Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№01 (724) 11 января 2010 г. Визави

Стоп машина

11.01.2010
Авторынок замер в ожидании

Елена АНКУДО

Для большинства граждан единый Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, начавший действовать с начала года, ассоциируется с ростом цен на автомобили и существенным ограничением модельного ряда зарубежных брендов, импортируемых в Беларусь. Увеличены ввозные таможенные пошлины на автомобили для юрлиц; для физлиц они остались прежними - предположительно до июля т.г. Подтверждая, что цены в автосалонах действительно выросли, менеджеры затрудняются уточнить насколько: ясности в правилах игры нет до сих пор.

Только 6 января Министерство по налогам и сборам (МНС) обнародовало скупые разъяснения относительно расчета налогооблагаемой базы по НДС при реализации импортированных автомобилей в Беларусь. Какие изменения ожидают белорусский автобизнес, сумеют ли заработать в условиях неравных таможенных пошлин физлица и насколько распространятся «серые» схемы поставок автомобилей в страну, корреспонденту «БелГазеты» рассказали директор импортера VW в Беларуси ИП «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей МИХНЕВИЧ и бывший перегонщик автомобилей Дмитрий ОРЛЁНОК.

Сергей МИХНЕВИЧ:«МЫ НЕСПОСОБНЫ КОНКУРИРОВАТЬ С ПЕРЕГОНЩИКАМИ»

- Как начался год в автосалонах - сколько покупателей приходит и из чего они выбирают?

- Год начался с простоя. Незначительное количество покупателей интересуется ценами, но ценник не сформирован до сих пор. Такого в истории белорусского автобизнеса еще не было.

- Однако представители ряда дилеров уже успели заявить о новой стоимости автомобилей с учетом 20-процентной ставки НДС…

- Видимо, несколько дилеров отчаялись ждать разъяснений от МНС и выставили ценник с 20% НДС. Большинство автосалонов пока этого не делают, надеясь на сохранение льготы по НДС. Во второй половине дня 6 января агентство БелТА проинформировало, что МНС подтвердило действие указа N546 о льготном режиме взимания НДС при ввозе и реализации автомобилей, указав верховенство указа над Налоговым кодексом. При этом было сказано, что в случае отмены указа N546 необходимо руководствоваться Налоговым кодексом. Автомобильная ассоциация «БАА» незамедлительно запросила в МНС официальное письмо на этот счет. Согласно ему, с 11 января дилеры могут сформировать цены реализации на автомобили, ввезенные до 31 декабря 2009г., и возобновить продажи.

- Несмотря на то что о неравенстве пошлин для физ- и юрлиц при создании Таможенного союза говорили еще с середины прошлого года, импортеры не успели подготовиться к новым правилам?

- Все надеялись, что новые правила будут доведены до импортеров еще в 2009г. К сожалению, вот уже пятый день (беседа состоялась 6 января. - «БелГазета») мы работаем без четкой ясности относительно механизмов растаможки и формирования себестоимости, а значит, и в части формирования отпускной цены. На 5 января в режиме таможенного декларирования отсутствовала информация по акцизам, хотя было известно о пошлинах в рамках новых ставок Таможенного союза, а также неясно, взимается или нет 20% НДС при растаможке легкового автомобиля.

Кроме того, непонятен механизм определения таможенной стоимости. Нонсенс - Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января, и указ президента N546 противоречат друг другу. По указу при ввозе автомобилей на таможенную территорию НДС уплачивается с разницы между ценой реализации и ценой приобретения. Налоговый кодекс не предусматривает этой льготы при реализации - только при ввозе. Нулевая ставка при ввозе утверждается указом президента, но его еще никто не видел.

- Стоило ли вообще начинать продажи? Не повлекут ли они некие карательные санкции для автосалонов?

- Основная масса дилеров замерла в ожидании разъяснений, не выставив прайс. Не думаю, что у государства будут основания взыскивать штраф с предприятий, увеличивших цену на 20% НДС: данный шаг соответствует Налоговому кодексу.

- Много ли автомобилей скопилось на складах? Импортеры наверняка активизировали их ввоз после подписания документов о создании Таможенного союза, надеясь вести продажи по старым ценам хотя бы несколько месяцев?

- Сложно говорить о ситуации по всем дилерам - статистикой продаж за декабрь прошлого года мы не обменялись. Известно лишь, что последний месяц стал пиковым по продажам: по дилерской сети отпущено не менее 2,5-3 тыс. автомобилей. Информацией об остатках у всех не располагаю, могу лишь сказать, что легковых VW нет, остались только коммерческие. Как только сформируем цены, начнем продажи. Легковую технику придется завозить.

- Изменился ли ценник на автомобили?

- Цена выросла еще в декабре прошлого года, когда закончились распродажи. С января цены на автомобили, ввезенные в 2010г., увеличатся на величину таможенной пошлины. Если указ N546 будет отменен, придется взимать НДС, и стоимость увеличится на 20%. В любом случае в январе машины подорожают не менее чем на 40%, как и было заявлено в прошлом году.

- Начались ли поставки автомобилей в 2010г.?

- Нет. Мы не ошиблись, ожидая проблем с растаможкой в первых числах января, поэтому все, что могли ввезти, появилось в салонах в прошлом году. Сегодня импортеры выжидают. Когда определятся правила растаможки и механизм определения таможенной стоимости, будут сформированы новые цены на автомобили 2010 г.в. и начнется прием заказов.

- Ужесточится ли конкуренция с перегонщиками? Что смогут противопоставить им импортеры?

- В условиях неравных пошлин мы неспособны конкурировать с перегонщиками: схемы, по которым те будут работать, позволят им обеспечить более низкие цены на автомобили. В результате первые полгода мы не рассматриваем серьезных планов по реализации автомобилей физлицам, акцентируя внимание на работе с корпоративными клиентами и юрлицами.

- На что еще сделают упор в автосалонах, если продажи новых автомобилей физлицам на время остановятся?

- Импортеры ведут речь о продаже запчастей, дилеры - еще и об оказании услуг в ходе послепродажного обслуживания.

- Отстаивая свои интересы в неравной конкурентной борьбе, импортеры высказали намерение не принимать на гарантийное обслуживание автомобили, ввезенные в страну не импортерами. Вам не кажется, что эта позиция не позволит заработать на сервисных услугах?

- Импортеры и дилеры будут руководствоваться требованиями производителей. Гарантию предоставят машинам, соответствующим региону производства: в нашей стране - особые условия эксплуатации. К примеру, автомобили с нормами Евро-5, завезенные из Европы, не будут поддержаны по гарантии в соответствии с требованием завода. Если клиент будет обслуживаться на станции дилера, может быть принято решение о взятии автомобиля на гарантию.

- Сотрудники силовых структур уже озвучили готовность привлекать к уголовной ответственности юрлиц, поставляющих машины по «серым» схемам. Импортеров ожидают новые уголовные дела?

- Имея печальный опыт, импортеры вряд ли будут рисковать. А вот схемами ввоза машин физлицами, которые могут скрывать коммерческую цель использования поставленных ими автомобилей, силовикам, на мой взгляд, стоит поинтересоваться. Льготная пошлина предусмотрена в случае использования автомобиля в личных целях. Если государство выявит факт приобретения машины с целью выгоды (аренда, использование в бизнесе, продажа и пр.), это будет расценено как сокрытие от таможенных и налоговых платежей. Закон предусматривает арест незаконно ввезенного автомобиля даже у добросовестного покупателя, поэтому не стоит приобретать машину, ввезенную в 2010г., у физлица.

- Но перегонщики утверждают, будто бы работают по «белой» схеме, оказывая лишь услугу по доставке автомобиля: гражданин, сделавший заказ на конкретный автомобиль из Европы, самостоятельно растаможивает его на территории Беларуси…

- Госструктурам стоило бы поинтересоваться, каким образом организуется доставка и кто ее оплачивает, оформляются ли необходимые документы и пр. Схема, позиционируемая как «белая», может оказаться «серой». Особенно если стоимость услуг такого перегонщика невысока.

- Ожидаются ли массированные проверки в автосалонах?

- Импортеры и автосалоны всегда находились в сфере пристального внимания проверяющих структур, но, поскольку нацелены на законную деятельность, новых проверок не боятся.

- Планируются ли сокращения персонала автосалонов при резком падении продаж?

- Прошлый год был тяжелым, а нынешний может оказаться еще более сложным. Уверен, что все импортеры и автоцентры пересматривают расходы и планы по развитию. Сокращение затрат коснется всего, в т.ч. зарплаты. Однако персонал стоило бы сохранить: в случае выравнивания таможенных пошлин для юрлиц и физлиц в середине года мы видим перспективу развития. Наши люди - актив не менее важный, чем деньги. Да, возможна работа по сокращенному графику, снижение зарплат, но увольнений постараемся избежать.

СПРАВКА «БелГазеты». Сергей Михневич родился в 1968г. в Жодино. В 1992г. окончил БГУ по специальности «математика»; в холдинге «Атлант-М» - с 1994г. С 2005г. - директор ИП «Атлант-М Фарцойгхандель»; с 2006г. - председатель правления автомобильной ассоциации «БАА».



Дмитрий ОРЛЁНОК: «ПЕРЕГОНЩИКИ НЕ ТОРОПЯТСЯ ЕХАТЬ ЗА МАШИНАМИ»

- Как вам нынешняя ситуация на белорусском авторынке?

- Оценки давать тяжело: я отошел от автобизнеса в сторону более стабильных источников дохода, к тому же в новых правилах до сих пор нет ясности. Непонятно, к примеру, как будет происходить оформление машины, доставленной в адрес конкретного заказчика, который готов самостоятельно ее растаможить. В прошлые годы я работал по этой схеме, получая доход в виде платы за доставку машины, а не разницы в ее стоимости у нас и в Европе. По такому же принципу работают грузоперевозчики, которых не касается изменение правил игры при поставке товара, - это забота покупателя.

Хотя ввозные пошлины на автомобили для физлиц не поднялись, окончательной ясности у перегонщиков нет - люди живут слухами. Некоторые уверяют, что прежний формат работы в виде оказания услуги по доставке автомобиля остался в силе, однако точной информации у меня нет. Пока только заказчики изъявляют готовность купить в Европе подержанный автомобиль, однако за машинами в этом году никто не ездил. Ждут конкретизации обстановки после праздничных дней, когда перегонщики наконец разберутся, какие налоги их обяжут платить.

- Дилеры опасаются работать, предполагая введение неких уточнений - задним числом, что повлечет штрафные санкции в отношении тех, кто поторопился продать автомобиль…

- Согласен. Прежде чем заниматься работой в условиях Таможенного союза, стоит получить консультацию у сотрудников таможни, взглянув заодно на документы, регулирующие этот вид деятельности. Именно поэтому знакомые перегонщики не торопятся ехать за машинами. Пока нет ясности, лучше ничего не делать - себе дороже.

- Грядущее увеличение ввозных пошлин на автомобили спровоцировало небывалый покупательский ажиотаж и рост цен в конце минувшего года и в автосалонах, и на рынке подержанных машин. Тенденция продолжится и в этом году?

- Думаю, продажи снизятся, т.к. в конце прошлого года ввоз в Беларусь автомобилей заметно увеличился: предприниматели и юрлица стремились вложить в них все свободные средства. Сегодня машины стоят в ожидании покупателей, начинается обратная реакция: деньги надо вернуть. В результате ожидается падение цен. Дальнейшего роста приподнявшихся было ценников не ожидается, однако те игроки авторынка, которым понадобятся деньги, могут пойти на уступки. Ближе к лету, когда ожидается увеличение пошлин и для физлиц, цены могут подрасти.

- Менеджеры автосалонов разделяют ваше мнение, утверждая, что весной начнется «золотое» время для перегонщиков…

- Перед Новым годом они тоже говорили, что перегонщики потирают руки, а что в результате? Да, ценники чуть приподнялись, машины продавались немного быстрее. Но это позволило разве что вернуть потерянное в начале мирового финансового кризиса - только и всего. Не спорю, увеличение ввозных пошлин для физлиц несколько стимулирует продажи, но нового вала ожидать вряд ли стоит.

- Однако прогнозы об остановке продаж на некоторое время, похоже, сбываются: сотрудники ряда автосалонов заявили о желании осмотреться, прежде чем начать работу. Подготовились ли к такой ситуации импортеры?

- На мой взгляд, они были заняты ввозом автомобилей на белорусские склады в прошлом году. Убрав скидки, заняли выжидательную позицию. Очевидно, что снижать цены в ожидании их роста никто не будет, пусть лучше автомобили постоят несколько месяцев в салоне. Но если кому-то из импортеров понадобятся деньги, продадут дешевле. С подержанными автомобилями, кстати, такая же ситуация. Ценник в Европе в условиях кризиса ниже не стал, в результате покупатели не торопятся делать приобретение, надеясь на снижение цен. Получается, перегонщикам куда проще провести время дома, а не работать себе в убыток. Те, кто уже ввез машины, предлагает их по довольно высокой цене, снижая ее лишь в случае крайней необходимости.

- Появились ли у перегонщиков некие преимущества по сравнению с автосалонами в условиях неравенства ввозных таможенных пошлин?

- Только когда они оказывают покупателю услугу по доставке машины. Те же, кто ввозил автомобили с целью продажи на рынке, оказались в положении автосалонов. Очереди из покупателей сегодня ни у кого нет.

- Кто сегодня покупает подержанные автомобили, которые вот-вот могут подорожать: юрлица, представители среднего класса, менее состоятельные граждане, готовые взять банковский кредит?

- Лично мне звонят люди, готовые купить качественный автомобиль из Европы стоимостью $7-12 тыс. Логика граждан вполне ясна: через полгода машины могут подняться в цене, надо использовать время.

- Интересуются ли граждане автомобилями зарубежных брендов, собранными в России?

- На мой взгляд, в условиях доступности автомобилей из Европы российский автопром не особо актуален. Вот когда наших граждан поставят в более жесткие рамки - рассмотрим предложения российских заводов. Авторитет у «европейца» пока выше.

- А правоохранительные органы могут вмешаться в творящийся ныне хаос?

- Разумеется. Вот только речь идет не об официальных дилерах, уже переживших штрафы и уголовные дела, - для них «белые» схемы куда спокойней. О последствиях махинаций должны помнить перегонщики, предлагающие выступить в роли заказчика знакомому или родственнику. За плату такой человек растаможивает автомобиль, который впоследствии выставляется на рынок в поисках реального покупателя. Государство наверняка знает о таких нарушениях и примет контрмеры, введя, к примеру, запрет на отчуждение ввезенной машины в течение 2-3 лет.

Отдавая себе отчет, что со временем в одинаковых условиях придется работать всем, большинство игроков авторынка осознает: лучше поступать по закону, чем искать легких денег в оставшиеся полгода, а потом иметь проблемы. Многие прошли этот этап, пережив и увеличение налогов, и ужесточение контроля. Так же и сейчас: продажи снизятся, покупатели привыкнут к новым ценам, соберут дополнительные средства и начнут покупать, как это сегодня происходит в России.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Орленок родился в 1972г. в Новолукомле. В 1993г. окончил Крымское художественное училище; в 1998г. - БГЭУ по специальности «банковское дело». В 1998-2000гг. - начальник ревизионного отдела РУП «Минскавтозаправка», владелец СТО; в 2008-09гг. осуществлял услуги по перегону автомобилей из Европы, ныне - художник (дизайн интерьера, роспись стен, живопись).
Добавить комментарий
Проверочный код