Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№05 (728) 08 февраля 2010 г. Тема недели

Найди 11 отличий

08.02.2010
 


Разницу между подписанным 1 февраля 2010г. указом «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» и проектом указа о регулировании Интернета, появившимся в электронных СМИ в декабре 2009г., специально для «БелГазеты» выделил юрист компании «АргументЪ» Дмитрий МАТВЕЕВ.

Указ регламентирует отношения более детально: он более проработанный, 


более четкий и менее двусмысленный, чем его проект.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ АБОНЕНТСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Например, в проекте была норма об идентификации пользователей - в указе говорится и об идентификации пользователей, и об идентификации абонентского оборудования. Не во всех случаях можно говорить об идентификации именно пользователя (оператору это не всегда возможно сделать, например когда услугами провайдеров пользуются организации), более правильно говорить о том, что будет идентифицироваться абонентское устройство.

СРОКИ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Еще одно уточнение касается срока хранения информации пользователей сети Интернет. В проекте указа написано: «подлежит хранению... не менее одного года», в указе - «хранение... осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг». Т.е. по истечении одного года провайдер имеет право удалить эти сведения.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

В проекте указа в п.1.5 написано:«Поставщики услуг сети Интернет по запросу пользователя оказывают услуги по ограничению доступа к информации, содержание которой направлено на: осуществление экстремистской деятельности; разжигание национальной и религиозной розни...» и т.д. Эту норму можно расширительно толковать: любой пользователь мог обратиться к поставщику услуг сети Интернет и потребовать ограничения доступа к сайту, который, по его мнению, нарушает вышеперечисленное. А в принятом указе мы видим: «Поставщики интернет-услуг по запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей к информации, содержание которой направлено на: осуществление экстремистской деятельности...» и т.д. Т.е. имеются в виду услуги по ограничению доступа именно тех пользователей, которые обратились к поставщику интернет-услуг.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Интерес представляет вопрос, кто же несет ответственность за содержание информации, размещенной в национальном сегменте сети Интернет (п.1.7 проекта указа и п.12 указа N60). «Ответственность за содержание информации, размещаемой и передаваемой в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие эту информацию, а поставщики услуг сети Интернет - за непринятие мер по ограничению ее распространения в соответствии с законодательными актами» - этот пункт проекта указа предусматривал, что ответственность за информацию, размещенную, например, на форумах, несут в первую очередь лица, разместившие эту информацию. В п.12 принятого указа добавилось всего лишь одно слово в скобках: «Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию...» Значит, ответственность несут лица, не только разместившие, но и передавшие информацию: администраторы и владельцы, например, форума несут ответственность за передачу этой информации в равной степени с разместившими ее там лицами.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ О СЕРТИФИКАЦИИ НЕ ПРИНЯТ

Вопрос о сертификации интернет-услуг оказался в указе открытым: «Совету Министров РБ до 1 мая 2010г. проработать вопрос о введении обязательнойсертификации интернет-услуг, закреплении интернет-услуг». «Проработать» - это не значит принять нормативный акт. Соответственно, вполне возможно, что позже будет поставлен вопрос о том, что некоторые интернет-услуги необходимо сертифицировать.

ПЕРЕХОД ИП И ЮРЛИЦ В БАЙНЕТ

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 1 июля 2010г. обеспечить переход на использование информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории РБ, а поставщики интернет-услуг - их государственную регистрацию». Т.е. все ИП и юрлица должны перейти в доменную зону .by, и сам сайт должен размещаться на серверах, находящихся в РБ.

ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП РЕГИСТРАЦИИ

В указе написано: «Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг». Это означает, что отказать в регистрации нельзя никому - в этом отличие заявительного принципа от разрешительного.

ПОСТАВЩИКИ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

В указе читаем: «Под интернет-услугами понимаются услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации». Обязана ли, например, наша компания осуществить госрегистрацию своего интернет-сайта? Как будто бы обязана, но разве мы оказываем «интернет-услуги»? По обеспечению доступа к сети Интернет - нет, по размещению в сети информации услуг - тоже не оказываем, сами пополняем свой сайт; также никто из наших клиентов не обращается к нам с просьбой передать информацию, хранить ее или модифицировать. Таким образом, данный пункт, по моему мнению, не распространяется на корпоративные и любые другие сайты, в т.ч. на блоги. Но придется проходить регистрацию владельцам форумов - они, по сути, предоставляют услуги по хранению, передаче и модификации информации. Пункт о необходимости госрегистрации вступает в силу 1 мая.

АВТОРСКИЕ ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Объекты интеллектуальной собственности в соответствии с Гражданским кодексом и законом об авторских и смежных правах и так должны размещаться только с согласия правообладателя - в т.ч. в Интернете. По моему мнению, этот пункт ничего в этой части не добавил.

ГИПЕРССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

В указе читаем: «Размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения». Необходимость ставить гиперссылку - новация белорусского законодательства. Порядок использования своих материалов информагентства и СМИ раньше определяли самостоятельно.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ

В проекте указа информация об идентификации пользователей Интернета предоставлялась «по требованию государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов прокуратуры, предварительного расследования, налоговых органов, судов». В указе к ним добавился еще и Комитет госконтроля.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Матвеев родился в 1981г. в Барановичах. В 2004г. окончил Европейский гуманитарный университет по специальности «право»; аспирантуру Института государства и права НАН Беларуси. Аттестован Минюстом. Практикующий юрист. Партнер юридической группы «АргументЪ». Автор ряда научных и практических статей на юридическую тематику в отечественной и зарубежной печати.
Добавить комментарий
Проверочный код