Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№05 (728) 08 февраля 2010 г. Мнения

Борьба Минобраза с заразой

08.02.2010
Размышления о текущем

Александр ГРИЦАНОВ

Утверждение библейского мудреца Экклезиаста «Во многой мудрости - много печали» неизбежно приходит на ум, когда знакомишься с усилиями местного Минобраза по искоренению коррупции среди преподавателей.

Совсем недавно на совещание в Генпрокуратуру - в ряду руководителей наиболее склонных к мздоимству структур - приглашался и министр образования Александр Радьков. Не прошло и месяца после данного мероприятия, как чиновники от просвещения измыслили оригинальный способ борьбы с коррупцией в вузах. Теперь профессоров и «доцентов с кандидатами» знакомят со списком провинившихся коллег с подробным перечислением их деяний и размеров «вины».

Вышеозначенный перечень, который «необходимо обсудить и довести до ведома профессорско-преподавательского состава и студентов», является приложением к письму Минобраза от 05.01.2010г. «Об исполнении антикоррупционного законодательства». В нем содержатся наставления, а также список имен преподавателей-взяточников из разных вузов, оказавшихся замешанными в коррупционных скандалах. В документе подробно описаны суммы преступных деяний: от Br16 млн. до Br20 тыс. за льготно принятый зачет.

В самом же приложении сказано: «Анализ динамики коррупционных преступлений в системе Министерства образования показал их рост по сравнению с 2008г. В 2009г. зарегистрировано 100 коррупционных преступлений (в 2008г. - 29)».

Нет особо большого смысла в перечислении имен провинившихся и указании мест их служения отчизне: надо полагать, что данным печальным кондуитом проблемы национальной высшей школы не исчерпываются. Как это обычно и случается, этот круг проблем выступает частью вопросов более общих, даже - не побоимся резюмировать - представляет собой лишь верхушку айсберга.

Раньше партийный билет, свидетельствующий о принадлежности его владельца к достойным рядам членов компартии Советского Союза, являл собой своеобразную справку о благонадежности, о сделанной прививке от диссидентства и неправильного направления мыслей. Точно так же сегодня диплом о высшем образовании представляет собой здесь исключительно «корочки», подтверждающие наличие у их обладателя идеологического (в первую очередь) допуска к возможной карьере и занятию руководящих (или, по крайней мере, не слишком пыльных) должностей.

Подтверждается сия не слишком отрадная констатация хотя бы тем, с какой легкостью самые ответственные чиновники преобразуют вчерашние ПТУ в университеты (чему мы были свидетелями далеко не раз на протяжении последних лет). О кадровой укомплектованности этих новых флагманов белорусской индустрии знаний речь даже вести неудобно: при всей условности в современных условиях ученой степени кандидата наук на многих кафедрах этих, с позволения сказать, вузов отмеченную степень обычно имеет один человек - их заведующий. О цивилизованных же нормах, согласно которым любая кафедра существует лишь постольку, поскольку там присутствуют как минимум один полноценный доктор наук, профессор, помнят, видимо, сегодня лишь в главном университете государства.

Деградация советского гуманитарного образования началась тогда, когда царских специалистов с мировым именем большевики срочно заменили скороспелыми выпускниками «институтов красной профессуры». Физиков и химиков хватило для поддержания страны в сохранности лишь на пару поколений. Унаследовав от СССР полуразваленную систему подготовки кадров высшей квалификации, новые власть имущие у нас сочли вполне уместным для себя законсервировать это положение вещей. Не шибко умные задают меньше вопросов, да и платить им можно соответственно. Так, в США, например, университетский профессор входит в тройку самых престижных карьерных позиций (на фоне биржевых брокеров, адвокатов и бизнесменов), здесь же он получает ненамного больше милицейского сержанта. Взятки (особенно мелкие, повседневные) являются естественным продолжением отечественной образовательной модели и представляются совершенно органичными для нее.

Прав был Экклезиаст, отмечая в продолжение упомянутой мудрости: «…Кто умножает познания - умножает скорбь».
Добавить комментарий
Проверочный код