Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (734) 22 марта 2010 г. Экономика

ФБУхать Александр САМАНКОВ по максимуму

22.03.2010
 
Александр САМАНКОВ

В целях привлечения в экономику средств резидентов и нерезидентов указом президента «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления» «Белинвестбанку» и «Приорбанку» разрешено с 1 мая 2010г. по

31 декабря 2012г. создать такие фонды. Как сказано в официальном сообщении, фонд банковского управления (ФБУ) является новым для Беларуси инструментом привлечения средств физических и юридических лиц.Однако в Беларуси уже имелся опыт создания механизма коллективного инвестирования. В 1993г. был дан старт по созданию инвестиционных чековых фондов, которые должны были за привлекаемые у населения чеки «Имущество» покупать акции приватизируемых предприятий. А двумя годами позже мне довелось видеть президентскую резолюцию на одном из документов. В ней президент просил своих помощников разъяснить ему, зачем вообще нужны инвестиционные фонды. Видимо, в то время в его окружении не нашлось подготовленных специалистов. Кроме того, тогда возобладали другие экономические приоритеты. А лозунг начала 1990-х гг. - «Отдадим каждому труженику заработанную им часть общенародной собственности» - был заменен прагматичным и точечным подходом по продаже госсобственности за деньги. Очень скоро государство приватизацию свернуло, а чековые фонды ликвидировало.

Образование фондов банковского управления, даже в рамках эксперимента, можно рассматривать как признак оживляющегося процесса денежной приватизации. Об этом говорит и тот факт, что создание подобных фондов было одним из условий сотрудничества с МВФ, который, как известно, настаивает на приватизации ряда белорусских предприятий. Наши структуры будут создаваться на основе опыта российских общих фондов банковского управления.

Физические и юрлица смогут передавать ФБУ денежные средства, а также ценные бумаги, а те - осуществлять доверительное управление ими. Однако акции, распоряжение которыми ограничено декретом президента «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», им передаваться не могут.

Инвестор (вверитель), вложивший в фонд деньги или ценные бумаги, получает право на долю имущества фонда, которое удостоверяется специальным сертификатом долевого участия. Фонд создается на определенный срок. По его истечении владельцу сертификата выплачиваются денежные средства, равные стоимости сертификата, которая рассчитывается как цена имущества фонда (его чистых активов) в расчете на сертификат.

По сравнению со специализированными (чековыми) инвестиционными фондами (СИФ) ФБУ получили существенные налоговые послабления. Так, доходы вверителей, полученные от участия в фондах банковского управления, не будут являться объектами налогообложения для исчисления налогов. Т.е. налог не будет уплачиваться дважды, как это было в случае с СИФами.

Предложенные указом объекты для вложения средств фондов (а это вклады (депозиты), межбанковские кредиты, ценные бумаги, производные ценные бумаги, валютные ценности и драгоценные металлы) несут в себе известные ограничения и опасности. Зачем «Приорбанку» привлекать денежные средства населения в фонд, а затем располагать их в режиме депозитов, если он может сделать это напрямую? При таком размещении доходность средств фонда по сравнению с доходностью прямых банковских вкладов будет меньше как минимум на величину стоимости затрат фонда. Это очевидно при инвестировании и в другие объекты.

Использование средств фонда в качестве ресурсной базы для краткосрочного межбанковского кредитования оправданно в силу высокой доходности таких операций. Но банки сами используют для этих целей деньги своих клиентов-вкладчиков. Повышенного спроса на драгметаллы у нас нет, да и люди сами могут покупать слитки у Нацбанка. О высокодоходных операциях с ценными бумагами на валютно-фондовой бирже говорить пока не приходится.

Главная проблема фондов будет состоять в том, что при заключении договоров с физическими и юридическими лицами они не смогут гарантированно обещать вкладчикам определенный уровень доходности в отличие от прямых банковских депозитов. Граждане, доверившие фонду деньги и ценные бумаги, будут в разных условиях. На акции, переданные населением в фонд, еще надо найти покупателя. Да и доходность их непостоянна, а вот живые деньги всегда приносят прибыль. При этом в имуществе фонда стоимость акций будет возрастать в связи с переоценкой основных фондов в ОАО. Таким образом, после завершения работы фонда владельцам ценных бумаг могут быть выплачены деньги за счет операций с реальными денежными средствами других участников.

Остается неясным, какие ценные бумаги фонд будет принимать, а какие нет. Невозможно прогнозировать, когда на рынке будут востребованы те или иные акции. Возможно, фонды займутся скупкой акций приватизированных предприятий у населения под конкретных заказчиков. Тогда найдено прикрытие для т.н. недружественного захвата предприятий, чего так опасаются представители администрации президента.

Создание фондов - дело нужное, но в связи с неразвитостью в целом нашей рыночной среды малопривлекательное для рядового белоруса. Думается, деньги граждане при таких вложениях не потеряют, но и большой прибыли не дождутся. Наше руководство в борьбе за рейтинг страны по условиям ведения бизнеса будет, конечно же, использовать появление фондов банковского управления, но населению их работа вряд ли станет широко известна.
Добавить комментарий
Проверочный код