Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Личный вкус

Композиторы шутят

22.02.2010
камерТОН

Максим ИВАЩЕНКО

«Современная русская музыка существует в мире, но не в России. Что-то уже надо с этим делать», - решили три российских композитора и составили открытое письмо, где подробно расписали все проблемы, которые тормозят движение актуальной серьезной музыки на пути к российскому слушателю. Инициативу Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского и Сергея Невского тут же поддержали многочисленные коллеги по музыкальному цеху, представители смежных областей искусства и просто сочувствующие тяжелой судьбе современной музыки в России, поставив под документом свои подписи.

«Открытое письмо композиторов» не возникло на портале OpenSpace.ru на пустом месте. Ему предшествовало «Открытое письмо коллегам и друзьям» от 27 января, в котором музыкальный социолог Евгений Дуков уже бил в набат о спасении российской филармонической жизни от катастрофы. 8 февраля вышло непосредственно «Открытое письмо композиторов», а уже 14 февраля эпистолярный архив современных композиторов пополнился комментарием «К Открытому письму композиторов» композитора и критика Владимира Ранеева, который«прикинулся оппонентом Курляндского-Невского-Филановского и указал на недостатки их воззвания».

Если считать эту переписку частью обычного наполнения постоянной рубрики портала «Около музыки», то ни в одном из писем-материалов не содержалось таких уж душераздирающих откровений, чтобы говорить о крайней степени отчаяния непризнанных композиторов России. Плохую службу «письмам и комментариям» сослужили следующие случайные факторы: вызывающе удобный механизм добавления подписей к «Открытому письму композиторов» (достаточно было оставить комментарий с именем, фамилией, городом проживания и степенью принадлежности к музыке); появившаяся под письмом одной из первых «немузыкальных» подпись директора Пермского музея современного искусства PERMM Марата Гельмана; шестиминутный сюжет об «Открытом письме композиторов» на канале «ТВ Культура»; смелое предложение Владимира Ранеева изменить «общий тон «прошения», ни к кому конкретно не обращенный» на вполне определенный адрес «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!». «Открытое письмо композиторов» подписал и директор нашего небольшого концертного агентства и лейбла BOpromo Александр Богданов (Минск), но это уже ничего не решало: над Россией черной тучей висела проблема удручающего положения современной музыки в стране.

Из тройки композиторов - инициаторов «Открытого письма» наиболее знаковой и симптоматичной представляется фигура Бориса Филановского. Десятилетия сражений на публицистическом фронте за уместность современной музыки в общем культурном процессе России выковали из композитора крайне цельный, небезынтересный, вполне открытый для масс музыковедческий критический талант. В то же время музыкальные сочинения Бориса Филановского, несомненно, тоже принадлежащие ниве угнетенной в России «современной музыки», такими достоинствами похвастаться не могли. Критику Филановского охотно публиковали многие уважаемые российские издания (в т.ч. газета «КоммерсантЪ»), но распространение музыки современного композитора почему-то до сих пор нуждается в господдержке.

Если оставить в стороне вечные сентенции жизнеспособности в наши дни серьезной музыки вообще и современной в частности, а также спорный, но ключевой постулат «Открытого письма композиторов» «современная музыка - такая же конвертируемая область искусства, как все остальные», от наделавшего столько шума документа останется лишь усложненная вариация на тему «Стою в будке, весь мокрый, слишком жарко, вышли мне денег!». Петр Мамонов озвучил ее еще в 1988г. в заглавной композиции альбома «Крым». Предполагая за экс-лидером «Звуков Му» право на чувство юмора, было бы слишком жестоко сомневаться в его наличии у современных российских композиторов, сочинивших внушительную эпистолярную сагу о снедающих их злоключениях, тревожных настроениях и приступах отчаяния. В Интернете уже нет-нет да и называют «Открытое письмо композиторов» «лучшей шуткой месяца» - изменения в ситуации с современной музыкой в России, которые повлечет этот документ, покажут, насколько такое предположение было верно.
Добавить комментарий
Проверочный код