Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№09 (732) 08 марта 2010 г. Экономика

Не так страшен долг, как его малюют

08.03.2010
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Год назад ряд белорусских независимых экспертов предсказал Беларуси дефолт. Поддался общему соблазну и российский министр финансов Алексей Кудрин. «БелГазета» в этом стройном хоре экспертов участия не принимала, справедливо полагая, что в составе того же Европейского сообщества есть немало стран, погрязших в долгах глубже Беларуси.

Что, собственно, и подтвердил доклад Schuldenreport-2010, подготовленный немецкими общественными организациями.

В докладе проанализировано состояние госдолга 134 стран. Беларусь вошла в число 35 счастливчиков, которым дефолт пока не грозит. И было бы удивительно, приди эксперты к иному выводу, анализируя состояние белорусского госдолга. По данным Белстата, госдолг Беларуси на 1 февраля 2010г. составил в эквиваленте Br30,641 трлн., увеличившись за январь т.г. на 0,6%. Причем внешний госдолг приблизился вплотную к $8 млрд.: в рублевом эквиваленте он вырос до Br22,664 трлн. (или на 0,5%), что составляет чуть более 16% ВВП.

На нынешний год Минэкономики запланировало рост внешнего госдолга республики до 19% ВВП, что опять же пока не предвещает беды. Таким образом, до общеизвестного критического размера в 60% ВВП Беларуси еще далеко, в то время как долг половины европейских стран не только давно перевалил критическую отметку, но и превышает размер валового внутреннего продукта. Надо полагать, что при сохранении сложившихся темпов роста белорусского внешнего госдолга в ближайшие пять лет дефолт республике не угрожает. Далее, в случае возникновения подобной угрозы, белорусские власти всегда могут распродать часть наиболее ценного госимущества и успокоить наиболее слабонервных кредиторов.

Но ослаблять контроль за госдолгом и успокаиваться рано. Поэтому немецкие эксперты предлагают создать независимый международный институт, который бы отслеживал долговую нагрузку разных стран и потихоньку сформировал единый регламент процедуры госдефолта. Чтобы своевременно списывать, а не погашать долги. Инвесторы или кредиторы, по мнению авторов доклада, должны принять во внимание такую возможность и кредитовать суверенных заемщиков более осторожно. Очевидно, что к таким выводам авторов доклада подтолкнула ситуация с долгами, сложившаяся в большинстве стран мира.

Между тем можно подвергнуть сомнению целесообразность создания специальной организации (органа), отслеживающего суверенные долги. В конце концов, уже давно существует Всемирный банк (ВБ), который при необходимости вполне мог взять подобные функции на себя. Что же касается окончательного решения о списании долгов, то его все равно будут принимать кредиторы. А пока ВБ просто предлагает свои услуги странам по созданию системы управления госдолгом, чтобы не доводить его размер до критического состояния. Кстати, недавно услуги такого рода были предложены Беларуси. В частности, Уильям Доротинский, руководитель проекта ВБ по оценке эффективности госрасходов и финансовой подотчетности, сообщил, что правительство Беларуси нуждается в комплексной системе управления госдолгом.

«Правительство Беларуси пока само не проводило анализ устойчивости государственного долга и не разрабатывало долгосрочную стратегию управления им», - цитирует «Интерфакс-Запад» заявление представителя ВБ. По словам Доротинского, для Беларуси данная проблема является «очень важной, т.к. наличие стратегии управления долгом позволит избежать ситуации, в которой сейчас оказалась Греция». Представитель ВБ сообщил о готовности банка предоставить правительству соответствующую техподдержку. По его словам, в основу белорусской системы управления госдолгом может быть положена методика, давно применяемая ВБ и МВФ.

Согласившись на ее использование, правительству республики придется только отслеживать такие показатели, как предельные значения долга по отношению к ВВП, размер общего долга (включая гарантии правительства и местных госорганов), учет рисков обменного курса, ограничение доли краткосрочного долга, допустимые значения текущих ставок долга. С помощью специально организованного мониторинга правительство увидит, с какой скоростью страна катится навстречу дефолту, и сможет своевременно его избежать. Кстати, на основе этой системы мониторинга белорусское правительство сможет с высокой точностью определить срок выхода на рынок еврооблигаций, где сегодня и побираются все страны-неудачники. Пока же белорусский Минфин эту дату не называл, а только обещал выпустить еврооблигации в 2010г.
Добавить комментарий
Проверочный код