Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Тема недели

Хиты постколониализма

22.02.2010
 


Ясно, что лигалайзом Вольского и Кудиненко большой проект отмывания национальной культуры от российских влияний ограничиться не может. «БелГазета» составила список других шедевров национального наследия, которые дожидаются своего возврата в музейные залы, кинотеатры или просто своего создания кем-нибудь.

КАРТИНА ЯЗЭПА ДРОЗДОВИЧА «ПАГОНЯ»

С ней вообще вышло интересно: еще пару лет назад, до реконструкции Государственного художественного музея, картина, изображающая фантастического всадника с бело-красно-белым флагом, присутствовала в основной экспозиции. За значок с «Пагоней» на улице могли вежливо остановить для проверки документов, а «Пагоня» Дроздовича в музее висела. Идешь, смотришь всяких травоядных Хруцких и Белыницких-Бирулей, а тут вдруг - бах! - «Пагоня». И как-то хочется то ли наряд ОМОНа вызвать, то ли «Жыве Беларусь!» крикнуть. Объяснение этого феномена было простым: «Пагоню» повесили в основную экспозицию в 1990-х гг., когда страной управляли националисты, при которых ученым как раз и позволили заново открыть Дроздовича. А снимать написанную в первой половине XX в. картину из-за ставшей вне закона после референдума 1995г. символики было как-то неудобно, вызвало бы скандал. Но вот после обновления экспозиции «Пагоню» прибрали, вывесив сразу несколько новых полотен Дроздовича, изображающих политически корректные лунные и марсианские пейзажи. Теперь, когда Андрей Кудиненко орудует на «Беларусьфильме», а Лявон Вольский наконец-то стал популярней Полины Смоловой, «Пагоню» Дроздовича должны выставить прямо по центру экспозиции.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «СЛУЧАЙ С ПАЦАНОМ»

Снятая накануне позапрошлых президентских выборов картина повествует о нелегких идейных исканиях обычного минского гопника - героя, который никак пока не раскрыт в массовой культуре, несмотря на то что является самым благодарным потребителем масскульта. Художественную ценность в контексте новых веяний «Случаю с пацаном» придает постоянное присутствие в кадре пива «Алiварыя», белорусской оппозиции, а также кадров теленовостей, посвященных митингам и шествиям. Представляя взгляд на политику, который еще совсем недавно был строго-настрого запрещен, фильм «Случай с пацаном» позволит национальному кинематографу встряхнуться и вспомнить о том, что, кроме темы партизан, в жизни есть масса других актуальных для молодежи тем, например - культурный пикник на берегу водоема с пивом и песнями под гитару.

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ «ЗЯНОН ПАЗЬНЯК»

Очевидно, что без возврата рафинированной и очищенной от радикализма версии Зянона Пазьняка в широкий культурный обиход проект амнистии искусств и их одновременной белорусизации будет несостоятельным. Поскольку самое главное дитя белорусского национального духа, его оплот, его скала, его утес - это Зянон. Зянон владеет всеми искусствами, включая боевые, но широким массам известна его причастность к фотографии и написанию текстов. Вместе с публикацией в издательстве «Мастацтва» первого десятитомника фотоиллюстрированного собрания трудов Зянона можно было бы допустить его на телевидение и в газеты, оговорив, что интерес представляют исключительно его мысли о культуре. Все, что касается «кровавой гэбни» и руки Москвы, придется вырезать при монтаже.

 


СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «РАДА БНР ПРОВОЗГЛАШАЕТ БЕЛОРУССКУЮ НАРОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ»

Многофигурный ансамбль, выполненный из бронзы, должен быть установлен на пл. Независимости вместо памятника Ленину, который, ввиду своего мрачного имперско-советского символизма, больше не соответствует национально-эстетическим запросам трудящихся. Скульптурная композиция включает легко узнаваемые фигуры видных деятелей БНР Ивана Середы, Петра Кречевского, Василия Захарки, Николая Абрамчика и т.д. (всего 1822 фигуры), занятых активным строительством белорусской государственности. За ними видны выполненные с меньшей детализацией силуэты немецких солдат, намекающих, в целях сохранения исторической правды, на оккупацию, в условиях которой проходило провозглашение БНР. Ввиду того что скульптурная композиция предположительно займет всю площадь, между ногами и туловищами фигур имеет смысл оставить прорехи для беспрепятственного прохода пешеходов, желающих прогуляться по пл. Независимости. Институту «Белжилпроект» - просчитать оптимальные размеры фигур, исходя из плотности и удельного веса бронзы, с целью избежания проваливания скульптурной композиции вниз, в подземный торговый центр.
Добавить комментарий
Проверочный код