Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№03 (726) 25 января 2010 г. События. Оценки

Взяли за пулемёт

25.01.2010
У США новые претензии к Беларуси

Виктор МАРТИНОВИЧ

Уже год как в белорусско-американских отношениях не происходило ничего нового. Все прежние взаимные претензии кое-как урегулированы. Ситуация вокруг выдавленного из страны посла США замялась, визовые санкции для белорусских чиновников не отменили полностью, но продлили мораторий на их применение, денег и зарубежных счетов высокопоставленных белорусских чиновников американский Конгресс не нашел. Казалось бы, самое время заключать перемирие, но у США возникла новая обеспокоенность по поводу Беларуси.

До сих пор о торговле оружием официальным Минском заявляли оппозиционные политики, но ввиду их маргинального статуса степень доверия к этой информации никогда не была велика: откуда член какой-нибудь партии может знать о «секретных», по его же словам, сделках с участием конфидентов правительств России и Беларуси? Военные же эксперты, в т.ч. независимые, подтверждать эти данные не спешили. И вот о проблеме торговли оружием заявлено на принципиально новом уровне.

Представитель республиканской партии США Илеана Рос-Лехтинен внесла в Конгресс билль об учете поставок оружия из Беларуси. Конгрессмена поддержали девять коллег по партии, среди которых - автор «Акта о демократии в Беларуси» Кристофер Смит. Согласно документу, Госдеп должен ежегодно информировать парламент «об объемах и механизмах экспорта вооружений правительством Беларуси и белорусскими предприятиями», включая «информацию о доходах от таких сделок и потенциальную роль правительства и предприятий России в этом экспорте».

Самая любопытная часть билля - та, где приводятся данные из предыдущих отчетов. Экспорт оружия Беларусью за период 1999-2000гг. «оценивается в $1 млрд.». Это ставит Беларусь «на 11-е место в мире по объему экспорта оружия». По мнению составителей законопроекта, «реальный объем поставок белорусского оружия может значительно превосходить официальный, т.к. опубликованные договоры о торговле оружием могут не включать секретные соглашения». Беларусь, таким образом, «является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанкового вооружения и мин палестинским экстремистским группировкам и государствам - спонсорам терроризма, таким как Иран и Сирия, а также вертолетов Ми-24, артиллерийских систем и бронетехники российского производства правительству Судана, танков коммунистическому режиму в Северной Корее, военных самолетов и авиационных двигателей в Иран».

Официальная белорусская позиция по этому вопросу состоит в том, что Беларусь легально и прозрачно поставляет за рубеж технику двойного назначения, такую как, например, шасси, которые могут быть использованы и для транспортировки ракет, и для сельхозработ. В Беларуси нет собственных производств вооружения, только центры его модернизации и ремонта. Поэтому если поставки танков, минометов, ракет и мин и имели место, то речь велась скорее о распродаже старых советских запасов.

Впрочем, куда интересней военного аспекта этой ситуации ее политический аспект. В отношениях Беларуси и США появилась новая магистраль их потенциального ухудшения - в то время как оснований для их улучшения по-прежнему нет, если бы даже у кого-то в Госдепе появилось жгучее желание подружиться с Беларусью.

Отношения Беларуси и США последние 15 лет - одна из самых больших геополитических загадок планеты. Понятно, когда США ищут оружие массового поражения в Ираке и начинают там военную операцию потому, что его «нашли». Цена вопроса - Персидский залив и нефть. Понятно, когда США критикуют Россию и помогают странам, находящимся с ней в состоянии идейной полемики, - Грузии, Украине и т.п. Ведь цена вопроса - одна шестая часть суши. Но причина, по которой под таким пристальным вниманием Штатов вот уже 15 лет находится Беларусь - крохотное государство, которое не каждый американский избиратель и на карте-то отыщет, - поистине загадочна.

Нефти и газа нет, транзитный потенциал перекрывается наличием транзитеров-соседей, население - всего 9,5 млн. Почему же наши отношения со Штатами никак не станут нейтрально-равнодушными, такими, например, как у Вашингтона с Кишиневом? Почему Европа уже давно пошла на уступки, начала либеральничать с Минском, а Штаты все ищут новых поводов для упреков: не демократия - так счета Лукашенко, не счета Лукашенко - так торговля оружием?

Впрочем, в этой иррациональной привередливости есть и положительная сторона. Отказ США разменивать потенциальные выгоды собственных инвесторов на принципы (пусть даже эти принципы основаны на ошибочной информации, как это было в случае со счетами Лукашенко) гарантирует, что демократизацией Беларуси по-прежнему будет заниматься хотя бы один субъект международного права. И даже после того как Европа окончательно очаруется Александром Лукашенко и поверит в либерализацию, кто-то еще будет продолжать настаивать на настоящей, недекоративной, либерализации. Что бы ни двигало этим «кем-то».
Добавить комментарий
Проверочный код