Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№01 (724) 11 января 2010 г. Экономика

Эту отмыть или новую родить?

11.01.2010
Очевидное и невероятное

Александр ОБУХОВИЧ

Отрадно, что среди главных уроков 2009г. белорусский президент назвал необходимость ускоренной модернизации экономики. Да и провозглашение 2010г. годом качества хоть и вполне по-советски, но отразило наступившую наконец обеспокоенность руководства республики ее состоянием. Кризис заставил понять, что возможности экстенсивного развития страны уже крайне ограниченны.

Но от осознания наличия проблемы до понимания ее сути и нахождения путей решения - дистанция громадного размера. И демонстрируемые правительством подходы к поиску путей оптимизма не внушают.

Во-первых, не осознается масштаб проблем. Президент с гордостью сообщил, что для модернизации уже «многое делается». Многое - это сколько процентов от потребности? Можно прикинуть. Для обеспечения стабильного роста ВВП в 10% и более в год по международным меркам нам необходимы ежегодные инвестиции в пределах Br40 трлн. На 2010г. из бюджета запланировано Br2,1 трлн. - около 2,5% общей потребности. Задание по привлечению иностранных инвестиций выполнено в 2009г. на 16,5%, и нет никаких оснований ожидать, что в нынешнем году поток сильно увеличится.

Инвестировать модернизацию такими темпами - все равно что снег сгребать с футбольного стадиона чайными ложками: суеты много, толку мало. До сих пор увеличение объемов на предприятиях достигалось фокусами с ценами (рынок был ненасыщен, цены завышали безбожно) и задействованием ранее не используемых мощностей. Такая «экономия» позволяла обходиться минимумом инвестиций. Сегодня повышать цены - себе дороже, можно потерять рынок. А использование предельно устаревших станков уж слишком повышает себестоимость и несет проблемы с качеством.

Во-вторых, не определена стратегия модернизации. Примеры «Горизонта» и «Интеграла» показали, что - при общем дефиците в республике средств для инвестиций - ресурсы государством инвестируются бессистемно и без достаточных обоснований. Приведенный президентом пример «Нафтана» и «Полимира» - далеко не единственный в республике образец тесной взаимосвязи предприятий-смежников. И инвестиции в любое предприятие имеют последствия для смежников. Такие последствия не учитываются и не просчитываются.

В-третьих, в республике слишком велика скрытая безработица, когда предприятия содержат персонал, без которого могут обойтись. Частично это обусловлено устаревшей структурой самих предприятий и нежеланием директоров идти на слияния. В результате родственные предприятия, утратив объемы и основных рабочих, почти полностью сохранили аппараты управления, многочисленные техслужбы, пустующие цеха и, соответственно, неконкурентоспособный уровень накладных расходов.

В итоге - потери рынков сбыта и собственных источников накоплений для модернизации. В приборостроении, например, экономически целесообразно немедленно закрыть не менее половины предприятий, передав их производственную программу, основных рабочих и некоторое количество технических кадров на оставшиеся.

Другую часть проблемы составляет давление госструктур с целью не допустить массовых сокращений. Долговременное такое давление привело к тому, что скрытая безработица приняла структурный характер: при общей нехватке в 2007-08гг. станочников рабочих мест для «конторы» было явно недостаточно. Проводить модернизацию без оптимизации численности работающих невозможно: продукция все равно останется неконкурентоспособной. Оптимизировать численность - получить безработицу на уровне 10-12%, не имея средств для борьбы с ней.

В-четвертых, модернизация невозможна без широкого освоения новых технологий и производства новых продуктов. Возложение правительством обязанности проводить эту работу на предприятия необоснованно: для ее выполнения требуется команда специалистов разного профиля. Такими полноценными командами подавляющее число предприятий сегодня не располагает. На Западе в таких случаях широко применяется привлечение специализированных инженерных фирм. У нас таких нет.

В-пятых, для широкого внедрения современного оборудования необходима организация его ремонта и сервисного обслуживания. Причем выполнять его должны не заводские наладчики (это невозможно), а специализированные фирмы. Их нет.

И наконец, насчет «года качества». Это в ремесленном производстве качество продукции определяется квалификацией и добросовестностью работников. В современной промышленности качество продукции определяется уровнем применяемых технологий. А технологии сильно зависят от уровня применяемого оборудования. Не случайно в ЕС в критически зависящих от качества продукции отраслях запрещено применение оборудования старше пяти лет. При возрастной структуре нашего станочного парка «год качества» - просто демагогия.

Без организации системной работы и организации принципиально другой системы управления промышленностью модернизация нашей экономики невозможна. Разве что имитация модернизации. Так это не ново, это мы и на «Горизонте» с «Интегралом» видели.
Добавить комментарий
Проверочный код