Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (722) 21 декабря 2009 г. Тема недели

Тотальный CTRL

21.12.2009
 


Единственной информационной сферой, не подконтрольной власти, Интернет был до 2003г., пока в соответствии с новым проектом Закона «О средствах массовой информации» в Беларуси он не был приравнен к СМИ. Еще тогда министр информации Владимир Русакевич заявил «Интерфаксу», что«атака на СМИ, вещающие в виртуальном пространстве - лишь вопрос времени».

Отдел цензуры

О том, что информацию в Сети нужно «регулировать», говорил даже предшественник Владимира Русакевича Михаил Подгайный, при котором были закрыты или приостановлены по различным причинам около двух десятков газет и вынесено более трех десятков предупреждений печатным изданиям. «Технически это возможно. Закладывается определенный пароль имени в Интернете - и определенная информация на территории Беларуси распространяться не будет. Все это делается достаточно просто», - заявил Подгайный незадолго до своей отставки в интервью газете «Обозреватель».

Простота перекрывания доступа к неугодным веб-сайтам белорусских пользователей объясняется монополизмом «Белтелекома». Противники закона предполагают, что контрольная репетиция (официально названная «техническими неполадками») была успешно проведена в день президентских выборов - 9 сентября 2001г., когда интернет-пользователи лишились доступа ко всем без исключения новостным независимым ресурсам.

В 2008г. предупреждение уже было неголословным - о том, что через некоторое время дойдет очередь и до регулирования государством интернет-пространства, упомянул текст нового Закона «О СМИ», который начал действовать с 8 февраля 2009г. Хотя двумя днями раньше первый замглавы Мининформа Лилия Ананич заявила, что «сегодня в Министерстве информации нет работы по разработке какого бы то ни было нормативно-правового акта по регулированию деятельности интернет-СМИ. Такой необходимости у государства нет».

Тогда же председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина обнадежила общественность, что «в любой момент ситуация может измениться, но пока нет угрозы жесткого регулирования Интернета. Это благодаря тому, что эти проблемы обрели характер публичности».

Ситуация начала меняться в начале нынешнего декабря, когда анонимный источник в администрации президента сообщил интернет-ресурсу «Белорусский партизан» о разработке концепции противодействия оппозиции в Интернете, которую поручили Оперативно-аналитическому центру при президенте РБ.

Пользователи тут же вспомнили, что в последнее время на форумах независимых интернет-сайтов резко активизировались «комментаторы», создающие негативный фон оппозиции, всячески дискредитирующие ее активистов и ставящие под сомнение любую информацию, критикующую власть. И заговорили о конце либерализации, а заодно и о глобальном Ctrl+A с последующим Shift+Del.

А 14 декабря 2009г. в распоряжение «Нашай Нiвы» попал текст проекта Указа «О мерах по усовершенствованию использования национального сегмента национальной компьютерной сети Интернет».

КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

По мнению руководителя госпрограммы «Электронная Беларусь» Михаила Дорошевича, большинство статей проекта указа повторяют уже действующие в отношении Интернета правила, главное из которых - за все несут ответственность провайдеры. Из нововведений обращает на себя внимание неоднозначная возможность ограничивать доступ пользователей к какому-либо интернет-ресурсу «по просьбам граждан»: «Отдельные пользователи могут сказать, что им не нравится этот ресурс, и провайдер должен не допускать к этому ресурсу пользователей. Я здесь вижу очень много подвохов. Если госчиновникам какой-то ресурс не понравится и они скажут: «Мы считаем, что к этому ресурсу надо ограничить доступ» - провайдер будет вынужден выполнить это пожелание».

Более категоричен в оценке возможных последствий принятия указа в интервью «Завтра твоей страны» зампред Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец: «Этот указ направлен не только на регулирование деятельности интернет-ресурсов с функцией СМИ, он будет регулировать интернет-пространство Беларуси вообще, в т.ч. и поведение пользователей Интернета. Этот документ является попыткой установить тотальный контроль за национальным сегментом глобальной сети Интернет, поскольку он предусматривает все меры для того, чтобы очень серьезно изменить условия деятельности в интернет-пространстве.

Во-первых, предусмотрена регистрация интернет-ресурсов, для поставщиков услуг Интернета выработаны обязательства, которых они должны придерживаться, например идентифицировать пользователя, блокировать, если говорить прямым текстом, деятельность тех ресурсов, которые могут показаться подозрительными уполномоченным государственным органам, разыскным, оперативно-разыскным органам, прокуратуре, налоговым органам… Указ направлен на контроль деятельности всех сегментов Интернета - и поставщиков интернет-услуг, и интернет-ресурсов, и интернет-пользователей, причем даже в интернет-кафе. Это показывает, что Беларусь не зря изучала зарубежный опыт»
.

Еще когда только обсуждалась возможность регулирования Интернета, говорилось об изучении зарубежного опыта, в первую очередь китайского. Владимир Русакевич, бывший до назначения министром информации послом в Китае (указом президента он освобожден от должности министра информации в начале декабря т.г. - «БелГазета»), настаивал на исключительной полезности для Беларуси китайского опыта преобразований и реформ. А опыт этот отлично проиллюстрировал 30 ноября 2009г. портал europeanbelarus.org, сравнив два скриншота (снимок экрана. - «БелГазета») результатов поиска сервиса Google Images на запрос «Тяньаньмэн».

 


В то время как американский Google выдавал реальные фотографии кровавой расправы над студенческой демонстрацией в Пекине в 1989г., китайский Google на этот же запрос скармливал пользователям фото улыбающихся людей и помпезных праздничных мероприятий.

Кроме того, в последнем докладе Госдепартамента США о нарушении прав человека в КНР в качестве примера приведены, в частности, необоснованно жесткие наказания пользователей Интернета, нарушивших установленные китайским правительством правила поведения в Сети - в первую очередь это посещение и создание веб-сайтов неугодной властям политтематики.

Согласно проекту белорусского указа, в трехмесячный срок после опубликования Совмин должен обеспечить регламентацию деятельности информресурсов Байнета, а также представить сведения о собственниках информационных ресурсов. «Пока указ не принят, заинтересованные лица должны каким-то образом повлиять на то, чтобы он так и не был принят, или на то, чтобы, во всяком случае, самые одиозные положения из него были исключены», - рекомендует Бастунец.
Добавить комментарий
Проверочный код