Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№07 (730) 22 февраля 2010 г. Экономика

Специмпортёры против спецэкспортёров

22.02.2010
«В полном объёме»

Сергей ЖБАНОВ

Премьер РФ Владимир Путин встретился на прошлой неделе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, чтобы поговорить о Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана. В ходе состоявшегося разговора Путин с удовлетворением отметил, что «с 1 января он фактически начал работать». При этом премьер напомнил, что эксперты трех стран «сейчас работают активно, чтобы с 1 июля текущего года Таможенный союз заработал в полном объеме». Однако, как выяснилось, в странах - участницах союза по-разному понимают словосочетание «в полном объеме».

О характере дискуссий, которые развернулись в ходе состоявшихся консультаций экспертов, журналистам рассказал замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. МИД РБ еще больше заинтересован в том, чтобы Таможенный союз (ТС) как можно раньше заработал «в полную силу», и делает все возможное, чтобы устранить препятствия во взаимной торговле до 1 июля 2010г. Пусть не все. Но две проблемы должны быть решены обязательно. «С белорусской стороны первым пунктом в перечне претензий стоит возможность применения Россией с 1 июля вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Это наша фундаментальная претензия», - заявил замминистра.

Причина столь жесткой постановки вопроса с его привязкой к конкретной дате очевидна. С начала т.г. загрузка белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), упавшая до 60%, стала восстанавливаться только после ратификации соглашения, позволившего заводам получать беспошлинную нефть в объемах, необходимых для нормальной работы. Но льготной российской нефти (6,3 млн. т) НПЗ хватит только на четыре месяца, т.е. аккурат до 1 июля. Поэтому Минску приходится использовать любые возможности для благоприятного решения вопроса об увеличении объемов льготных поставок нефти. Иначе белорусская нефтеперерабатывающая отрасль, до сих пор кормящая всю национальную индустрию, начнет приносить большие убытки.

Во имя этой святой цели белорусская сторона стремится доказать, что в сохранении экспортных пошлин в рамках единого таможенного пространства «нет логики». При этом представитель МИДа РБ ссылается на наличие договоренностей, достигнутых между президентами России и Беларуси еще в 2007г. о том, что в ТС взаимная торговля будет вестись без использования экспортных и импортных пошлин, а сформирован он будет по модели Евросоюза.

Однако сегодня широкой общественности известно лишь то, что на встрече в Алматы 19 декабря 2009г. президенты России, Беларуси и Казахстана договорились создать единое экономическое пространство (ЕЭП), в котором действительно будут отменены все виды пошлин и нетарифных барьеров только с 1 января 2012г. А пока же нефть изъята из сферы действия единого таможенного пространства, соглашение о создании которого с 1 января 2010г. подписано всеми тремя странами-участницами.

Такова юридическая сторона дела. А ссылки на опыт формирования Евросоюза, к которым прибегает МИД, выглядят неубедительно с позиций все той же формальной «логики», к которой теперь взывает МИД. Дело в том, что Евросоюз - это союз энергодефицитных стран, среди которых нет экспортеров углеводородов. Например, Норвегии, предпочитающей держаться в стороне от сообщества с большим числом нахлебников. Поэтому ТС, в котором присутствуют как экспортеры нефти и газа - Россия и Казахстан, так и один импортер - Беларусь, не может быть сформирован по логике Евросоюза. Между ними всегда будет возникать конфликт интересов, для сглаживания которого Россия вынужденно презентовала Беларуси некоторый объем беспошлинной нефти. Рассчитывать Минску на большее, т.е. на полную реставрацию практики льготных закупок нефти и газа, бытовавшей в союзном государстве, уже не приходится. Иначе любая энергодефицитная страна (например, Украина), присоединившись к ТС, была бы вправе рассчитывать на аналогичное российское энергетическое спонсорство. Но Россия, обжегшись однажды в ходе создания ЕЭП (с Украиной), теперь настроена по отношению к своим союзникам предельно прагматично.

Кстати, это понимают уже и в Киеве. «Таможенный союз еще не скоро станет эффективным механизмом стимулирования взаимной торговли», - заявил на днях лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко. При этом он обратил внимание на то, что «все три участника Таможенного союза, в отличие от Украины, не являются членами ВТО, поэтому они могут применять защитные меры, которые Киев позволить себе не может». В частности, Беларусь использует институт специмпортеров рыбы, алкоголя и табака. В свою очередь, Россия, давно собравшаяся в ВТО, пока и не думает ликвидировать монополию «Газпрома» как спецэкспортера газа. Тем более этого не случится под напором «фундаментальных претензий», поступающих сейчас в адрес «Газпрома» из Минска. МИД РБ, заявляя о том, что «Газпром» не должен монопольно поставлять сырье, добивается не ликвидации холдинга, а более низких цен на газ.

Казалось бы, для этого нужно всего лишь восстановить прежние схемы поставки газа из России, в которых участвовали независимые поставщики (вроде «Итеры»). Но к этой практике лихих 1990-х гг. возврата не будет. Наведя порядок с экспортом газа, Москва собирается добиться того же и в экспорте нефти. Российский президент Дмитрий Медведев недавно потребовал разобраться с официально не зарегистрированными в России НПЗ, а Минэнерго РФ уже прорабатывает вопрос о создании системы «Нефтеконтроль», предполагающей формирование единой системы учета и контроля над экспортом нефтепродуктов.

Россия, имея большой дефицит бюджета, консолидирует доходы по всем источникам, которых, в принципе, не так много. Основные - от экспорта нефти и газа (65%). В политике каждая из сторон добивается только одного - выгоды. И в идеологическом смысле между Беларусью и Россией экономические противоречия носят тот же характер, что и вражда между тупоконечниками и остроконечниками в известном сатирическом романе Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Поэтому у белорусской стороны нет оснований рассчитывать на создание ЕЭП со всеми вытекающими приятными последствиями раньше 2012г. А выходить из ТС - только себе вредить. Наглядное подтверждение тому - финансовые результаты работы экономики Украины, шесть лет назад отказавшейся участвовать в ЕЭП.
Добавить комментарий
Проверочный код