Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№11 (734) 22 марта 2010 г. Экономика

Фонд национального спасения

22.03.2010
 
Сергей ЖБАНОВ

На прошлой неделе состоялась встреча главы администрации президента Беларуси Владимира Макея с Кристофером Джарвисом, главой миссии Международного валютного фонда в Беларуси. Время для встречи было выбрано удачно, поскольку программа stand-byзавершается. Беларусь ждет решения о выделении последнего кредитного транша в $700 млн., а МВФ, в свою очередь, хотел бы выяснить позицию белорусского руководства насчет перспектив сотрудничества в рамках новой кредитной программы, предполагающей структурные реформы в экономике.

К тому же I квартал на исходе, и основные тенденции текущего экономического года уже сформировались. Рывок, обещанный правительством в 2010г., явно не удался. В базовых отраслях продолжается снижение объемов промпроизводства. За январь-февраль наибольшее сокращение объемов производства зафиксировано в нефтепереработке - на 40,5%, автопроме - 22%, приборостроении - 20,9%, станкостроении и инструментальной промышленности - 14,8%. Причем замедление экономической динамики в отдельных отраслях сопровождается ростом складских запасов.

Так, за февраль на предприятиях машиностроения и металлообработки складские запасы увеличились почти на Br49 млрд., составив 155,2% к среднемесячному объему производства. Таким образом, все новые оборотные средства замораживаются в запасах в то время, когда стране отчаянно не хватает инвестиционных ресурсов. В январе-феврале объем инвестиций в основной капитал снизился на 9,9% по сравнению с январем-февралем 2009г. Дефицит капитальных затрат в активную часть производственных фондов ощущается еще более остро. За два месяца в объекты производственного назначения инвестировано на 19,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-феврале снизились еще существеннее - на 26,4%.

Правительство уже отреагировало на рост складских запасов постановлением N313, где установлены нормативы запасов готовой продукции на т.г. Промпредприятиям надлежит к концу нынешнего года уменьшить запасы готовой продукции до 61% от месячного объема производства. На 1 марта соотношение запасов готовой продукции на промпредприятиях к среднемесячному объему производства составило в фактических ценах 76,3% против 75,3% на 1 февраля. Расставание с мечтой о бурном экономическом росте в нынешнем году проходит болезненно, хотя только расчисткой складских завалов борьба правительства не ограничивается.

Правительству пришлось отказаться от благих намерений сдержать рост объема внешних госзаимствований в 2010г. Необходимо срочно изыскивать дополнительные источники внешних кредитов и сокращать финансирование утвержденных госпрограмм. В частности, по настоянию МВФ правительством и Нацбанком принято совместное постановление N352/3, сокращающее на треть лимит финансирования госпрограмм. Прирост в сумме Br3,25 трлн., заявленный белорусскими экономическими властями в декабрьском письме на адрес МВФ, урезан до Br2,2 трлн., о чем на прошлой неделе сообщило агентство «Интерфакс-Запад». Подобное финансирование осуществлялось по льготным кредитным ставкам и, по мнению МВФ, мешало Нацбанку проводить более мягкую дисконтную политику.

Очевидно, эти меры направлены на борьбу с негативным влиянием на платежный баланс республики, оказавшийся под дополнительным давлением после включения экспортных пошлин в стоимость российской нефти, поставляемой в Беларусь. Чтобы улучшить экономические условия деятельности НПЗ, президентским указом N153 отменены таможенные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, выработанные из российского сырья, а правительство в связи с этим прекратило субсидирование нефтепереработки из бюджета. Значит, наконец-то ликвидирован механизм двойного налогообложения нефтеперерабатывающих заводов.

Надо полагать, что теперь и Нацбанк внесет свою лепту в создание более благоприятных условий для кредитования нефтепереработки с помощью последовательного снижения ставки рефинансирования. Валютная политика Нацбанка давно уже не вызывает нареканий со стороны МВФ, поскольку все установленные на год параметры изменения курса строго соблюдаются, а к административным мерам на валютном рынке регулятор не прибегает. Месяц тому назад представители главного банка страны об этом публично напомнили. Тогда же было подтверждено, что в этом году никакой резкой девальвации нацвалюты не намечается. После чего белорусский рубль стал плавно опускаться по отношению к валютной корзине.

Настолько плавно, что держатели срочных рублевых депозитов чуть было не лишились своего процентного дохода в валютном эквиваленте. Впрочем, все это мелочи, учитывая, что стране теперь нужны новые дополнительные стимулы для роста экспорта, лежащего в основе увеличения белорусского ВВП, а Нацбанку - дополнительные валютные ресурсы для наращивания золотовалютных резервов (ЗВР). Очевидно, что в этом году, так же как и в прошлом, без участия МВФ их вряд ли удастся нарастить. В частности, по мнению главы Нацбанка Петра Прокоповича, в 2010г. ЗВР должны увеличиться до $10 млрд.

В складывающейся непростой экономической ситуации белорусским властям просто необходимо дружить с МВФ, исполняя его рекомендации: утверждать пилотные приватизационные проекты и анонсировать план мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности на 2010г. И по-другому нельзя. Иначе никто, кроме МВФ, деньгами стране не поможет. Поэтому перспективы для сотрудничества Беларуси с фондом в области реформ выглядят благоприятно как никогда.
Добавить комментарий
Проверочный код