Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№09 (732) 08 марта 2010 г. События. Оценки

Монолог о диалоге

08.03.2010
Милинкевич против санкций

Виктор МАРТИНОВИЧ

Накануне судьбоносного мартовского заседания Европарламента, в ходе которого может быть принято решение о возобновлении санкций в отношении Беларуси, свое веское слово сказал один из архитекторов политики диалога, лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич.

После обострения ситуации вокруг Союза поляков Беларуси Александр Милинкевич оказался в довольно двусмысленном положении, поскольку в Брюсселе стали все чаще высказывать сомнения по поводу его видения перспектив работы с белорусской властью. У экс-кандидата в президенты было два выхода: присоединиться к голосам, требующим жестких действий в отношении официального Минска, или продолжать гнуть свою линию, доказывая, что диалог полезней даже тогда, когда одну из ведущих его сторон бьют изо всех сил.

Линия аргументации Милинкевича такова. Задавшись вопросом «действительно ли новые подходы ЕС обанкротились?» и ответив на него«нет», он продолжил: «Есть определенное разочарование. Мы и в самом начале утверждали: диалог - не гарантия, а шанс. Шанс на европейский путь родины, на усиление независимости, на модернизацию хозяйства Беларуси». Далее Милинкевич напоминает, что новая политика ЕС возникла после конфликта России и Грузии как «реальный противовес постепенной ликвидации нашего суверенитета».

Таким образом, выдвигается первый аргумент - лучше авторитарный белорусский режим, стремящийся к Европе, чем прессуемый европейскими санкциями, но стремящийся к России. Аргумент независимости как противовеса гражданским свободам у Милинкевича не нов. А вот следующее соображение формулируется им впервые: политика диалога имела смысл, т.к. теперь официальному Минску «есть что терять» - сотрудничество с МВФ, ратификацию соглашения о сотрудничестве с ЕС, сотрудничество с Европейским инвестиционным банком, возврат системы преференций, подписание соглашения об упрощенном визовом режиме между ЕС и Беларусью, уменьшение цен на визы, упрощение процедуры их получения, вступление Беларуси в Совет Европы.

Перечисленные Милинкевичем бонусы, которыми Минск должен дорожить, можно разбить на три группы: политические (вроде членства в Совете Европы или упрощения получения виз), нереальные (вроде возврата преференций - их не восстановили и непонятно, когда восстановят), экономические. И проблема в том, что первые бонусы власти не нужны, т.к. она прекрасно себя чувствует без членства в Совете Европы, с гражданами, которым сложно выезжать, а стало быть, сложно и видеть окружающий мир. Вторые бонусы как бы находятся за пределами текущей повестки дня диалога, а потому от них Минску ни холодно ни жарко. Что же касается самого главного, экономики (того же сотрудничества с МВФ), то кто сказал, что это Минску в данном случае есть что терять? Ведь усилиями ряда экспертов, в т.ч. самого Милинкевича, международное сообщество было убеждено в том, что кредитная поддержка нужна для того, чтобы Европа не потеряла Беларусь. А стало быть, официальный Минск не увязывал и не будет увязывать кредиты с проблемой прав человека и свободными выборами.

Наконец, последний аргумент Милинкевича - то, почему обострение вокруг Союза поляков пошло на пользу. Оно «как ни парадоксально, стало причиной начала выработки совокупной и более эффективной политики ЕС относительно Минска. Знаю, что Брюссель, сделав работу над ошибками первого этапа диалога с нашей страной, в состоянии уже в ближайшее время создать модель сотрудничества, в которой будут абсолютно прозрачные критерии демократизации Беларуси». Интересно, что скажет Брюссель и его советчики после того, как, услышав привязку перспектив выдачи очередного кредита МВФ к заявительному принципу регистрации партий, Беларусь демонстративно развернется к России и пожалуется Кремлю на политику «двойных стандартов со стороны Запада»?

То, что Минск талантливо играет на колониальных комплексах России и имперских фобиях Европы - факт общеизвестный. Новое в этой ситуации - появление политических игроков, берущих на себя роль разъяснителей истинных его чаяний в таких спорных проявлениях его поведения, как репрессии. Очевидно, что Милинкевич так себя ведет совершенно добровольно. Очевидно, что ему ничего не обещано взамен, он просто талантливо играет единственно оставшуюся для него роль в стремительно сужающемся накануне президентских выборов политическом поле. И в условиях, когда лидеру оппозиции, чтобы продолжать звучать, нужно защищать власть - от России, от европейских санкций, именно оппозиция становится бесплатным и наиболее эффективным (в силу своей искренности) пиарщиком и политтехнологом официального Минска.
Добавить комментарий
Проверочный код