Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Личный вкус

Композиторы шутят

22.02.2010
камерТОН

Максим ИВАЩЕНКО

«Современная русская музыка существует в мире, но не в России. Что-то уже надо с этим делать», - решили три российских композитора и составили открытое письмо, где подробно расписали все проблемы, которые тормозят движение актуальной серьезной музыки на пути к российскому слушателю. Инициативу Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского и Сергея Невского тут же поддержали многочисленные коллеги по музыкальному цеху, представители смежных областей искусства и просто сочувствующие тяжелой судьбе современной музыки в России, поставив под документом свои подписи.

«Открытое письмо композиторов» не возникло на портале OpenSpace.ru на пустом месте. Ему предшествовало «Открытое письмо коллегам и друзьям» от 27 января, в котором музыкальный социолог Евгений Дуков уже бил в набат о спасении российской филармонической жизни от катастрофы. 8 февраля вышло непосредственно «Открытое письмо композиторов», а уже 14 февраля эпистолярный архив современных композиторов пополнился комментарием «К Открытому письму композиторов» композитора и критика Владимира Ранеева, который«прикинулся оппонентом Курляндского-Невского-Филановского и указал на недостатки их воззвания».

Если считать эту переписку частью обычного наполнения постоянной рубрики портала «Около музыки», то ни в одном из писем-материалов не содержалось таких уж душераздирающих откровений, чтобы говорить о крайней степени отчаяния непризнанных композиторов России. Плохую службу «письмам и комментариям» сослужили следующие случайные факторы: вызывающе удобный механизм добавления подписей к «Открытому письму композиторов» (достаточно было оставить комментарий с именем, фамилией, городом проживания и степенью принадлежности к музыке); появившаяся под письмом одной из первых «немузыкальных» подпись директора Пермского музея современного искусства PERMM Марата Гельмана; шестиминутный сюжет об «Открытом письме композиторов» на канале «ТВ Культура»; смелое предложение Владимира Ранеева изменить «общий тон «прошения», ни к кому конкретно не обращенный» на вполне определенный адрес «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!». «Открытое письмо композиторов» подписал и директор нашего небольшого концертного агентства и лейбла BOpromo Александр Богданов (Минск), но это уже ничего не решало: над Россией черной тучей висела проблема удручающего положения современной музыки в стране.

Из тройки композиторов - инициаторов «Открытого письма» наиболее знаковой и симптоматичной представляется фигура Бориса Филановского. Десятилетия сражений на публицистическом фронте за уместность современной музыки в общем культурном процессе России выковали из композитора крайне цельный, небезынтересный, вполне открытый для масс музыковедческий критический талант. В то же время музыкальные сочинения Бориса Филановского, несомненно, тоже принадлежащие ниве угнетенной в России «современной музыки», такими достоинствами похвастаться не могли. Критику Филановского охотно публиковали многие уважаемые российские издания (в т.ч. газета «КоммерсантЪ»), но распространение музыки современного композитора почему-то до сих пор нуждается в господдержке.

Если оставить в стороне вечные сентенции жизнеспособности в наши дни серьезной музыки вообще и современной в частности, а также спорный, но ключевой постулат «Открытого письма композиторов» «современная музыка - такая же конвертируемая область искусства, как все остальные», от наделавшего столько шума документа останется лишь усложненная вариация на тему «Стою в будке, весь мокрый, слишком жарко, вышли мне денег!». Петр Мамонов озвучил ее еще в 1988г. в заглавной композиции альбома «Крым». Предполагая за экс-лидером «Звуков Му» право на чувство юмора, было бы слишком жестоко сомневаться в его наличии у современных российских композиторов, сочинивших внушительную эпистолярную сагу о снедающих их злоключениях, тревожных настроениях и приступах отчаяния. В Интернете уже нет-нет да и называют «Открытое письмо композиторов» «лучшей шуткой месяца» - изменения в ситуации с современной музыкой в России, которые повлечет этот документ, покажут, насколько такое предположение было верно.
Добавить комментарий
Проверочный код