Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№05 (728) 08 февраля 2010 г. Автостоп

«Я посоветовал курсанту обратиться к психологу»

08.02.2010
 
Елена АНКУДО

Их не любят, избегают и опасаются, а статистики ГАИ даже выделяют в особую касту - «молодые водители», советуя участникам дорожного движения быть внимательнее, приблизившись к машине с литерой «У» или знаком «70» в красном круге.

Почему к новичкам за рулем относятся предвзято и с какими проблемами они сталкиваются во время обучения вождению, «Автостопу» рассказали молодой водитель Галина ДРОЗД, прошлым летом получившая водительское удостоверение, и бывший инструктор автошколы, разработавший методичку для курсантов, Марат СИБАГАТОВ.

ЗАЩИТА ОТ «70»

- Не кажется ли вам, что большинство автомобилистов со стажем относятся к молодым водителям явно предвзято?

Галина Дрозд:
- Кажется. Молодые водители стараются ездить по правилам, которые еще свежи в памяти, - не нарушают дистанцию, соблюдают скоростной режим, а опытные давно махнули рукой на эти «мелочи»: им ведь надо ехать быстрее, поэтому они игнорируют в большинстве случаев правила дорожного движения, их раздражает стиль вождения новичков.

СПРАВКА «БелГазеты». Галина Дрозд родилась в 1979г. в Ельске (Гомельская область). В 2001г. окончила Минский педагогический университет, учитель музыки. Работает музруком в детском саду. Права получила в июле 2009г. Первый автомобиль - учебный Skoda Fabia, сейчас ездит на Opel Astra.

Марат Сибагатов: - Минск - город динамичный. Когда мало времени, машина со знаком «Ограничение максимальной скорости 70» заставляет думать только о том, что ты сейчас опоздаешь. Я не тороплю такие автомобили, не сигналю, как некоторые, потому что молодые водители от таких действий только больше нервничают, просто стараюсь держаться подальше. Когда работал инструктором, всегда говорил курсантам: не обращайте внимания, как на вас реагируют, у вас висит буква «У» или «Ограничение максимальной скорости» - это ваше оправдание. Некоторые водители, набравшие стаж и считающие себя профессионалами, смотрят на новичков свысока. Скажем, парень, заметив, что за рулем соседней машины неопытная девушка, наверняка захочет показать, какой он ас.

СПРАВКА «БелГазеты». Марат Сибагатов родился в 1965г. в Узбекистане. Инженер-автомобилист. После окончания в 1986г. Самаркандского высшего военного автомобильного командного училища 23 года отслужил в армии, несколько лет проработал инструктором в автошколе. Стаж вождения - 25 лет. Первый автомобиль - ГАЗ-24, сейчас ездит на Citroёn Berlingo.

- Как бывалые водители ведут себя на дороге, когда рядом оказываются автомобили с «Ушками» или знаком «70» на заднем стекле?

Сибагатов:
- Стараются держаться подальше - молодой водитель может совершить непредсказуемые действия, а инструктор - дать неправильный совет. Мне известны случаи, когда аварии случались по вине инструкторов. Они могут сами испугаться и дать неверную подсказку курсанту.

Дрозд: - Опыт у меня небольшой, я многого не умею. Знаю только, что реагировать на невежд из соседних машин не стоит - у меня другая цель. Согласна, что инструкторы страхуются: один, к примеру, не разрешал моей подруге переключаться на четвертую скорость, мол, тише едешь - дальше будешь. Запрет на ряд действий формирует страх.

ПРИДЕРЖАЛ СЦЕПЛЕНИЕ

- Некоторые курсанты жалуются, что инструкторы не отрабатывают деньги, заплаченные за учебу, отменяют занятия из-за личных проблем, халтурят, сокращают длительность занятий. Считаете ли уровень подготовки в автошколах достаточным?

Дрозд:
- Сперва инструкторы хвалили мое вождение, а когда приблизились экзамены, выдвинули другую версию: есть проблемы, нужны дополнительные занятия. Люди преследовали вполне очевидную цель - вынудить заплатить за дополнительные занятия. Один за другим у меня сменилось три инструктора, сравнив их, делаю вывод: подбор кадров в автошколе на низком уровне, цена за обучение не соответствует его качеству. Но азы в автошколе я получила хорошие, если будет хорошая практика - все получится.

Сибагатов: - Не во всех школах директора строго следят за расписанием занятий, контролируют инструкторов. Если контроля нет, инструктор может убеждать курсанта, что водит он плохо, и предлагать дополнительные занятия. В отличие от тех, кто готовил исключительно к сдаче экзаменов, я старался подготовить курсанта к главному на дороге - остаться в живых. «Садясь за руль, всегда помни о себе и родных, которых везешь», - внушал я. Три автошколы, в которых я работал, давали хорошую подготовку, 80% курсантов из числа моих учеников спокойно ездят по городу. Некоторых обучить трудно: люди не готовы быть водителями в силу особенностей психики.

- Один из курсантов рассказал историю, что в автошколе ему достались не «жигули», как всем остальным, а «Волга», в результате чего пришлось заплатить за бензин Br200 тыс. вместо Br150 тыс., а при отработке элементов площадки на более габаритной машине возникли проблемы. Это тоже предвзятость?

Сибагатов:
- Категория В предполагает обучение вождению легкового автомобиля независимо от марки: «Волга» это, «жигули» или иномарка - привыкай к той, на которой учат. Если человеку не нравится определенный автомобиль, он может попросить руководство школы поменять машину. Такое бывает, но очень редко.

А вот пренебрежительное отношение к курсантам со стороны инструктора - не редкость. На площадках, где идет обучение, инструктор может оставить курсанта ездить самостоятельно и отойти в сторонку покурить под предлогом, что непонятливый ученик надоел. Я выходил из машины, только когда видел: человек умеет ездить, и был уверен - автомобиль под его управлением не соскочит с эстакады, не заденет ни одну фишку, не поцарапается.

Дрозд: - Мне повезло: в автошколе училась водить на новенькой Skoda. Прецеденты у других, когда автомобиль без конца ломался, глох, из-за чего занятия отменялись, случались. А вот предвзятое отношение ко мне было. В начале занятий инструктор придерживал педаль сцепления, говоря, как хорошо все получается с первого раза и какая у него умная ученица, а потом все вдруг изменилось, и мне сказали, что нужна дополнительная отработка. Очевидно, что инструктор раскручивал на деньги, но тогда я поверила, что ничего не умею. Позже услышала версию, что сцепление придерживали, чтобы не испортить машину, хотя в сумме, которую я заплатила, наверняка заложена и амортизация: школа была из дорогих.

«У ВАС ЕСТЬ КНИЖКА - ЧИТАЙТЕ»

- Что бы вы порекомендовали улучшить в обучении в автошколах?

Сибагатов:
- Учебные пособия посвящены теории, в то время как практики мало. Специально для учеников я разработал методичку с разбором основных действий водителя: как трогаться с места, как действовать в определенных ситуациях на дороге. Для тех, кто не может трогаться, подробно расписал действия ногами при нажатии на педали. ПДД нужно знать, но теория и действия водителя в машине - разные вещи.

Дрозд: - Один из преподавателей учил на жизненных примерах, другой говорил: у вас есть книжка - читайте. А ведь комментарий профессионала лучше откладывается в памяти, чем письменная формулировка правила. Сядешь за руль - и правила вылетают из головы, сидишь как полный ноль и не знаешь, как правильно переехать «спящего полицейского», как преодолеть перекресток.

УШЁЛ В ЗАПОЙ

- Как бы оценили уровень профессионализма инструкторов автошкол?

Дрозд:
- Судя по отзывам курсантов, могу сказать: многие инструкторы действовали неуверенно, по принципу: тише едешь - дальше будешь. С первым инструктором ездили только по площадке, я ничему не научилась, второй ушел в запой, потерял документы на машину. Я начала нервничать.

Сибагатов: - Нужен отбор - и инструкторов, и преподавателей. Помню случай, когда инструктор, сидя на пассажирском кресле, говорил: «Я устал, ты должна отдохнуть».

- О каких возможных опасностях на дорогах предпочитают не говорить в автошколе?

Дрозд:
- При возникновении нестандартной ситуации многие водители доброжелательно объясняют, как себя вести. Опасно испытывать излишнюю самоуверенность, как только научишься водить. За рулем надо быть бдительным, всего не предугадаешь.

Сибагатов: - Чем больше страшных историй рассказываешь, тем больше боится курсант. Поэтому стремишься ехать с позитивом. Если нестандартная ситуация случилась на дороге, объясняешь ее причину, но обычно стараешься человека не пугать. Один из курсантов, сидя за рулем, начинал паниковать - остановить его было невозможно. Я посоветовал ему обратиться к психологу.
Добавить комментарий
Проверочный код