Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№01 (724) 11 января 2010 г. Личный вкус

CD-обзор

11.01.2010
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* Open Space. «Deal With Silence» * Петля Пристрастия. «Всем доволен»

OPEN SPACE. «DEAL WITH SILENCE»

West Records, 2009


Дебютный полноформатный альбом англоязычной минской группы выходит на серьезном лейбле и оформлен так, будто это легенда брит-попа как минимум. Впрочем, Open Space - далеко не новички; хотя все годы существования коллектива почему-то казалось очень сложным представить себе их аудиторию. Для кого они поют свои англофильские стадионные гимны? Конечно, если аудиторию трудно представить, это вовсе не значит, что ее нет. Наверняка, она есть, но ее образ вызвать в сознании невозможно. Так же невозможно, как и понять, почему с развитием группы распевный брит-поп плавно перешел в постпанк, который сейчас невероятно популярен? Open Space вряд ли заинтересуют хипстеров, им не хватает «неудачниковости» и оголтелой невротичности: они делают ставку на стадионную распевность, мелодии и жесткий гитарный саунд.

Мелодии у них действительно есть, но слишком простенькие в плане музыкальной риторики, к которой обязывает выбор жанра. Песни строятся на размашистых последовательностях разнообразных интервалов, а не на разящих наповал цельных фразах. Этим, по сути, линейным мелодиям не хватает глубины и композиционной драмы (как у тех же постпанковских Editors). Да и с языком получается как-то странно: не то чтобы присутствовал акцент, тут что-то другое - как будто треть звуков выговаривается как-то не так, в особенности ломается восприятие t, th и g.

Это отчасти мешает наслаждению неплохими вокальными номерами вроде You Will Never Know. К счастью, сами тексты - складные и качественные. Такие же качественные, как и непривычно выхолощенная для Беларуси звукорежиссура и мощные инструментальные партии: слаженное звучание гитар и ритм-секции, бронебойные соло. В творчестве Open Space так много дани музыкальной моде, что неинтересно даже вычислять, на что это похоже (впрочем, кое-где проскальзывает давняя любовь музыкантов к некоторым мэтрам, особенно в U2-подобном гимне Hurricane и в неплохой песенке Busy, напоминающей Stereophonics) - это, вероятно, жанр «среднее арифметическое». Альбом оставляет впечатление добротной, дорогой и качественной работы над материалом, который, возможно, этого не заслужил.

ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ. «ВСЕМ ДОВОЛЕН»

Снегири, 2009


От сумрачной, ломаной музыки, чем-то похожей на Teqillajazz, эта белорусская группа тоже в конце концов пришла к постпанку и тут же получила в Москве клеймо «новых Joy Division»: то ли из-за конвульсивной сценической пластики вокалиста Ильи Черепко, то ли из-за общей невротичной атмосферы. Хотя «Петля», скорее, должна вызывать ассоциации с Editors и Interpol: коллектив играет мрачную, эмоциональную, красивую и шумную музыку о всяких психопатологических штуках. Отсюда и звучащее на диске знаменитое «Чем вы больны?» - «А ничем!» со старой психиатрической пластинки, классифицирующей бабушек с Альцгеймером, и очень точно переданное в музыке ощущение отчаяния, пустоты, едкой самоиронии и чего-то неясного, о котором сам Илья поет: «Что-то мутное, что-то не то, это что за херня, это что, б…дь, за хитросплетение?»

«Петля» прекрасно транслирует постпанковскую эстетику сумятицы, невнятности и психической неуравновешенности на русскоязычную культурную почву - в этом жанре они предельно честны и, несмотря на, пожалуй, чрезмерно изворотливые для рок-музыки метафоры, вовсе не кажутся выспренными и надуманными. При общей сложности мелодий и текстов они достигли удивительной простоты музыкального высказывания в целом, балансируя между сердечной болью и черным юмором с редким умением: «От сердца вся грусть. А вырежут - не поживешь!»

Не исключено, что в России (а диск издали именно там) юные читатели журнала «Афиша» растащат этот альбом на цитаты, чтобы писать в своих интернет-дневниках: «Как жаль, что я не Метерлинк, как жаль, что я не Спайдермен, хочу обратно в ракушку». Илья повествует от лица универсального эстета-неудачника, и его «я заражен, есть такая болезнь - причинение боли ближнему» не кажется ложью: вроде это про нас.

В музыкальном же плане у «Петли» вышла абсолютно гармоничная пластинка: великолепные мелодии, эмоциональный и яркий вокал, прекрасные тексты, филигранный баланс мягкости и шума - постпанк иногда превращается в настоящий гитарный нойз а-ля Sonic Youth. У Ильи в голосе есть и драма, и чувства; истории, которые он рассказывает - не выдуманные, а «Дышать и смотреть» - одна из лучших русскоязычных песен последнего времени, в ней нет абсолютно ни одного недостатка, и поклонники англоязычной музыки будут приятно удивлены, обнаружив, что все это может существовать и здесь, практически рядом. Про этот диск нельзя говорить «такого в Беларуси еще не было», потому что в России на самом деле такого тоже еще не было. Ну вот теперь будет: мы вырастили еще один экспортный бэнд, поздравляю.
Добавить комментарий
Проверочный код