавить комментарий
Проверочный код