Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Экономика

«Если не возникнут неожиданные шоковые факторы»

22.02.2010
 
Ярослав РОМАНЧУК

После первого прочтения письма премьер-министра Беларуси и главы Нацбанка на имя директора-распорядителя МВФ от 11 декабря 2009г. может показаться, что в нем полно подтверждений гипотезы о том, что Нацбанк/Совмин действительно решили создавать в нашей стране рыночные институты и активизировать механизмы «невидимой руки».

В 2010г. власти планируют увеличить международные резервы до $8,5 млрд., сохранить дефицит бюджета на уровне менее 1,7% ВВП, снизить темпы кредитования экономики до 15% в год. По мнению Сергея Сидорского и Петра Прокоповича, это соответствует темпам роста номинального ВВП. Такую оценку можно сравнить с публичным признанием нереальности темпов роста реального ВВП на 11-13%. В условиях запланированного роста рублевой денежной массы (М2) на 40% трудно себе представить размер дефлятора, который пересчитывает 15% номинального роста ВВП в 11-13% реального. «Указанные строгие меры отражены в бюджете, основных направлениях денежно-кредитной политики и основных экономических показателях. Они согласуются с темпами роста ВВП на уровне 3,75%, при этом бюджет основан на несколько более консервативных темпах роста ВВП», - гласит письмо.

Премьер и глава Нацбанка в письме к МВФ намереваются ограничить кредитование в рамках госпрограмм. К концу т.г. доля такого кредитования должна сократиться до 46% от общих требований к экономике, а к концу 2012г. - до уровня ниже 40%. Чтобы добиться этого показателя, чистое кредитование госпрограмм сократится до Br3,25 трлн. И все это при сохранении коридора изменения обменного курса +/-10%. Правда, есть одна оговорка - «если только не возникнут неожиданные внешние шоковые факторы». Поскольку это письмо писалось еще до поражения белорусского правительства в нефтяном споре с Россией и до выведения нефти из-под действия соглашения по Таможенному союзу, трудно сказать, можно ли квалифицировать такой поворот событий, как «неожиданный внешний шок».

Довольно консервативно и прагматично выглядят обещания в области политики зарплаты. Это президенту Нацбанк и Совмин обещают увеличить зарплату до $500, а в письме к МВФ сообщается, что фонд зарплаты в 2010г. вырастет в пределах 11%, а в I квартале в номинальном выражении в бюджетной сфере не превысит 5%: «Любое дальнейшее повышение зарплаты в бюджетном секторе после I квартала будет рассматриваться только, если позволят макроэкономические условия».

Правительство/Нацбанк обещают МВФ сократить чистое кредитование и расходы на субсидии и трансферты, бюджетные субсидии ЖКУ при повышении уровня возмещения затрат на 18% уже в течение I полугодия т.г. Ведь «наша налогово-бюджетная политика нацелена на снижение налогового бремени и сокращение доли государственного сектора».

Далее Сидорский/Прокопович планируют создать специальное агентство, призванное помочь очистить балансы банков и принять на себя функции финансирования госпрограмм. Причем банкам разрешат держать «на своих балансах часть выданных ранее в рамках госпрограмм кредитов, которые банки сочтут жизнеспособными с коммерческой точки зрения». Агентство должно заработать уже в 2010г. - оно будет управлять выданными из бюджета кредитами и заниматься распределением новых кредитов в рамках госпрограмм. Причем новые кредиты «будут отражаться в бюджете над чертой».

Еще один вполне рыночный посыл - прекращение нерыночной поддержки ликвидности: «Мы отдаем себе отчет, что поддержка ликвидности банков Нацбанком на нерыночных условиях носит искажающий характер, и от нее следует постепенно отказываться». Власти хотят, чтобы сумма задолженности по нестандартным кредитам не превышала Br8 трлн.

Наконец, декларируется курс на приватизацию банков, в т.ч. контрольного пакета «Белинвестбанка» и миноритарных пакетов «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Продажей госактивов должно заняться Агентство по приватизации, которое планировалось создать в 2009г. Процесс согласования его места, полномочий и роли в управлении госимуществом явно затянулся.

Впрочем, наряду с вполне рыночной риторикой власти предпринимают действия по усилению воздействия на экономику или, в лучшем случае, по изменению ее формы. К таким инициативам относится предложение создать большую государственную холдинговую компанию, указ «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Никто не отменял закон о бюджете, который гораздо милостивее по отношению к бюджетным реципиентам, чем Совмин/Нацбанк в своем письме на имя главы МВФ.

Наконец, в начале года нормативная база пестрит примерами ручного управления экономикой и мерами по сохранению белорусского Госплана. К ним можно отнести постановление Совмина, согласно которому ряд предприятий (ЗАО «Белорусская техника», ООО «Мазсервис НН», ООО «Торговый дом «Тракторсельмаш», ООО «БеларусЮгСервис» и др.) получают льготные кредиты. Постановлением Совмина N159 возмещаются проценты за пользование кредитами в 2010г. (кстати, в размере 50% ставки рефинансирования) РУПП «Белмедпрепараты» и ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов». Постановление N146 компенсирует «Белпромстройбанку» (кстати, уже находящемуся в собственности российского Сбербанка) потери от предоставления РУПП «Белорусский автомобильный завод» экспортного кредита в сумме $9 млн. По постановлению Совмина N33 УП «Борисовский комбинат текстильных материалов Белкоопсоюза» будет возмещена - за счет средств республиканского бюджета - часть процентов за пользование банковскими кредитами (почти $500 тыс.). Деньги идут в рамках реализации программы инновационного развития под проект выпуска одноразовой посуды.
Добавить комментарий
Проверочный код