Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№11 (734) 22 марта 2010 г. Экономика

Фонд национального спасения

22.03.2010
 
Сергей ЖБАНОВ

На прошлой неделе состоялась встреча главы администрации президента Беларуси Владимира Макея с Кристофером Джарвисом, главой миссии Международного валютного фонда в Беларуси. Время для встречи было выбрано удачно, поскольку программа stand-byзавершается. Беларусь ждет решения о выделении последнего кредитного транша в $700 млн., а МВФ, в свою очередь, хотел бы выяснить позицию белорусского руководства насчет перспектив сотрудничества в рамках новой кредитной программы, предполагающей структурные реформы в экономике.

К тому же I квартал на исходе, и основные тенденции текущего экономического года уже сформировались. Рывок, обещанный правительством в 2010г., явно не удался. В базовых отраслях продолжается снижение объемов промпроизводства. За январь-февраль наибольшее сокращение объемов производства зафиксировано в нефтепереработке - на 40,5%, автопроме - 22%, приборостроении - 20,9%, станкостроении и инструментальной промышленности - 14,8%. Причем замедление экономической динамики в отдельных отраслях сопровождается ростом складских запасов.

Так, за февраль на предприятиях машиностроения и металлообработки складские запасы увеличились почти на Br49 млрд., составив 155,2% к среднемесячному объему производства. Таким образом, все новые оборотные средства замораживаются в запасах в то время, когда стране отчаянно не хватает инвестиционных ресурсов. В январе-феврале объем инвестиций в основной капитал снизился на 9,9% по сравнению с январем-февралем 2009г. Дефицит капитальных затрат в активную часть производственных фондов ощущается еще более остро. За два месяца в объекты производственного назначения инвестировано на 19,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-феврале снизились еще существеннее - на 26,4%.

Правительство уже отреагировало на рост складских запасов постановлением N313, где установлены нормативы запасов готовой продукции на т.г. Промпредприятиям надлежит к концу нынешнего года уменьшить запасы готовой продукции до 61% от месячного объема производства. На 1 марта соотношение запасов готовой продукции на промпредприятиях к среднемесячному объему производства составило в фактических ценах 76,3% против 75,3% на 1 февраля. Расставание с мечтой о бурном экономическом росте в нынешнем году проходит болезненно, хотя только расчисткой складских завалов борьба правительства не ограничивается.

Правительству пришлось отказаться от благих намерений сдержать рост объема внешних госзаимствований в 2010г. Необходимо срочно изыскивать дополнительные источники внешних кредитов и сокращать финансирование утвержденных госпрограмм. В частности, по настоянию МВФ правительством и Нацбанком принято совместное постановление N352/3, сокращающее на треть лимит финансирования госпрограмм. Прирост в сумме Br3,25 трлн., заявленный белорусскими экономическими властями в декабрьском письме на адрес МВФ, урезан до Br2,2 трлн., о чем на прошлой неделе сообщило агентство «Интерфакс-Запад». Подобное финансирование осуществлялось по льготным кредитным ставкам и, по мнению МВФ, мешало Нацбанку проводить более мягкую дисконтную политику.

Очевидно, эти меры направлены на борьбу с негативным влиянием на платежный баланс республики, оказавшийся под дополнительным давлением после включения экспортных пошлин в стоимость российской нефти, поставляемой в Беларусь. Чтобы улучшить экономические условия деятельности НПЗ, президентским указом N153 отменены таможенные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, выработанные из российского сырья, а правительство в связи с этим прекратило субсидирование нефтепереработки из бюджета. Значит, наконец-то ликвидирован механизм двойного налогообложения нефтеперерабатывающих заводов.

Надо полагать, что теперь и Нацбанк внесет свою лепту в создание более благоприятных условий для кредитования нефтепереработки с помощью последовательного снижения ставки рефинансирования. Валютная политика Нацбанка давно уже не вызывает нареканий со стороны МВФ, поскольку все установленные на год параметры изменения курса строго соблюдаются, а к административным мерам на валютном рынке регулятор не прибегает. Месяц тому назад представители главного банка страны об этом публично напомнили. Тогда же было подтверждено, что в этом году никакой резкой девальвации нацвалюты не намечается. После чего белорусский рубль стал плавно опускаться по отношению к валютной корзине.

Настолько плавно, что держатели срочных рублевых депозитов чуть было не лишились своего процентного дохода в валютном эквиваленте. Впрочем, все это мелочи, учитывая, что стране теперь нужны новые дополнительные стимулы для роста экспорта, лежащего в основе увеличения белорусского ВВП, а Нацбанку - дополнительные валютные ресурсы для наращивания золотовалютных резервов (ЗВР). Очевидно, что в этом году, так же как и в прошлом, без участия МВФ их вряд ли удастся нарастить. В частности, по мнению главы Нацбанка Петра Прокоповича, в 2010г. ЗВР должны увеличиться до $10 млрд.

В складывающейся непростой экономической ситуации белорусским властям просто необходимо дружить с МВФ, исполняя его рекомендации: утверждать пилотные приватизационные проекты и анонсировать план мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности на 2010г. И по-другому нельзя. Иначе никто, кроме МВФ, деньгами стране не поможет. Поэтому перспективы для сотрудничества Беларуси с фондом в области реформ выглядят благоприятно как никогда.
Добавить комментарий
Проверочный код