Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (734) 22 марта 2010 г. Личный вкус

CD-обзор

22.03.2010
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* Kusudama * David Byrne & Fatboy Slim

KUSUDAMA. Jazz-TV

Kusudama, 2009


Дебютный EP молодого белорусского коллектива, играющего качественный сверхскоростной джазкор - такой, как, например, «рубят» в некоторых своих проектах Джон Зорн и Майк Пэттон.

Группа демонстрирует на удивление адекватный подход к музыке - им хватает и сюрреалистического переосмысления наследия предшественников, и чувства юмора, и самодостаточности. Вероятно, чтобы ясность их подхода была наглядной, здесь они работают со стандартами: Wonderful World, Summertime, Mary Had A Little Lamb. Относясь к джазкору как к некоторой традиции, они используют все основные его риторические фигуры - ломаные и хаотичные мелодические линии, дикие сочетания тональностей и скоростей, резкие чередования брутальных утяжеленных гитарных моментов с прозрачными фри-джазовыми саксофонными соло, которые рано или поздно превращаются в откровенно панк-роковые коды. Но, помимо этой «академичности», они используют и некоторые собственные наработки - в частности, подходят к процессу с немалой долей веселья, достигая эффекта сюрреалистического кинематографа, этакой нарезанной на части кинопленки, нашпигованной диснеевскими персонажами. По сути, похожего плана «мультики» делает Майк Пэттон - но абсолютно непонятно, являются ли Kusudama в жизни такими же эксцентриками, как он. На сцене вроде они абсолютно спокойные: бас, гитара, сакс, барабаны, ничего лишнего.

Вокал, кстати, у них выполняет скорее не информационную функцию, а выстреливает, как дополнительный шумовой элемент. Треки с вокалом превращаются в нойзово-индустриальные сверхскоростные симфонии, дающие слушателю возможность отдышаться на редких саксофонных соло или почти прогрессив-роковых гитарных проигрышах. Белорусскому джазу всегда не хватало трэша и безумия - ну, в принципе, вот оно. Непонятно только, как коллективу здесь себя позиционировать - олдскульные джазмены такой психиатрический карнавал мигом выставят за дверь, а молодежная субкультура вряд ли воспримет тонкие постмодерновые игры со смыслами и цитатами из всего подряд (от кантри до Майлза Дэвиса) - для этого Kusudama чересчур многослойны и недостаточно прямолинейны, несмотря на подчеркнуто наглядную бомбардировку восприятия слушателей. Видимо, группе надо ориентироваться на почитателей «странненькой» музыки - на тех, кто слушает Mr.Bungle, Naked City и безумные коллективы вроде Vialka. Или вообще не смотреть по сторонам - неудивительно, что первые рецензии на этот диск появляются не в Беларуси: вот, про них уже на итальянском пишут.

DAVID BYRNE & FATBOY SLIM. Here Lies Love

Nonesuch, 2010


Музыканты с мировым именем продолжают радовать нас «проектами» - кому теперь нужны альбомы? Проект - это гораздо веселее, мультимедийнее, многолюднее. Новый проект Дэвида Бирна и электронного гуру Норманна Кука, мюзикл о жене бывшего филиппинского диктатора Имельде Маркос, окончательно утверждает эту тенденцию.

Бирн и Fatboy Slim начали работать над этим проектом чуть ли не в начале 2000-х гг., пытаясь творчески осмыслить неординарную личность своей героини - будучи женой диктатора, она как-то болезненно относилась к современной поп-культуре (вспомнить хотя бы известную историю о том, как ливерпульскую четверку чуть не «замочили» на Филиппинах) и вообще была светская дива, трагическая тусовщица и дискофрик. Размышляя о судьбе Имельды, Бирн сделал не то чтобы мюзикл - скорее, тематический цикл из 22 песен, исполняемых всевозможными яркими дамами - от Синди Лоупер и Тори Амос до Кейт Пирсон из B-52 и Ройшин Мерфи.

В итоге у Дэвида и Нормана вышел тематический сборник «Женский день календаря», который поначалу смущает - ладно бы еще к 8 Марта, но официальный релиз же - начало апреля! Радует только стилистика альбома - дискотека! Танцуют все! Пятая авеню, клуб Studio-54, диско, соул и фанк! Мажорные гармонии, танцевальные ритмы, плюс огромный буклет с фотокарточками тусовщицы Имельды, плюс нюансы - например, часть текстов песен построена Дэвидом на основе цитат самой г-жи Маркос. По-настоящему увлекает здесь только одно - все эти веселые тетки поют песни Бирна (его мелодика уникальна!), а поскольку тут кругом 1980-е гг., получается полная шизофрения: Talking Heads возвращаются в женском облике!

Если честно, вся эта эпоха проектов ужасно надоела - есть подозрение, что многим хотелось бы наконец-то послушать какую-нибудь новую песню Бирна. Нет, не с Брайаном Ино. Нет, не с оркестром и не с шотландской группой Mogwai в качестве дополнительного элемента к какому-нибудь саундтреку. И тем более не в составе мюзикла, выпеваемого десятком лучших женских голосов мира. Просто чтобы Бирн, знаете, вышел и спел для нас песенку. Но нет, увы, на данный момент от Бирна нам достаются разве что волнительные женские голоса, дискомюзикл про филиппинскую королеву ужаса и гламура и замечательная книжка про то, как объехать мир на велосипеде.
Добавить комментарий
Проверочный код