Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№01 (724) 11 января 2010 г. Радости жизни

Стартап для творцов

11.01.2010
«Приятно даже просто взять в руки»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

7 января в минском Красном Костеле состоялась презентация нового литературного журнала «Верасень». Его инициаторы и создатели - Таварыства беларускай мовы и бард-поэт Эдуард Акулин - стремились заполнить мифическую пустующую нишу молодежных журналов, которые являлись бы стартовой площадкой для юных творцов. Сам Акулин так и определяет кредо журнала - мол, он должен давать молодым «разгон в грядущие выси белорусской литературы».

Грядущие выси белорусской литературы на этот раз расположились в уютном подвальчике Красного Костела. То ли в силу того, что на православное Рождество большинству ценителей литературы показалось наиболее оправданным отправиться именно в костел, то ли из-за неумолимого всеобщего желания праздника, то ли на почве неявного противовеса данного мероприятия (вход бесплатный) параллельно проходящему «каляднаму» концерту Змитера Войтюшкевича (вход небесплатный) случилось неожиданное - желающих порадоваться новому журналу оказалось чересчур много.

(На фото: Эдуард Акулин пообещал ценителям прекрасного, что своё пятилетие журнал «Верасень» отметит в самом Дворце Республики)

Эдуард Акулин в приветственной речи искренне извинился за то, что все «не помещаются», но отметить день рождения журнала именно здесь, «в этих намоленных стенах, где тесно, но свободно нашим белорусским душам», будет наиболее символично. Собравшимся он пообещал, что 5-летие журнала будет наверняка отмечено «во Дворце Республики - договорились?». «Договорились!» - радостно закричали бойкие бабушки на задних рядах. «Все исчезнет, - заметил Акулин, - останется только родное белорусское слово и наша вера в него!»

Полный энтузиазма, с воистину харизматичной целеустремленностью, Эдуард вывел на сцену людей в национальных белорусских костюмах, которые под фонограммное музыкальное сопровождение начали удивительно красивыми «песняроўскімі» голосами петь белорусские песни. Оказалось, что это удивительное явление - ансамбль «Пліса», который сам Акулин, по собственному признанию, любит неземной любовью. Сообщив, что «калядоўшчыкаў» раньше никогда не отпускали «ні з хаты, ні са сцэны без падарунку», он подарил ансамблю «торбу з пляшкай, каб дарога была не цяжкай» - и понеслось. Молодежи не хватает журналов, в которых можно публиковаться. Белорусам, тяготеющим к прекрасному, не хватает праздника. Именно эти вещи Эдуард Акулин решил совместить - и у него это странным образом получилось: мероприятие то срывалось в формат рождественского концерта (выступления бардов, песни-стихи), то превращалось в презентацию (выступления белорусских деятелей культуры, зачитывание поздравлений, обмен сувенирами и любезностями).

«Вы, наверное, могли бы подумать, что в названии журнала есть что-то осеннее? - объявил Акулин. - На самом деле «Верасень» - это от слова «вера». Под сенью веры!» Костел содрогнулся от аплодисментов. В середине зала появилась фигура поэта Анатолия Вертинского, который вдруг неожиданно громко и четко, отказавшись от микрофона, объявил, что помимо Рождества и презентации журнала сегодня еще один праздник - день рождения самого Эдуарда Акулина! «Давайте поаплодируем!» - вскричал он, размахивая подаренной книгой и вызывая овацию. В общем гомоне праздника выяснилось, что журнал еще и назван в честь сына Эдуарда Акулина (сына зовут Верас), что добавило в контекст некоторой семейственности - впрочем, все и так уже давно были, по сути, единой плотной семьей.

Все выступающие поздравляли журнал с выходом в печать, Эдуарда Акулина - с днем рождения и присутствующих - с Рождеством. Леонид Дранько-Майсюк вначале был грустным, но потом подарил Акулину что-то красивое и монолитное, сказав, что «гэта кубак УЕФА». Борис Петрович с мессианским значением заявил, что давно ждал человека, который наберется отваги открыть новый литературный журнал. Председатель ТБМ Олег Трусов признался, что Эдуард «сделал невозможное»: создал журнал всего за месяц, и при этом его «приятно не только почитать, но даже просто взять в руки». Действительно, все присутствующие держали журналы в руках, некоторые торжественно вынимали из него диски девушки-барда Татьяны Белоногой, голосистой, как Дженис Джоплин. Два отсутствующих на презентации, но вечно присутствующих в белорусской культуре классика - Нил Гилевич и Рыгор Бородулин - передали свои поздравления дистанционно (оба не очень хорошо себя чувствуют), от их имени зачитали бодрые стихи про юность. Леонид Дайнеко, предупредив зал, что он не «молодой поэт, а пожилой прозаик», прочитал поэму, которая вошла в журнал - все-таки, оказывается, там печатают не только молодых. Старшее поколение там тоже есть: выполняет функцию ориентира.

Возможно, поэтому молодежь в зале была не в особом большинстве. Рядом с корреспондентом «БелГазеты» сидела очень бойкая старушка, которая вела себя пободрее многих молодых поэтов - поддакивала особо удачным речам, после шуток радостно чеканила «О, маладзец!», а особо плотно столпившуюся в проходах молодежь, вытягивающую шеи в желании посмотреть и оценить вокально-поэтические способности девушки-барда Алеси Сивохиной, нежно разрекламированной Эдуардом Акуличем («Я позвонил ей, а потом ехал в машине с телефоном и слушал ее песню, которая у нее вместо звонка, а потом меня останавливает милиция - нельзя говорить за рулем - а я отвечаю: я же не говорю! Я слушаю признание в любви!»), утихомиривала едким: «І стаяць тут, і стаяць, і ідуць - а мы ж нічога не бачым». Но все это было как-то дружелюбно: кажется, это тот редкий случай, когда люди буквально сидят друг у друга на головах, но это не вызывает всеобщей ненависти и отчаяния.

Журнал «Верасень» пока выглядит как неплохой альманах современной молодой литературы. Будет ли его издание регулярным, станет ли он конкурентом тому же «Дзеяслову» - покажет время. Да и не в этом дело - главное, у людей праздник! «Какое счастье, что я пошел сюда, а не туда!» - делятся все впечатлениями, расходясь; и не очень понятно, о чем идет речь (видимо, был какой-то выбор? Или все-таки дело в концерте Войтюшкевича?), но не верить сложно. Да и вообще, красиво: основной зал костела весь вечер почти пуст, и вдруг в одну секунду из этого зала на улицу выходит чуть ли не полтысячи человек. Чудо? Разумеется, чудо.
Добавить комментарий
Проверочный код