Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Экономика

МАЗы подрежет Daimler

22.02.2010
У КамАЗа новый стратегический партнёр

Татьяна НИКИФОРОВА

Немецкий автоконцерн Daimler AG увеличил свою долю в российском КамАЗе. В феврале стало известно, что инвестиционная компания «Тройка Диалог» продала 5% акций КамАЗа Daimler и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР). По условиям соглашения, на начальном этапе немецкий концерн, купивший в декабре 2008г. 10% акций российского автогиганта, увеличивает свою долю в капитале КамАЗа на 1%. Оставшиеся 4% акций приобретает ЕБРР, который получает место в совете директоров КамАЗа. Планируется, что впоследствии Daimler увеличит свою долю до 15%, не исключено, выкупив пакет ЕБРР с премией.

«Сотрудничество между Daimler AG и КамАЗом поможет крупнейшему российскому производителю тяжелых грузовых автомобилей стать конкурентоспособной компанией на мировом рынке», - прокомментировал сделку гендиректор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин.

Сотрудничество с немецким инвестором, в партнерстве с которым КамАЗ реализует импортозамещающие проекты, может создать вполне определенную угрозу для белорусских производителей. В ноябре 2009г. Daimler Trucks и КамАЗ подписали соглашение о создании двух совместных предприятий на паритетной основе. В СП Fuso KamAZ Trucks Rus по выпуску и продажам малотоннажных грузовых автомобилей Fuso Canter партнеры вложили по 4,1 млн. евро. Еще по 5,9 млн. евро стороны инвестировали в СП Mercedes-Benz Trucks Vostok, на котором будут собираться тяжелые грузовые автомобили Mercedes-Benz Actros и Axor.

Продажи собранных в России моделей начнутся уже в 2010г. Грузовики, выпускаемые белорусским МАЗом и КамАЗом, находятся в одном ценовом сегменте, поэтому с развитием производственных связей российского производителя с зарубежными партнерами конкуренция на сужающемся в кризис российском рынке ужесточится.

Между тем уже в 2009г. отечественное автомобилестроение удерживало печальное лидерство по падению объемов экспорта в Россию. По данным Белстата, в 2009г. экспорт грузовых автомобилей в Россию сократился по сравнению с 2008г. на 76,5% - до 1897 штук, а экспорт седельных тягачей упал в 10 раз - до 567 штук.

О том, как сотрудничество российского автогиганта с немецким автоконцерном скажется на позициях белорусских автопроизводителей, «БелГазете» рассказал директор департамента по информационной политике

КамАЗа Олег АФАНАСЬЕВ.

- Чего ждет КамАЗ от сотрудничества с Daimler?

- Мы преследуем две цели. Во-первых, это повышение качества наших автомобилей за счет внедрения передовых технологий на собственном производстве. Во-вторых, Daimler является глобальным игроком, и мы хотим также стать участниками глобального рынка. Для Daimler такое сотрудничество тоже интересно. Российское законодательство построено таким образом, чтобы стимулировать не импорт грузовиков, а локализацию их производства в России. В связи с этим компания Daimler пришла к выводу, что производить грузовики здесь выгоднее, чем ввозить их из-за границы. СП Fuso KamAZ Trucks Rus начнет выпускать автомобили уже в конце I квартала 2010г., а предприятие по выпуску грузовиков Mercedes-Benz приступит к производству в конце II квартала. Сбытовая деятельность уже началась, но пока ведется продажа грузовиков, импортированных в 2009г. А в середине года мы будем продавать грузовики, собранные уже в России.

- Создание импортозамещающих производств скажется на объеме экспорта белорусских автомобилей?

- Новые грузовики Mercedes-Benz - это автомобили премиум-класса, они довольно дорогие. Поэтому их вывод на рынок не составит конкуренции КамАЗу. Сказать, как продажи этих автомобилей отразятся на объеме продаж МАЗов, я не могу. Но Кам-АЗы и МАЗы - это автомобили примерно одного уровня и по цене, и по качеству, и по другим параметрам. Хотя я считаю, что КамАЗ в последнее время стал намного более качественным за счет использования комплектующих, которые производятся в России на совместных предприятиях с участием ведущих мировых производителей автокомпонентов. У нас коробки передач «ЦФ КАМА», созданные с немецкой компанией ZF Friedrichshafen AG, двигатели «КАММИНЗ КАМА», тормозные системы и другие узлы ходовой части «КНОРР БРЕМЗЕ КАМА». Но при этом мы и МАЗ находимся в одном ценовом сегменте.

- Белорусские производители надеются на возобновление в России платежеспособного спроса. На это стоит рассчитывать?

- Мы не ждем большого роста, предполагаем, что он составит около 10-15%. За полтора месяца 2010г. продажи действительно выросли по сравнению с прошлым годом, но говорить, что это устойчивая тенденция, мы пока не можем. К тому же в разных сегментах рынка ситуация разнится. Сейчас большим спросом пользуются полноприводные автомобили, поскольку нашими основными заказчиками являются госорганы, главным образом силовые ведомства - Минобороны, МЧС, МВД. А вот автомобили для строительства, на которые всегда был наибольший спрос, сейчас менее востребованы, потому что строительный рынок сильно пострадал от кризиса.

- Еще недавно обсуждался вариант создания стратегического альянса между МАЗом и КамАЗом. Тогда представители Кам-АЗа говорили, что такое сотрудничество позволило бы КамАЗу пополнить линейку моделей и получить новые производственные мощности, а МАЗ смог бы получить доступ к сервисной сети КамАЗа в России. Это предложение все еще в силе?

- Могу сказать лишь, что у нас сейчас стратегическое партнерство с компанией Daimler.
Добавить комментарий
Проверочный код