Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№05 (728) 08 февраля 2010 г. События. Оценки

Миссии МВФ – достойную встречу!

08.02.2010
Объём внешних инвестиций требует корректировки

Сергей ЖБАНОВ

Несмотря на заметное ухудшение условий поставок российской нефти в Беларусь, глава белорусского правительства, будучи на минувшей неделе в Гомеле, продемонстрировал журналистам непоколебимую веру в прогнозные показатели: «Мы ожидаем постепенного наращивания темпов роста экономики - от 100% до прогнозных 111-113% в 2010г.».

Как пояснил Сергей Сидорский, его ожидания основаны только на предварительных расчетах: «Мы просчитали экономику с учетом роста ВВП на 11-13%». И точка. Хотя правила экономики гласят, что любой прогноз нуждается в корректировке при существенном изменении факторов производства. Например, в работе нефтеперерабатывающей отрасли, являющейся столпом белорусской экономики. Но этим пусть занимается миссия Международного валютного фонда, начавшая работу в Минске 3 февраля. Однако накануне начала работы миссии в Вашингтоне был опубликован страновой доклад по республике, в котором отмечается, что планы белорусских властей на 2010г. - 3,75% прироста ВВП - вполне реалистичны. Что же касается высоких темпов экономического роста в 111-113%, утвержденных президентом, то этот вариант плана эксперты называют «смелым целевым сценарием».

(На фото: Проигрыш в зимней нефтяной кампании 2010г. не сломил боевой дух премьера Сергея Сидорского)

Реалистичный план развития белорусской экономики изложен в совместном письме правительства и Нацбанка, датированном 11 декабря 2009г. В нем лишь допускается возможность выполнения повышенных экономических обязательств в случае, если наступят «более благоприятные (по сравнению с прогнозируемыми) внешние экономические условия», под которыми подразумеваются: «Повышение экономической эффективности, решительные структурные реформы, стимулирующие развитие частного сектора, и увеличение внешнего финансирования, в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций». И конечно, «получение дополнительного внешнего финансирования» в нынешнем году.

Соответственно, «ослабить перспективы экономического роста могут ухудшение внешних экономических условий или недополучение внешнего финансирования», что, собственно, и случилось в январе т.г., когда Беларусь получила меньше скрытых субсидий, поскольку была вынуждена покупать нефть по мировым ценам. Предварительная оценка дефицита внешнего финансирования республики, не обеспеченного источниками в 2010г., по оценкам МВФ, составит более $1,45 млрд. Однако с учетом изменившихся условий поставки нефти в республику в эти расчеты экспертам МВФ придется вносить коррективы. Глава белорусского правительства пока этого делать не собирается. Он по-прежнему утверждает, что стране необходимо «привлечь $2,7 млрд. прямых иностранных инвестиций».

В то же время Сидорский не скрывает очевидных проблем. По его оценкам, в январе 2010г. объем промышленного производства в нефтепереработке и нефтехимии снизился на 8% по сравнению с январем 2009г., поскольку изменились условия поставки российской нефти: «Эти изменения сбили темпы роста в указанной отрасли. Ожидается, что в январе объем производства будет на уровне 92%,притом что мы ожидаем по году 110-115% от нефтехимической отрасли». Таким образом, «смелый целевой сценарий» не отменен, а градус энтузиазма премьера по-прежнему высок.

До сих пор еще никому не удавалось сбить белорусское руководство с верного социально ориентированного курса. Но похоже, в 2010г. это должно произойти в обмен на дополнительное внешнее финансирование от МВФ. Правительство уже отчасти изменило свои намерения и готово провести переговоры с фондом о перспективах реализации новой кредитной программы, предполагающей ускоренные структурные реформы в экономике Беларуси. Вашингтон проинформирован о том, что в первой половине 2010г. Минск готов сдержать рост зарплаты, повысить тарифы на оплату услуг общественного транспорта на 18%, а также сократить «субсидирование из бюджета жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, за счет повышения тарифов на $7».

Осталось договориться только о темпах роста кредитов экономике и сроках снижения ставки рефинансирования, чтобы стороны пришли к компромиссу. «Безусловно, переговоры с МВФ будут продолжены. Обе стороны высказали свои намерения по этому вопросу», - заявил Сидорский. Прежде всего миссия будет настаивать на ревизии утвержденных планов увеличения кредитования белорусской экономики (на 36-40%). Фонд выступает против заявленных темпов роста кредитной массы и считает, что следует сократить кредитование госпрограмм. Наращивать следует экспорт, а не промышленный вал.

Пока эта проблема не решена, снижать ставку рефинансирования было бы преждевременно. Недавно Нацбанк в своем пресс-релизе проанонсировал снижение годовой процентной ставки рефинансирования с 13,5 до 12% к концу II квартала, ссылаясь на текущую ситуацию в экономике. Экспертам миссии только и остается, что оценить ситуацию, сопоставив ее с потенциалом намеченного Нацбанком снижения процентных ставок.

С планами белорусского руководства по повышению средней зарплаты (почти на 15%) и пенсий фонд также вряд ли согласится. В докладе МВФ «политика, основанная на чрезмерно оптимистичных допущениях, предусматривающая крупное повышение зарплаты, увеличение инвестиций и расширение кредитования» расценена как «экспансионистская». Ее использование «может привести к ускорению экономического роста в краткосрочной перспективе, но и к значительному ухудшению состояния платежного баланса», дефицит которого и финансирует МВФ своими кредитами. Впрочем, власти республики имеют право не согласиться с такими оценками, если предпочтут внешнему финансированию краткосрочный, но впечатляющий предвыборный успех в экономике.

СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ОТ БЕЛАРУСИ МВФ

Ослабление контроля над ценами с тем, чтобы ценовые сигналы могли направлять потоки ресурсов и помогали корректировать излишки или дефициты средств в экономике; отмена большинства лимитов на размер торговых наценок; либерализация зарплат в целях выплаты вознаграждений за высокую производительность труда и развитие рынка труда в части создания возможностей для перехода работников на работу, которую они способны выполнять наиболее высокопроизводительным образом; отмена обязательных количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и на уровне предприятий с учетом повышения сложности централизованного планирования все более сложной экономики; предоставление банковской системе возможности принимать кредитные решения исходя из соображений прибыльности и рискованности проектов, а не в силу рекомендаций правительства; упрощение условий, предъявляемых при создании новых частных предприятий, поскольку опыт других стран показывает, что рабочие места, создаваемые частным сектором, могут обеспечить возможность найма для работников, высвобождаемых в результате реформ госпредприятий; дальнейшее снижение регулятивного бремени, лежащего на частном секторе, и допущение большей гибкости в установлении цен, размеров зарплат и наценок; расширение доступа частного сектора к кредитным ресурсам и принятие в этих целях мер по содействию развитию конкуренции в финансовом секторе; сокращение условий, соблюдение которых требуется в случае новых инвестиций, например, о сохранении занятых в настоящий момент работников и ставок зарплаты; принятие современного закона о приватизации и создание Агентства по приватизации, обладающего полномочиями на подготовку предприятий к приватизации и найму специалистов на рынке.
Добавить комментарий
Проверочный код