Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Тема недели

Кого извлечь из забвения?

22.02.2010
 
Кирилл БОРИСЕНКО

Что говорят

Диана БАЛЫКО, поэт

Мы очень любим издавать книжки Коласа, Купалы, возвращаться к творческому наследию Макаенка, Дунина-Марцинкевича - и доводить ныне живущих авторов до нищеты. Не издавать, не печатать и создавать у них ощущение своей ненужности, невостребованности и унизительности самой профессии. Возрождая культуру прошлого, мы теряем культуру настоящего. Заставить любить культуру прошлого, не имея мощной культуры настоящего, невозможно. Заставить сегодня школьников полюбить классику намного сложнее, чем заставить школьников полюбить литературу про них, про сегодня, про современность. Выкапывать из могил я никого не хочу - хочу, чтобы государство и люди, которые хотят делать бизнес на искусстве (издатели, продюсеры), обращали внимание на живущих людей. Из современников, которые пишут у нас на белорусском языке, для меня такой мощный столп - Леонид Дранько-Майсюк. Что касается тех, кто пишет в Беларуси на русском языке, то я, как человек пишущий и читающий больше на русском, могу говорить вообще о незаслуженно непоставленной современной драматургии - начиная от Дианы Балыко и заканчивая Николаем Рудковским.

Анатолий ЯРМОЛЕНКО, лидер ансамбля «Сябры»

Очень жаль, что наши рок-музыканты оказались почему-то вне интересов государственной политики. Это не только у нас - так было на всем советском и постсоветском пространстве. Считается, что рок - это музыка бунта, хотя она никакого отношения к бунту не имеет: ребята просто делают то, что им кажется правильным. Вот «Крама» - когда-то я с ними даже пел - очень интересный коллектив, жаль, что они не нашли своего места. Этнотрио «Троица» мне очень нравится - это же великолепно! Если хотите, это валютный резерв страны, если ими правильно распорядиться. Отчасти, может, сами эти группы в чем-то виноваты в своей невостребованности - не проявляют себя, незаинтересованы, наверное, ждут, что кто-то придет и предложит: «Давайте, мы вас будем уважать, любить и продвигать». У нас забыт, к сожалению, Виктор Вуячич - один из первых, кто заявил о белорусской песне за пределами страны. Забываются Эдуард Мицуль и Тамара Раевская, Евгений Глебов, Игорь Лученок - их всех нужно вспомнить и поблагодарить за их вклад. Это - наше наследие.

Сергей АНИЩЕНКО (Аниса), один из организаторов этнофестиваля «Полацкі сшытак»

В Беларуси нет никакого шоу-бизнеса - хорошо бы, чтобы он хотя бы изначально зародился. Шоу-бизнес, в свою очередь, начнется с возрождения фестивального движения, с концертов групп. А так на периферии есть музыканты, о существовании которых вообще никто не догадывается - они никогда не станут ни n.r.m.`ами, ни «нейро-дюбелями». Тот же наш новополоцкий «Фляус и Кляйн» - разве об этой группе много сказано? А «Таварыш Маузер»? Еще есть замечательная бобруйская «Боб Таун», с которой начинался когда-то «Би-2», - об этом почти никто не знает, оршанская группа «Течение»...

Анна ЧИСТОСЕРДОВА, арт-директор

Современному искусству нужно давать больше свободы, в первую очередь - молодежи. Например, Сергей Шабохин - замечательный художник, по мнению всех посетителей неофициального павильона Венецианской биеннале и жюри, он выиграл там главный приз. И таких людей становится все больше. У нас есть такие мэтры актуального концептуального искусства, как Сергей Кирющенко, Руслан Вашкевич, Алексей Лунев. Каждый из них имел большую или небольшую свою экспозицию в Музее современного искусства, но я считаю, что людям, которые каждый год создают абсолютно новый целостный художественный проект, нужно давать больше возможностей и больше их показывать. Потому что у многих людей, к сожалению, создается впечатление, что современного актуального искусства в Беларуси практически нет.

Геннадий БУРАВКИН, поэт

У нас сейчас так проводится политика в образовании, что недостаточно внимания уделяется широкому изучению национальной литературы, истории, культуры. Наше юное поколение должно было бы больше и шире знать того же Купалу, Богушевича, Богдановича, Коласа. То, что сейчас изучается в школе - это достаточно ограниченное и, возможно, не лучшее из того, что создали эти гении. Надо начинать с того, чтобы шире изучать наших классиков. А из тех, чьи имена незаслуженно мало знакомы юному поколению, я могу назвать того же Максима Горецкого. Да и творчество Василя Быкова могло бы быть намного шире пропагандируемо. Ненормально, что, являясь всемирно известным классиком, он очень мало издается в последнее время, до сих пор нет ни его музея, ни памятника ему. А из ныне здравствующих писателей, так получилось, самые талантливые мастера слова остались в Союзе белорусских писателей - и делается вид, что их нет, что они ничего не пишут, чуть ли и не живут. А это ведь лучшие белорусские писатели, я имею в виду Рыгора Барадулина, Нила Гилевича, Анатолия Кудрявца, Виктора Козько, Анатолия Вертинского, Василя Зуенка, Владимира Некляева.
Добавить комментарий
Проверочный код