Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№01 (724) 11 января 2010 г. Экономика

Победный план подбит

11.01.2010
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Собравшись на последнее в 2009г. заседание, члены белорусского правительства убедили друг друга в том, что комплекс мер, создающий «организованную основу для достижения в 2010г. запланированного роста ВВП на 11-13%», сформирован. После чего правительство и Нацбанк утвердили совместный план действий по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2010г. Однако даже невооруженным глазом видно, что прогноз сшит белыми нитками.

В плане совместных действий сделана ставка на меры по радикальной либерализации ценообразования, расширению приватизации и административному стимулированию директората госпредприятий. Но вряд ли эти меры можно назвать решающими для достижения прогнозных экономических ориентиров. Как известно, экономический рост в небольшой и открытой белорусской экономике определяется прежде всего внешнеэкономической конъюнктурой, и поэтому повышение спроса со стороны основных внешнеторговых партнеров республики ведет к повышению темпов экономического роста.

Однако ни в России, ни в ЕС, являющихся основными внешнеторговыми партнерами Беларуси, пока заметного экономического роста в 2010г. не ждут. Поступают лишь хорошие новости с рынка нефти и нефтепродуктов, цены на которые стали расти. Но и эта новость обернется большой удачей для экономики республики только в том случае, если Россия откажется от использования экспортных пошлин в Таможенном союзе или хотя бы согласится сохранить прежние условия поставки сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Пока нет ни того, ни другого.

Поэтому реально правительству следовало бы сделать акцент на повышении конкурентоспособности других товаров, экспортируемых Беларусью на внешние рынки, чтобы в конечном счете страна могла добиться уменьшения дефицита платежного баланса по счету текущих операций. Однако о таких мерах пока ничего не известно. Зато становится понятным то отчаянное упорство, с которым белорусское правительство бросилось отвоевывать у России нефтяные преференции с самого начала года. Хотя на заседании Совмина об этом не было сказано ни слова.

Премьер Сергей Сидорский напирал на организационные факторы будущего успеха в экономике. «Главное, что сделано - это подготовлены бизнес-планы развития предприятий на 2010г. Отдельно рассматриваются инновационные программы и проекты», - цитирует агентство «Интерфакс-Запад» заявление главы правительства, положившее начало заседанию Совмина. Но, как оказалось, не все разделяют эту премьерскую убежденность. Например, председатель правления Нацбанка Петр Прокопович откровенно разочаровал премьера: «Потребность в кредитовании инвестиционных проектов незначительная. Она не отвечает прогнозным показателям».

Имеющиеся же проекты Нацбанк готов щедро финансировать. Прежде всего, жилищное строительство, стимулирующее внутренний спрос в национальной экономике. Так, Нацбанк взял повышенные обязательства по выделению финансовых ресурсов «Беларусбанку» и «Бел-агропромбанку», необходимых для выдачи льготных жилищных кредитов населению, - соответственно Br5,53 трлн. и Br1,27 трлн. Но когда вице-премьер Андрей Кобяков предложил снизить среднюю ставку по новым рублевым кредитам до 12% годовых уже в I полугодии 2010г., ссылаясь на действия Центробанка России, Петр Прокопович решительно отказался. Ему пришлось объяснить, что в своей дисконтной политике Нацбанк должен оглядываться не на действия коллег-соседей, а на ряд объективных факторов. В первую очередь на уровень инфляции: «Если в январе и феврале сформируется высокий уровень инфляции, это не позволит быстро снижать процентные ставки».

Далее главный банкир страны пояснил, что стоимость кредитных ресурсов в немалой степени зависит от ставки по депозитам для населения. Пока эти ресурсы дороги (годовая ставка доходит до 23-25%), банки не имеют возможности снижать ставку по кредитам. Тем более что их доля - в общем объеме пассивов - составляет больше 1/3. Сначала банкам следует изыскать дополнительные внешние источники дешевой ликвидности, чтобы затем снизить долю депозитов населения в пассивах.

Определяющее влияние на уровень процентных ставок в 2010г., по мнению Прокоповича, будет оказывать ход выполнения задания по обеспечению положительного сальдо платежного баланса, в основном за счет прямых иностранных инвестиций. Но правительство заявляет об имеющемся на сегодня дефиците средств (и их источников) для инвестиций в основной капитал. «Нам необходимо закрыть разрыв в инвестициях в объеме $2,7 млрд. Других источников, кроме иностранных инвестиций, у нас нет», - сообщил Кобяков. Иначе прирост инвестиций в основной капитал будет обеспечен только в пределах 10%, в то время как по утвержденному прогнозу требуется темп прироста в 23-25%. Осталось только определить, кто будет занимать деньги, поскольку правительство отказалось привлекать госкредиты. И у кого будем занимать, в связи с тем что риски кредитования для реального сектора остаются довольно высокими в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса.

Конец дискуссии положил премьер Сергей Сидорский, рекомендовав «перейти от точечного привлечения инвестиций» к «широкомасштабному международному инвестиционному сотрудничеству». Процентные ставки было решено сближать с уровнем развития экономики «максимально», но «постепенно». Руководителей предприятий стимулировать рублем и наказывать отлучением от должности в случае невыполнения прогнозных показателей. На основе этих ценных указаний и был сформирован план совместных действий правительства и Нацбанка, в успешной реализации которого приказано не сомневаться.
Добавить комментарий
Проверочный код