Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№11 (734) 22 марта 2010 г. Тема недели

Поплыли!

22.03.2010
Белорусско-венесуэльская дружба творит чудеса

Сергей ЖБАНОВЗаокеанское турне Александра Лукашенко оказалось на редкость плодотворным. В Каракасе белорусский президент договорился о поставках венесуэльской нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Беларуси. «На наши нефтеперерабатывающие заводы придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке», - заявил на пресс-конференции Александр Лукашенко.

10010421rys11(734)-temaCmyk.pg Некоторые детали достигнутого соглашения раскрыл президент Венесуэлы Уго Чавес. По его словам, в Беларусь будет поставляться 80 тыс. баррелей нефти в день для последующей переработки в масла и высококачественный бензин с целью реализации на европейском рынке. Венесуэльская нефть начнет поступать в Беларусь с мая т.г. Теперь понятно, на что рассчитывал первый вице-премьер Владимир Семашко, обещая обеспечить 100-процентную загрузку белорусских нефтеперерабатывающих производственных мощностей: «В мае ставим задачу выйти на 100%. Для этого будем искать все возможные варианты».

Но о том, что с начала года Беларусью прорабатывается заокеанский вариант снабжения НПЗ, первым сообщил посол Венесуэлы в Беларуси Диас Нуньес. Не так давно дипломат рассказал журналистам о доставке танкером в один из морских портов пробной партии нефти в размере 0,5 млн. баррелей. Далее нефть по железной дороге должна была попасть на белорусские НПЗ. Однако рентабельность предложенной схемы доставки столь ценного товара вызывала большие сомнения у белорусских специалистов. В частности, об этом сообщили агентству «Интерфакс-Запад» представители ПО «Белоруснефть»: «По расчетам экономистов объединения, это будет нерентабельным».

«С учетом стоимости фрахта, стоимости наливки танкера емкостью 300-500 тыс. т, перевалки нефти в порту, транспортировки по железной дороге и последующей перевалки в терминалы заводов эта нефть будет стоить дороже российской пошлинной нефти» - заявили в объединении.

Впрочем, об этом же руководство концерна «Белнефтехим» заявляло еще три года тому назад. Поэтому не приходится удивляться тому, что большинство российских экспертов, опрошенных СМИ, согласны с оценкой белорусских специалистов. Ведь в 2007г. белорусско-венесуэльское СП «Петролера БелоВенесолана» создавалось не для снабжения белорусских НПЗ, а для добычи нефти и ее последующей реализации на богатом рынке США.

Справка «БелГазеты». За 2008г. СП добыло 680 тыс. т нефти, и Беларусь заработала на этой схеме $60 млн. чистой прибыли. В 2009г. добыча нефти на СП составила 620 тыс. т. Теперь стороны договорились об увеличении объема добычи нефти силами белорусско-венесуэльского СП до 1 млн. т в год (рост суточного объема добычи с 15 тыс. баррелей до 20 тыс. баррелей, или до 2,8 тыс. т).

Кстати, за деньги, полученные белорусской стороной на СП в 2008г., можно было бы, например, купить 109 тыс. т нефти по ценам января 2010г. Это даже больше, чем пробная партия венесуэльской нефти объемом в 80 тыс. т, которую нам обещают поставить в мае. Такое количество нефти может обеспечить белорусские НПЗ работой на 3-4 дня. Маловато для полной загрузки НПЗ, которую обещал Семашко.

Но ведь это только начало. В Каракасе подписан документ, согласно которому в течение двух месяцев будет создано белорусско-венесуэльское СП по поставкам нефти. По информации агентства «Интерфакс-Запад», 75% акций будущего предприятия будет принадлежать венесуэльской стороне, 25% - белорусской.

Это значит, что специалистам «Белоруснефти» все же придется найти «приемлемый вариант» доставки нефти в республику, несмотря на большие транспортные расходы. И похоже, один из вариантов решения проблемы уже найден. По информации, поступающей из Каракаса, пробная партия нефти пойдет через порт Одессы (Украина) и будет переработана на Мозырском НПЗ. Насколько эффективен такой способ доставки, пока сказать трудно. Все будет зависеть от размера скидок на венесуэльскую нефть. Благо подобный опыт у Боливарианской Республики имеется, ведь она уже давно снабжает дешевой нефтью и нефтепродуктами (причем на выгодных финансовых условиях) 11 центральноамериканских и карибских стран - Барбадос, Белиз, Коста-Рику, Кубу, Эль-Сальвадор, Гватемалу, Гаити, Ямайку, Никарагуа, Панаму и Доминиканскую Республику. Программа «ПетроКарибе» допускает оплату импортируемой нефти за счет долгосрочных займов (с низкими процентными ставками) или посредством бартерного обмена нефти на другие товары. Общая величина скидки в цене на нефть, предоставляемую Венесуэлой дружественным бедным странам, колеблется от 40 до 50%.

Но белорусский случай - особый. Тут никакой скидки не хватит, чтобы покрыть транспортные расходы по доставке нефти за тридевять земель. Одних денег для фрахта супертанкеров понадобится уйма. Но деньги - тлен. Лишь бы места в океане хватило, чтобы караваны судов, снующих туда-сюда между Каракасом и Одессой, разминулись. Ради обеспечения рентабельности проекта венесуэльским давальцам, похоже, придется поставлять нефть в Беларусь даром. Просто и благородно. А средства, собранные в уставном фонде нового СП, лучше потратить на разработку месторождений нефти в бассейне реки Ориноко, чтобы Беларусь могла ежедневно получать по 80 тыс. баррелей венесуэльской нефти (около 4 млн. т в год). Ровно столько, сколько и требовалось изыскать Беларуси за пределами России до 2020г.

Тогда можно будет смело сказать, что белорусское правительство досрочно справилось с задачей, поставленной президентом. Воистину белорусско-венесуэльская дружба способна творить чудеса.

КСТАТИ

«Нефть мы можем добывать [в Венесуэле. - «БелГазета»]уже завтра», - заявил в конце 2007г. первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Тогда же он сообщил, что добытая в Венесуэле нефть не будет поставляться в Беларусь танкерами: «Мы будем реализовывать нефть по схемам замещения. Это мировая практика».
Добавить комментарий
Проверочный код