Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№01 (724) 11 января 2010 г. Экономика

Эту отмыть или новую родить?

11.01.2010
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Отрадно, что среди главных уроков 2009г. белорусский президент назвал необходимость ускоренной модернизации экономики. Да и провозглашение 2010г. годом качества хоть и вполне по-советски, но отразило наступившую наконец обеспокоенность руководства республики ее состоянием. Кризис заставил понять, что возможности экстенсивного развития страны уже крайне ограниченны.

Но от осознания наличия проблемы до понимания ее сути и нахождения путей решения - дистанция громадного размера. И демонстрируемые правительством подходы к поиску путей оптимизма не внушают.

Во-первых, не осознается масштаб проблем. Президент с гордостью сообщил, что для модернизации уже «многое делается». Многое - это сколько процентов от потребности? Можно прикинуть. Для обеспечения стабильного роста ВВП в 10% и более в год по международным меркам нам необходимы ежегодные инвестиции в пределах Br40 трлн. На 2010г. из бюджета запланировано Br2,1 трлн. - около 2,5% общей потребности. Задание по привлечению иностранных инвестиций выполнено в 2009г. на 16,5%, и нет никаких оснований ожидать, что в нынешнем году поток сильно увеличится.

Инвестировать модернизацию такими темпами - все равно что снег сгребать с футбольного стадиона чайными ложками: суеты много, толку мало. До сих пор увеличение объемов на предприятиях достигалось фокусами с ценами (рынок был ненасыщен, цены завышали безбожно) и задействованием ранее не используемых мощностей. Такая «экономия» позволяла обходиться минимумом инвестиций. Сегодня повышать цены - себе дороже, можно потерять рынок. А использование предельно устаревших станков уж слишком повышает себестоимость и несет проблемы с качеством.

Во-вторых, не определена стратегия модернизации. Примеры «Горизонта» и «Интеграла» показали, что - при общем дефиците в республике средств для инвестиций - ресурсы государством инвестируются бессистемно и без достаточных обоснований. Приведенный президентом пример «Нафтана» и «Полимира» - далеко не единственный в республике образец тесной взаимосвязи предприятий-смежников. И инвестиции в любое предприятие имеют последствия для смежников. Такие последствия не учитываются и не просчитываются.

В-третьих, в республике слишком велика скрытая безработица, когда предприятия содержат персонал, без которого могут обойтись. Частично это обусловлено устаревшей структурой самих предприятий и нежеланием директоров идти на слияния. В результате родственные предприятия, утратив объемы и основных рабочих, почти полностью сохранили аппараты управления, многочисленные техслужбы, пустующие цеха и, соответственно, неконкурентоспособный уровень накладных расходов.

В итоге - потери рынков сбыта и собственных источников накоплений для модернизации. В приборостроении, например, экономически целесообразно немедленно закрыть не менее половины предприятий, передав их производственную программу, основных рабочих и некоторое количество технических кадров на оставшиеся.

Другую часть проблемы составляет давление госструктур с целью не допустить массовых сокращений. Долговременное такое давление привело к тому, что скрытая безработица приняла структурный характер: при общей нехватке в 2007-08гг. станочников рабочих мест для «конторы» было явно недостаточно. Проводить модернизацию без оптимизации численности работающих невозможно: продукция все равно останется неконкурентоспособной. Оптимизировать численность - получить безработицу на уровне 10-12%, не имея средств для борьбы с ней.

В-четвертых, модернизация невозможна без широкого освоения новых технологий и производства новых продуктов. Возложение правительством обязанности проводить эту работу на предприятия необоснованно: для ее выполнения требуется команда специалистов разного профиля. Такими полноценными командами подавляющее число предприятий сегодня не располагает. На Западе в таких случаях широко применяется привлечение специализированных инженерных фирм. У нас таких нет.

В-пятых, для широкого внедрения современного оборудования необходима организация его ремонта и сервисного обслуживания. Причем выполнять его должны не заводские наладчики (это невозможно), а специализированные фирмы. Их нет.

И наконец, насчет «года качества». Это в ремесленном производстве качество продукции определяется квалификацией и добросовестностью работников. В современной промышленности качество продукции определяется уровнем применяемых технологий. А технологии сильно зависят от уровня применяемого оборудования. Не случайно в ЕС в критически зависящих от качества продукции отраслях запрещено применение оборудования старше пяти лет. При возрастной структуре нашего станочного парка «год качества» - просто демагогия.

Без организации системной работы и организации принципиально другой системы управления промышленностью модернизация нашей экономики невозможна. Разве что имитация модернизации. Так это не ново, это мы и на «Горизонте» с «Интегралом» видели.
Добавить комментарий
Проверочный код