Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№07 (730) 22 февраля 2010 г. События. Оценки

БНФ плебистнуло

22.02.2010
Конец немного предсказуем

Виктор МАРТИНОВИЧ

Почти полгода потребовалось новому лидеру «Белорусского народного фронта» Алексею Янукевичу, чтобы нащупать нерв ребрендинга, который так необходим возглавленной им структуре. Партия выступила с инициативой, которая, с одной стороны, полностью соответствует заявленным целям фронта, его ориентированности на независимость и дистанцию от России, а с другой - является настолько популистской, что способна привлечь симпатии тысяч белорусов.

28 февраля Фронт планирует провести собрание инициативной группы по проведению референдума об отмене Таможенного союза, против повышения пошлин на ввезенные в страну автомобили (в Мингорисполком уже подана заявка). БНФ полагает, что только на собрание инициативной группы может прийти до 1 тыс. человек. Их усилиями можно собрать не просто 450 тыс. подписей, нужных для инициирования плебисцита, а целый 1 млн. Цель мероприятия, в отличие от многих прежних действий Фронта, на этот раз очерчена предельно четко: повлиять на позицию властей о целесообразности Таможенного союза. По словам Алексея Янукевича, «сегодня нет ни одного человека, заинтересованного в увеличении пошлин». Народное волеизъявление предполагается устроить в мае-июне, чтобы дать время Беларуси выйти из обременительных для нее обязательств по Таможенному союзу прежде, чем они начнут действовать.

Но, как говорят в Рунете, «конец немного предсказуем». Комментаторы инициативы почему-то ссылаются по вопросам технологических особенностей ее устроения на закон о референдуме. Полностью позабыв о том, что положения этого документа, принятого Верховным советом еще в 1991г., давно утратили юридическую силу. Сегодня процедуру устроения референдума оговаривает Избирательный кодекс, и эта процедура такова, что к организации плебисцита можно относиться как к информационной кампании, но не как к результативному политическому действию. Момент же, когда под давлением международного сообщества и ОБСЕ вносились поправки в Избирательный кодекс и можно было поднять шумиху, добиваясь того, чтобы положения кодекса, касающиеся референдумов, были пересмотрены, - упущен.

Итак, что же ожидает устроителей референдума? Во-первых, группу товарищей, которая соберется 28 февраля, если, конечно, Мингорисполком даст согласие на их сбор, нужно зарегистрировать в ЦИКе. Там же - «зарегистрировать вопрос, выносимый на референдум». Если избирком не будет против того, чтобы по всей стране стояли активисты БНФ, надо собрать 450 тыс. подписей. И не просто собрать - эти 450 тыс. должны оставить свои автографы и паспортные данные в подписных листах за месяц. И, даже если подписи будут собраны, проверены и в них найдут менее 15% ошибок, референдум назначает не ЦИК, а президент - своим указом. Причем даже на этом этапе президент просто-напросто«вправе отклонить предложение о проведении референдума» по причине «несоответствия требованиям кодекса и иных актов законодательства». Но самая главная «засада», ждущая устроителей референдума, - предлагаемый ими такой хороший и во всех смыслах этого слова выгодный им вопрос просто не подходит под определение вопросов, выносимых на плебисцит. Ст.112 кодекса предусматривает, что на референдум не выносятся проблемы, «которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением президента, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции президента Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании».

И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: вопрос об отмене таможенных пошлин касается бюджета и непосредственно влияет на «изменение и отмену налогов». Таким образом, инициированный БНФ референдум просто юридически невозможен. Впрочем, есть одно обстоятельство, все же наделяющее эту идею политическим смыслом - то, что в политологии называется «генезисом инициативы». Очевидно, что возросшие пошлины на легковые иномарки невыгодны Беларуси. Ей могут быть выгодны выросшие вместе с этим пошлины на грузовики, открывшийся для наших предприятий доступ на российский и казахский рынок. Очевидно, что власть это понимает. На фоне неудовлетворительных для нас итогов нефтяной войны с Россией это понимание может трансформироваться в идею отмены пункта Таможенного союза, касающегося легковушек.

На что в этом случае сможет напирать Беларусь? На волю народа, выступающего против! Стало быть, для этого классно было бы провести референдум, чтобы, опираясь на его итоги, выйти из кабального соглашения с Россией и Казахстаном.

Теперь, после инициативы БНФ, любой референдум власти о пошлинах на автомобили будет выглядеть как игра на поле националистов. Отныне властный плебисцит на эту тему невозможен. Давать же Янукевичу право провести его собственный плебисцит, чтобы именно его итоги бросить в лицо Путину-Медведеву-Сечину, означает дать право лидеру БНФ усилиться и стать едва ли не национальным героем.

Таким образом, идею БНФ если и можно оценивать, то только с позиций идеосферы, конкуренции идей и борьбы инициатив. Вполне возможно, что фронт на этом не остановится и продолжит вырабатывать инициативы, которые, при всей своей интересности, будут еще и исполнимыми.
Добавить комментарий
Проверочный код