Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№09 (732) 08 марта 2010 г. Тема недели

Бедн ые тоже плачут

08.03.2010
 
Виктор МАРТИНОВИЧ

Проблемы «воображаемого большинства»3 марта в сквере на бульваре Тракторостроителей в Минске, там, где со времен апрельского съезда 1985г. привыкли культурно отдыхать местные булдосы, стоял автозак. Тот самый брутальный зеленый автозак, хорошо известный уличным «борцам». Рядом прогуливались два бойца спецназа. О булдосах напоминали только брошенные в снег бутылки пива и чернил. Атмосфера была как на Октябрьской площади в ночь на 24 марта 2006г. - пустынно, трезво и разочарованно. Похоже, место социального врага и нарушителя порядка у нас теперь прочно занял бедный человек с вредными привычками.

Минувшая неделя стала рекордной по числу инициатив, пусть нужных, но бьющих по самым нищим белорусам: подорожал сахар, Br700 стал стоить проезд в общественном транспорте, и у касс в метро выстраиваются пенсионеры, никак не желающие понять, что Br1200 на два жетончика уже не хватит (а ведь еще пару лет назад были льготы на проезд!). Наконец, бензин перешел психологическую отметку в $1 за литр - обладатель Porsche Cayenne может и не заметить, а вот дачник, кряхтящий над своим «жигуленком», стоящим как разовая заправка Porsche Cayenne, имеет все основания матюкнуться. При этом, что характерно, первым, кто заметил все эти трагические совпадения, был не какой-нибудь оппозиционный эксперт, а председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский, опубликовавший статью на интернет-ресурсе «Белорусские новости» о тревожном «социально-экономическом фоне» готовящихся выборов президента.

И ладно бы народу все эти события толково объяснили. Так, чтобы было понятно, что творит власть и зачем. Но стало уже традицией «наверху» все нужные, но непопулярные инициативы либо замалчивать, либо объяснять таким образом, что лучше бы уж не объясняли. Что жителю Брагинского района до энергетической безопасности, если для него слово «АЭС» плотно ассоциируется с вымершей от последствий Чернобыля собственной деревней? А идеологи нужных слов, чтобы он, житель Брагинского района, понял, - то ли не знают, то ли не хотят вспоминать. Идеологи ведь уже пять лет живут в построенной на дешевый кредит квартире, со знанием дела могут поддержать разговор о преимуществах Gucci над Dolce&Gabbana, а тут какой-то Брагин! И когда циркуляр «объяснить» до идеолога все-таки докатывается, он объясняет с позиций обладателя квартиры, машины и строящегося дома под Минском.

В воскресенье, 28 февраля, сразу после сюжета о задержанных за распитие в общественном месте пива (а штраф для бедняг - $100!), показали лощеную звезду местной эстрады, который в красивом интерьере столичного заведения, смакуя процесс принятия на грудь янтарного напитка, объяснял телезрителям, что пиво нужно пить в кафе, в компании хороших друзей, что это такой, ну, процесс… И вот можно догадаться, каким глухим рыком на это реагировал человек, получающий из-за четырехдневки Br500 тыс. на заводе. Пиво вам, блин, в кафе пить? А вы походите, ёпт, по кафе за Br500 тыс.! Одно счастье было - пузырь с корешами в сквере раздавить (потому что дома жена пилит, что получаю мало!), а теперь и того нельзя!

Это как с пошлинами на иномарки для обоснования важности Таможенного союза - ездить лучше на новых машинах. Это факт, что ездить лучше на новых машинах! Но где бабло взять? Или вы, блин, думаете, что мы на десятилетнем хламе ездим из-за любви к запаху ржавчины? А теперь, когда этот хлам в разы подорожает, нам, значит, резко разбогатеть, да?

То есть понятно, что меры - нужные, правильные. Особенно интересно было видеть в газете «Наша Нiва» статью, хвалившую борьбу с пьянством, - при Пилсудском, мол, даже за поваленный забор хозяев штрафовали, и вот в Западной Беларуси по сей день порядку больше. Но ведь Пилсудский не строил социально ориентированное государство! Не провозглашал себя заступником нищих и убогих! А в Беларуси именно так было до сих пор - власть играла патерналистскую роль, утирала сопли самым несчастным и приучала людей жить на небольшие, но регулярно выплачиваемые деньги. В какой момент и кто именно зажрался настолько, что стал мыслить категориями «пить пиво лучше в кафе»? Ведь теперь получается, от народа «страшно далека» не только оппозиция, но и власти предержащие!

Социологическим объяснением происходящего могла бы быть произошедшая в головах у власти замена класса, олицетворяющего «воображаемое большинство». «Воображаемое большинство» - это та социальная группа, от имени которой в первую очередь проводится политика в той или иной стране. Так, например, после Великой французской революции «воображаемым большинством» для новой власти стали буржуа, в СССР таковым был «пролетариат», «рабочие и колхозники». В 1994г. в Беларуси воображаемым большинством стали беднейшие слои населения: колхозники, госслужащие, бюджетники. Именно в их интересах реализовывалась политика. Борьба с частным бизнесом, недопущение резкого расслоения общества - все это проявление заботы о бедных. Очевидно, что сегодня «воображаемым большинством», интересы которого менее всего ущемляются новыми инициативами власти, является upper middle - люди, способные покупать «новые машины».

Вопрос о происхождении капиталов крайне интересен, особенно в контексте сохраняющейся брезгливости государства по отношению к бизнесу. Скорее всего, чиновники, выдумывающие все эти антиалкогольные проекты, и идеологи, их защищающие, видят в этих самых обеспеченных, сидящих в кафе белорусах, самих себя. Таким образом, чиновничество (которое язык не поворачивается назвать элитой) сформировало у себя представление о некоем новом социальном классе, которым само же и является, и активно встало на защиту его интересов. Ведь никакой экономической логики в ужесточении ответственности за распитие в поправках в Административный кодекс не было - это чистая эстетика! Противно было ездящим на новых машинах ребяткам, что быдло у их подъездов пивас сосет!

При этом не учитывается, например, то, что одна из самых рациональных горбачевских инициатив - «сухой закон» - вспоминается ему разъяренными гражданами до сих пор. А первое, что сделала польская «Солидарность», захватив власть в Гданьске в 1980г., - полностью запретила продажу алкоголя. Сделано это было не столько для того, чтобы не платить налоги Варшаве, сколько для того, чтобы люди вышли из алкогольного коматоза и задумались о том, как они живут (см., например, блестящий фильм Анджея Вайды «Человек из железа» на эту тему).

Быть бедным становится все менее почетно и, в контексте новой заточки властных инициатив, прямо вредно для здоровья и свободы. По ТВ с упоением рассказывают о выселении неплательщиков за коммунальные расходы, проблемы которых раньше государство считало своими проблемами. С одной стороны, это прекрасно, что власть начинает соотносить себя с буржуазией, с другой - не произошло бы как в России, где по бедным можно совершенно спокойно ездить на джипах и никто не будет против, а свободой как не пахло, так и не пахнет.

Ясно одно: перефразируя знаменитый фильм братьев Коэн, Беларусь - No country for poor men («Не страна для бедняков»).
Добавить комментарий
Проверочный код