Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№03 (726) 25 января 2010 г. Радости жизни

Триста очкариков

25.01.2010
Чудо 3D-кинематографа

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Кинотеатр «Киев», после реконструкции превратившийся в обитель 3D-кинематографа и единственное место, где можно посмотреть нашумевший фильм Кэмерона «Аватар» в 3D, с первого дня открытия (12 января) функционировал в подзабытом социальном режиме «Польское посольство в 1990-х гг.» или «Первый «Макдональдс» в Беларуси». Километровая очередь выстроилась уже в 8.00, а в 20.00 билетов не осталось - как на ближайшие сеансы, так и на неделю вперед.

Ажиотаж, возникший вокруг появления 3D-технологии в Беларуси, оправдан: широкоэкранных кинотеатров системы iMax у нас пока нет, а «Киев» - первый в стране кинотеатр с более или менее близкими к нему параметрами, пусть не экрана, но технологий: только в нем «крутят» не пленку, а цифровое кино, за которым, по мнению специалистов, будущее. Обустроив не особенно гигантский зал по новейшим европейским технологиям (прогрессивный цифровой проектор Kinoton, гигантской ширины комфортные ряды с мягкими, почти «самолетными» креслами, 3D-очки, стоимость которых, по утверждению работников кинотеатра, больше 20 евро), реконструкторы свели посещаемость кинотеатра к 280 местам - не так уж и много для столицы, учитывая навязчивое массовое желание оказаться в трехмерном мире «Аватара». «Могли еще один ряд построить!» - хватаются за головы счастливчики, попавшие в гиперпросторный зал. Зато мир изменился: чтобы выбежать в бар за попкорном, необязательно отдавливать ноги всему ряду.

«Говорили же, что тут кругом дежурят перекупщики!» - мучаются менее везучие зрители, в отчаянии бродя среди сугробов Киевского сквера. Перекупщиков нет: возможно, из-за того, что кассы отоваривали по четыре билета в руки. В зале все ведут себя как дети, попавшие на утренник, но еще не вполне верящие в то, что вот-вот ворвется Дед Мороз (разумеется, трехмерный) и жизнь изменится навсегда: все тихие, торжественные, суетливо фотографируют друг друга в 3D-очках. Очки выглядят футуристично и не запятнаны бактериями и частицами чужого эпителия: после сеансов их моют и дезинфицируют особыми растворами в спецмашине. «Нет, их не вынесешь! - кричит кто-то. - Тут написано на английском, что вставлен какой-то чип против воровства, - запищат, наверное, на выходе». «Ты похожа на сварщика!» - улыбается парень, фотографируя очкастую подругу на айфон. Зал будто готовят к полету в космос: зрители жутко напряжены.

Что ж, формат 3D действительно оправдывает если не трехчасовые бдения на морозе, то некоторую ломоту в глазах, полученную от созерцания экрана через спецочки. Первый же рекламный ролик фильма Кусто про морских обитателей заставил зал содрогнуться - морской угорь попытался заползти зрителю в нос, морда дельфина нависла над головой, а черепаха проплыла прямо по зрительному залу в сторону пока еще закрытого буфета. После такого зритель уже был, разумеется, готов к лицезрению сказочного мира планеты Пандора.

Сам фильм «Аватар», как замечено многими критиками, по сути, стандартная сказка-блокбастер с ходовым сюжетом, элементами экологической притчи и научной фантастики (прослеживаются параллели с произведениями Стругацких, Саймака и даже Гаррисона). По сути, ничего нового в самой истории нет - да и визуальный ряд полон цитат из других фильмов (наблюдая приземление земных вертолетов в джунгли Пандоры, трудно не вспомнить «Апокалипсис» Копполы) и даже анимационных работ: въедливый киноман заметит в многокрасочной прорисовке пейзажей Пандоры сплав лучших мультфильмов Миядзаки «Принцесса Мононоке» и «Небесный замок Лапута». Причем в «Мононоке» даже удивительно похожий сюжет - изначально простой и банальный, воплощенный Диснеем в сказке про Покахонтас: герой-захватчик влюбляется в туземную принцессу и переходит на сторону ее народа.

Впрочем, по уровню обсуждения простоты сюжета в интернет-блогах можно с легкостью определить фундаментальное отличие 3D от обычного кино: посмотревшие фильм в обычном кинотеатре обсуждают сюжет и поднимают вопросы на уровне «Является ли главный герой предателем человеческой расы?». Те же, кто посмотрел фильм в кинотеатре «Киев», этот вопрос не поднимают - тут не в сюжете дело, тут весь мир кинематографа, понимаете ли, перешел на новый уровень: пейзажи выдуманной планеты слишком реалистичны, чтобы думать об этических проблемах. Тем не менее заметно, что мир Пандоры - нарисованный: зритель не проваливается в новую реальность, а, скорее, признает, что попал в нее, но с минимальными усилиями.

Детализированность этого мира так убедительна, что не задумываешься о смысле и сюжете: ты внутри, и это прекрасно. В отличие от некоторых прогнозов касательно трехмерного кино, его зритель не осознает себя «геймером», погрузившимся в долгожданную цепкую реальность запредельности и исследующим ее разумом, - места для рефлексии не остается, восприятие целиком подчинено нюансам и деталям фильма. Хотя в некоторые особо нью-эйджевые моменты, честно говоря, не хватало музыки Питера Гэбриела и его подопечных этномузыкантов. С другой стороны, зритель всего-то желал чудесного аттракциона и, по сути, получил его.

Фильм закончился, зрители положили очки в пластмассовые корзины нежно, с благодарностью, многие - особо впечатлительные - хохотали и выли, валяясь в креслах. «Я не могу встать, поднимите меня! - кричала какая-то девочка друзьям. - Вот каким, оказывается, должно быть кино!» Видимо, поход на «Аватар» - это какое-то причастие: начался новый этап в развитии кино, возможно, такой же революционный, как переход от немого кино к звуковому. Фактически, возможно, речь даже идет о принципиально другом виде искусства. Когда у Джеймса Кэмерона спрашивают, снимет ли он еще когда-либо обычное двухмерное кино вроде «Титаника», он пожимает плечами и говорит: «А зачем?»
Добавить комментарий
Проверочный код