Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№03 (726) 25 января 2010 г. Общество

Выйти святым из воды

25.01.2010
 
Дмитрий РАСТАЕВ

В ночь на 19 января православные верующие встречали Крещение Господне, или Богоявление. В благоговейной иерархии массового сознания это третий по значимости праздник после Пасхи и Рождества. А то и второй. Если не первый.

Пожалуй, нет в церковном календаре другого праздника, вокруг которого народное воображение накрутило бы столько кренделей. Если внимать старинным поверьям, то какие только чудеса не творятся в крещенскую ночь: «Перестает дуть ветер, животные говорят человеческими голосами, сны становятся вещими, на деревьях распускаются цветы и зреют золотые яблоки, святые спускаются на землю и ходят среди людей, а небеса на мгновение открываются, и у человека, видевшего это чудо, исполняется любое желание». Но главное чудо Крещения - вода, которая «во всех реках и источниках освящается в крещенскую ночь самим Господом Богом».

Когда у славян появилась традиция сигать голышом в освященную воду, сказать трудно. Но точно не вчера и даже не в 1994г. - гораздо раньше. Традиция жива и по сей день, а единственная угроза ее существованию - аномально теплые зимы. Но нынешняя-то показала, где членистоногие зимуют!

Да и денек на Крещение выдался просто чудо - пушкинские мороз и солнце, чистейшей синевы небо... После того как в храмах прошла служба с великим водосвятием, одни выстроились в очередь к церковным краникам, другие потянулись на реки и озера, чтобы искупаться в крестообразной проруби - иордани - «смыть с души все грехи».

И хотя спроси, что такое грех, большинство купальщиков вряд ли ответят осмысленно, а некоторые даже согласятся с тем, что в калейдоскопичной мозаике бытия с его сложными причинно-следственными связями антитеза «грех-не грех» вообще лишена смысла - все равно из проруби каждый купальщик выйдет с лицом школьника, которому простили найденные в пальто сигареты.

Купель во льду борзой Березины бобруйчане прорубили еще накануне, в сочельник. Приличная такая полынья вышла, три метра на полтора. Как она не замерзла за ночь - диву даешься: мороз трещал не по-детски, столбик термометра топтался в районе -14°С. Но нет, не замерзла, только сверху покрылась ледяной кашицей.

К двум часам пополудни у проруби собрался народ. Все ждали батюшку. К тому времени, когда священник взялся за Евангелие, люди потихоньку начали сбрасывать на снег шубы и расшнуровывать ботинки. «Ну, с богом!» - дождавшись, пока батюшка трижды окунет в воду крест, мужчина лет 50 первым вошел в купель и, перекрестившись, скрылся под водой. В это время у края проруби, ловя удачный кадр, суетились местные фотографы. «Мужик, а мужик, ты, когда будешь выныривать, сделай побольше брызг, ладно?» - деловито наставляли они купальщиков.

Тут же рыскали и телевизионщики, отлавливая тех, кто уже «сделал брызги» и, накинув на плечи полотенце, бежал к раздевалке. «Можно мы у вас интервью возьмем?» - схватила за руку раскрасневшегося ныряльщика невнятная девица с микрофоном. Тот растерялся, кивнул, и мастера голубого экрана принялись неспешно перетыкать какие-то шнуры у себя на камере. Ныряльщик терпеливо ждал, хотя и начал уже вытанцовывать зубами джигу. «Люда, ты же, блин, человека сейчас заморозишь!» - попенял телевизионщикам парнишка в кепке, и девушка со шнурами повела своего респондента в здание лодочной станции.

Те, кто не рискнул войти в дымящуюся прорубь, переминались с ноги на ногу на высоком берегу и живо обсуждали происходящее. «А холодно только, пока на льду стоишь, пока в воду не окунешься. В воде-то щас теплей, чем на воздухе», - доказывали они друг другу, но нырять в «теплую» воду как-то не торопились. Соответственно, и настроение у них было далеким от благолепного, с нотками едкой провинциальной язвительности: «В России вон и мэры, и губернаторы на Крещение в прорубь лезут. Путин даже, наверное, лезет. А наших тузов что-то не видно сегодня в проруби». Критически настроенный ум, не омытый святой водой, тут же нашел объяснение этому странному обстоятельству: «Так, наверное, в прорубь с коньками не пускают. Ага… Гы-гы… Клюшкой, наверное, креститься неудобно».

Зато те, кто уже побывал в купели, пробегали мимо язвительных земляков с эйфорически выпуклыми глазами: «Ух, хорошо-о-о… Как второй раз родился. Мужики, что вы тут торчите, г…но растираете? Давайте сымайте штаны - и в воду. Это же святое дело!»

«МЫ ПРОСИМ У НЕГО НЕ ТОГО…»

Столько людей, сколько 19 января, не увидишь у православного храма ни в какой другой день. Даже во время Крестного хода на Пасху. Человеческий ручей, берущий начало у емкости с освященной водой, порой разливается на квартал, а то и на два. Сторонний наблюдатель, не знакомый с тонкостями национального богостроительства, при виде этой картины может воскликнуть: «О, в Беларуси так много верующих!» На самом деле не так все пушисто: когда нет праздника, церкви стоят полупустые, люди редко ходят на службы в будние дни. Да и в праздники церковное многолюдье весьма относительно.

Так, по данным МВД, в богослужениях по случаю Крещения приняли участие около 66,5 тыс. человек. Это из тех 9,489 млн., которые Белстат взял на карандаш в ходе последней переписи. Возможно, подход не совсем научный, но, даже если дифференцировать по возрастным группам, как-то не очень вяжутся эти 66,5 тыс. с утверждениями иных чиновников, будто в Беларуси «более 80% населения - православные». Как вообще опознать, православный человек или нет, если не по делам его? По фамилии, что ли? Если Киселевич - то да, а если Кислевский или Кацнельгоц - то ой?

Сама церковь, впрочем, не вязнет в процентных дебрях, задаваясь куда более жизненными вопросами. Секретарь Бобруйской епархии, настоятель Свято-Иверского храма отец Сергий КОРОВИНСКИЙ признает, что вопросы эти «сложные, но насущные», и, чтобы полно на них ответить, нужно «как минимум несколько бесед и чашек чая».

- Почему православными белорусы «становятся» лишь по великим праздникам, а в остальные дни церковь для них как бы и не существует?

- Для этих людей церковь все же существует. Просто в повседневной суете им сложно определиться с приоритетами. И работа нужна, и семья нужна, и деньги нужны, и к родителям съездить нужно. Весной - огород, осенью - урожай... Голова кругом и один выходной - как все успеть? Многие забыли, чту для них главное в жизни. А главное - бог. Если жизнь с богом будет главной целью, на свои места встанет и все остальное: семья, родители, дети, работа. И - что важнее всего - душа обретет успокоение и радость.

- Либерально настроенная публика считает, что рано или поздно необходимость в церковных институтах отпадет и люди смогут «разговаривать с богом без посредников»...

- Действительно, многие сегодня говорят: я и без посредников могу общаться с богом. Если так, то очень хорошо, это и есть главная цель церкви - бог изначально ждет нашего общения с ним. Но, присмотревшись, как происходит наше общение с богом, увидим, что зачастую мы просим у него не того, что нужно было бы. Хотим как лучше, а получается как всегда. Для того и нужен многовековой опыт церкви, чтобы люди научились просить так, чтобы потом не было мучительно стыдно за свои просьбы. Ведь мы порой не знаем даже, чего просим и чем это может для нас обернуться! Помните, в фильме «Рассекая волны» женщина просила бога, чтобы муж был всегда рядом, и как результат - авария, муж на всю жизнь прикован к постели. Бог слышит наши просьбы, но сможем ли мы потом жить с тем, что у него выпросили?

- В свою пору западная церковь претерпела ряд серьезных реформ, модернизируясь созвучно вызовам времени. Можно ли говорить о том, что время сегодня стучится и в двери православной церкви?

- А что означает слово «церковь»? С греческого языка оно переводится как «собрание верующих». То есть мы с вами и есть церковь. Вот и ответ - если мы современные люди, то и церковь наша современна.

Бобруйск
Добавить комментарий
Проверочный код