Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№11 (734) 22 марта 2010 г. Личный вкус

CD-обзор

22.03.2010
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* Kusudama * David Byrne & Fatboy Slim

KUSUDAMA. Jazz-TV

Kusudama, 2009


Дебютный EP молодого белорусского коллектива, играющего качественный сверхскоростной джазкор - такой, как, например, «рубят» в некоторых своих проектах Джон Зорн и Майк Пэттон.

Группа демонстрирует на удивление адекватный подход к музыке - им хватает и сюрреалистического переосмысления наследия предшественников, и чувства юмора, и самодостаточности. Вероятно, чтобы ясность их подхода была наглядной, здесь они работают со стандартами: Wonderful World, Summertime, Mary Had A Little Lamb. Относясь к джазкору как к некоторой традиции, они используют все основные его риторические фигуры - ломаные и хаотичные мелодические линии, дикие сочетания тональностей и скоростей, резкие чередования брутальных утяжеленных гитарных моментов с прозрачными фри-джазовыми саксофонными соло, которые рано или поздно превращаются в откровенно панк-роковые коды. Но, помимо этой «академичности», они используют и некоторые собственные наработки - в частности, подходят к процессу с немалой долей веселья, достигая эффекта сюрреалистического кинематографа, этакой нарезанной на части кинопленки, нашпигованной диснеевскими персонажами. По сути, похожего плана «мультики» делает Майк Пэттон - но абсолютно непонятно, являются ли Kusudama в жизни такими же эксцентриками, как он. На сцене вроде они абсолютно спокойные: бас, гитара, сакс, барабаны, ничего лишнего.

Вокал, кстати, у них выполняет скорее не информационную функцию, а выстреливает, как дополнительный шумовой элемент. Треки с вокалом превращаются в нойзово-индустриальные сверхскоростные симфонии, дающие слушателю возможность отдышаться на редких саксофонных соло или почти прогрессив-роковых гитарных проигрышах. Белорусскому джазу всегда не хватало трэша и безумия - ну, в принципе, вот оно. Непонятно только, как коллективу здесь себя позиционировать - олдскульные джазмены такой психиатрический карнавал мигом выставят за дверь, а молодежная субкультура вряд ли воспримет тонкие постмодерновые игры со смыслами и цитатами из всего подряд (от кантри до Майлза Дэвиса) - для этого Kusudama чересчур многослойны и недостаточно прямолинейны, несмотря на подчеркнуто наглядную бомбардировку восприятия слушателей. Видимо, группе надо ориентироваться на почитателей «странненькой» музыки - на тех, кто слушает Mr.Bungle, Naked City и безумные коллективы вроде Vialka. Или вообще не смотреть по сторонам - неудивительно, что первые рецензии на этот диск появляются не в Беларуси: вот, про них уже на итальянском пишут.

DAVID BYRNE & FATBOY SLIM. Here Lies Love

Nonesuch, 2010


Музыканты с мировым именем продолжают радовать нас «проектами» - кому теперь нужны альбомы? Проект - это гораздо веселее, мультимедийнее, многолюднее. Новый проект Дэвида Бирна и электронного гуру Норманна Кука, мюзикл о жене бывшего филиппинского диктатора Имельде Маркос, окончательно утверждает эту тенденцию.

Бирн и Fatboy Slim начали работать над этим проектом чуть ли не в начале 2000-х гг., пытаясь творчески осмыслить неординарную личность своей героини - будучи женой диктатора, она как-то болезненно относилась к современной поп-культуре (вспомнить хотя бы известную историю о том, как ливерпульскую четверку чуть не «замочили» на Филиппинах) и вообще была светская дива, трагическая тусовщица и дискофрик. Размышляя о судьбе Имельды, Бирн сделал не то чтобы мюзикл - скорее, тематический цикл из 22 песен, исполняемых всевозможными яркими дамами - от Синди Лоупер и Тори Амос до Кейт Пирсон из B-52 и Ройшин Мерфи.

В итоге у Дэвида и Нормана вышел тематический сборник «Женский день календаря», который поначалу смущает - ладно бы еще к 8 Марта, но официальный релиз же - начало апреля! Радует только стилистика альбома - дискотека! Танцуют все! Пятая авеню, клуб Studio-54, диско, соул и фанк! Мажорные гармонии, танцевальные ритмы, плюс огромный буклет с фотокарточками тусовщицы Имельды, плюс нюансы - например, часть текстов песен построена Дэвидом на основе цитат самой г-жи Маркос. По-настоящему увлекает здесь только одно - все эти веселые тетки поют песни Бирна (его мелодика уникальна!), а поскольку тут кругом 1980-е гг., получается полная шизофрения: Talking Heads возвращаются в женском облике!

Если честно, вся эта эпоха проектов ужасно надоела - есть подозрение, что многим хотелось бы наконец-то послушать какую-нибудь новую песню Бирна. Нет, не с Брайаном Ино. Нет, не с оркестром и не с шотландской группой Mogwai в качестве дополнительного элемента к какому-нибудь саундтреку. И тем более не в составе мюзикла, выпеваемого десятком лучших женских голосов мира. Просто чтобы Бирн, знаете, вышел и спел для нас песенку. Но нет, увы, на данный момент от Бирна нам достаются разве что волнительные женские голоса, дискомюзикл про филиппинскую королеву ужаса и гламура и замечательная книжка про то, как объехать мир на велосипеде.
Добавить комментарий
Проверочный код