Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№05 (728) 08 февраля 2010 г. События. Оценки

Миссии МВФ – достойную встречу!

08.02.2010
Объём внешних инвестиций требует корректировки

Сергей ЖБАНОВ

Несмотря на заметное ухудшение условий поставок российской нефти в Беларусь, глава белорусского правительства, будучи на минувшей неделе в Гомеле, продемонстрировал журналистам непоколебимую веру в прогнозные показатели: «Мы ожидаем постепенного наращивания темпов роста экономики - от 100% до прогнозных 111-113% в 2010г.».

Как пояснил Сергей Сидорский, его ожидания основаны только на предварительных расчетах: «Мы просчитали экономику с учетом роста ВВП на 11-13%». И точка. Хотя правила экономики гласят, что любой прогноз нуждается в корректировке при существенном изменении факторов производства. Например, в работе нефтеперерабатывающей отрасли, являющейся столпом белорусской экономики. Но этим пусть занимается миссия Международного валютного фонда, начавшая работу в Минске 3 февраля. Однако накануне начала работы миссии в Вашингтоне был опубликован страновой доклад по республике, в котором отмечается, что планы белорусских властей на 2010г. - 3,75% прироста ВВП - вполне реалистичны. Что же касается высоких темпов экономического роста в 111-113%, утвержденных президентом, то этот вариант плана эксперты называют «смелым целевым сценарием».

(На фото: Проигрыш в зимней нефтяной кампании 2010г. не сломил боевой дух премьера Сергея Сидорского)

Реалистичный план развития белорусской экономики изложен в совместном письме правительства и Нацбанка, датированном 11 декабря 2009г. В нем лишь допускается возможность выполнения повышенных экономических обязательств в случае, если наступят «более благоприятные (по сравнению с прогнозируемыми) внешние экономические условия», под которыми подразумеваются: «Повышение экономической эффективности, решительные структурные реформы, стимулирующие развитие частного сектора, и увеличение внешнего финансирования, в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций». И конечно, «получение дополнительного внешнего финансирования» в нынешнем году.

Соответственно, «ослабить перспективы экономического роста могут ухудшение внешних экономических условий или недополучение внешнего финансирования», что, собственно, и случилось в январе т.г., когда Беларусь получила меньше скрытых субсидий, поскольку была вынуждена покупать нефть по мировым ценам. Предварительная оценка дефицита внешнего финансирования республики, не обеспеченного источниками в 2010г., по оценкам МВФ, составит более $1,45 млрд. Однако с учетом изменившихся условий поставки нефти в республику в эти расчеты экспертам МВФ придется вносить коррективы. Глава белорусского правительства пока этого делать не собирается. Он по-прежнему утверждает, что стране необходимо «привлечь $2,7 млрд. прямых иностранных инвестиций».

В то же время Сидорский не скрывает очевидных проблем. По его оценкам, в январе 2010г. объем промышленного производства в нефтепереработке и нефтехимии снизился на 8% по сравнению с январем 2009г., поскольку изменились условия поставки российской нефти: «Эти изменения сбили темпы роста в указанной отрасли. Ожидается, что в январе объем производства будет на уровне 92%,притом что мы ожидаем по году 110-115% от нефтехимической отрасли». Таким образом, «смелый целевой сценарий» не отменен, а градус энтузиазма премьера по-прежнему высок.

До сих пор еще никому не удавалось сбить белорусское руководство с верного социально ориентированного курса. Но похоже, в 2010г. это должно произойти в обмен на дополнительное внешнее финансирование от МВФ. Правительство уже отчасти изменило свои намерения и готово провести переговоры с фондом о перспективах реализации новой кредитной программы, предполагающей ускоренные структурные реформы в экономике Беларуси. Вашингтон проинформирован о том, что в первой половине 2010г. Минск готов сдержать рост зарплаты, повысить тарифы на оплату услуг общественного транспорта на 18%, а также сократить «субсидирование из бюджета жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, за счет повышения тарифов на $7».

Осталось договориться только о темпах роста кредитов экономике и сроках снижения ставки рефинансирования, чтобы стороны пришли к компромиссу. «Безусловно, переговоры с МВФ будут продолжены. Обе стороны высказали свои намерения по этому вопросу», - заявил Сидорский. Прежде всего миссия будет настаивать на ревизии утвержденных планов увеличения кредитования белорусской экономики (на 36-40%). Фонд выступает против заявленных темпов роста кредитной массы и считает, что следует сократить кредитование госпрограмм. Наращивать следует экспорт, а не промышленный вал.

Пока эта проблема не решена, снижать ставку рефинансирования было бы преждевременно. Недавно Нацбанк в своем пресс-релизе проанонсировал снижение годовой процентной ставки рефинансирования с 13,5 до 12% к концу II квартала, ссылаясь на текущую ситуацию в экономике. Экспертам миссии только и остается, что оценить ситуацию, сопоставив ее с потенциалом намеченного Нацбанком снижения процентных ставок.

С планами белорусского руководства по повышению средней зарплаты (почти на 15%) и пенсий фонд также вряд ли согласится. В докладе МВФ «политика, основанная на чрезмерно оптимистичных допущениях, предусматривающая крупное повышение зарплаты, увеличение инвестиций и расширение кредитования» расценена как «экспансионистская». Ее использование «может привести к ускорению экономического роста в краткосрочной перспективе, но и к значительному ухудшению состояния платежного баланса», дефицит которого и финансирует МВФ своими кредитами. Впрочем, власти республики имеют право не согласиться с такими оценками, если предпочтут внешнему финансированию краткосрочный, но впечатляющий предвыборный успех в экономике.

СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ОТ БЕЛАРУСИ МВФ

Ослабление контроля над ценами с тем, чтобы ценовые сигналы могли направлять потоки ресурсов и помогали корректировать излишки или дефициты средств в экономике; отмена большинства лимитов на размер торговых наценок; либерализация зарплат в целях выплаты вознаграждений за высокую производительность труда и развитие рынка труда в части создания возможностей для перехода работников на работу, которую они способны выполнять наиболее высокопроизводительным образом; отмена обязательных количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и на уровне предприятий с учетом повышения сложности централизованного планирования все более сложной экономики; предоставление банковской системе возможности принимать кредитные решения исходя из соображений прибыльности и рискованности проектов, а не в силу рекомендаций правительства; упрощение условий, предъявляемых при создании новых частных предприятий, поскольку опыт других стран показывает, что рабочие места, создаваемые частным сектором, могут обеспечить возможность найма для работников, высвобождаемых в результате реформ госпредприятий; дальнейшее снижение регулятивного бремени, лежащего на частном секторе, и допущение большей гибкости в установлении цен, размеров зарплат и наценок; расширение доступа частного сектора к кредитным ресурсам и принятие в этих целях мер по содействию развитию конкуренции в финансовом секторе; сокращение условий, соблюдение которых требуется в случае новых инвестиций, например, о сохранении занятых в настоящий момент работников и ставок зарплаты; принятие современного закона о приватизации и создание Агентства по приватизации, обладающего полномочиями на подготовку предприятий к приватизации и найму специалистов на рынке.
Добавить комментарий
Проверочный код