Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (722) 21 декабря 2009 г. Тема недели

«Беларусь не первопроходец в регулировании Интернета»

21.12.2009
 
Максим ИВАЩЕНКО

Предположениями о том, как будет действовать новый Указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет», с корреспондентом «БелГазеты» поделился партнер юридической группы «АргументЪ» Дмитрий МАТВЕЕВ.

- На какие интернет-СМИ может распространиться указ, проект которого появился в Сети?

- Проект указа распространяется на правоотношения, в которые вовлечены различные субъекты: операторы электросвязи, иные лица, оказывающие услуги по использованию сети Интернет, пользователи, под которыми понимаются как юридические, так и физические лица, госорганы. Что касается т.н. интернет-СМИ - средств массовой информации, распространяемых через Интернет, - то проект указа устанавливает Совмину лишь четкий срок для разработки порядка госрегистрации таких интернет-СМИ - шесть месяцев. Необходимость такой регистрации была заложена ранее Законом «О средствах массовой информации», однако до настоящего момента госрегистрация интернет-СМИ не производилась в силу отсутствия соответствующего постановления правительства.

- Будут ли рассматриваться в качестве ресурсов национального сегмента Интернета не зарегистрированные в качестве СМИ информационные сайты и блоги пользователей?

- Проект указа не содержит таких терминов, как «сайт» или «блог». Однако полагаю, что независимо от наличия регистрации в качестве СМИ сайт или блог должен соответствовать определенным требованиям. Такой вывод позволяет сделать норма проекта указа, в соответствии с которой поставщики услуг сети Интернет ограничивают доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности, разжигание национальной и религиозной розни, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

- Каков международный опыт в правовой сфере, регулирующей Интернет?

- Говорить о нормах международного права, обязательных для всех государств, в настоящее время не приходится. Если рассматривать правовое регулирование общественных отношений, связанных с Интернетом, отдельных государств - оно неоднородно и обширно. Вопросы, ставшие объектом правового регулирования, связаны с распространением объектов интеллектуальной собственности в Интернете, персональными данными, размещением вредоносного контента и т.д. Остро стоит вопрос юрисдикции, т.е. определения, орган какого государства уполномочен рассматривать спор, связанный с сетью Интернет.

Например, суд Германии признал, что иностранец может быть признан нарушающим немецкое законодательство при размещении на своем сайте материалов, отрицающих факт холокоста, при условии, что этот сайт доступен в Германии. Юрисдикция Великобритании была признана в отношении действий лица, размещавшего порнографические материалы на сайте в США, на том основании, что, во-первых, он передавал материалы на сайт из Великобритании и, во-вторых, полиция смогла загрузить эти материалы, находясь в Великобритании.

- Как прокомментируете мнение, будто указ создается только для запугивания и никакого правового содержания в нем нет?

- Бессодержательных нормативных правовых актов не существует.

- Каковы основные юридические новшества указа?

- Во-первых, проект указа предусматривает обязанность поставщиков услуг сети Интернет идентифицировать пользователей Сети и хранить информацию об идентификации не менее одного года. Во-вторых, проектом документа заложена возможность приостанавливать и прекращать оказание услуг с использованием сети Интернет в отношении поставщиков услуг Сети и даже ее пользователей в случае нарушения ими требований указа и иного законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет.

В-третьих, данный проект обязывает поставщиков услуг сети Интернет по запросу пользователя ограничить доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности; разжигание национальной и религиозной розни; организацию незаконной миграции и торговлю людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством. В-четвертых, проектом разрешается достаточно интересная проблема разграничения ответственности между участниками информационного обмена в сети Интернет. Так, ответственность за содержание информации, размещаемой и передаваемой в национальном сегменте Интернета, несут лица, разместившие эту информацию, а поставщики услуг Сети - за непринятие мер по ограничению ее распространения в соответствии с законодательными актами.

- Можно ли говорить, будто ужесточение деятельности интернет-СМИ - белорусское новшество?

- Проект указа не регулирует напрямую интернет-СМИ, а только содержит поручение правительству разработать нормативный правовой акт об их госрегистрации. Соответственно, основной блок законодательства следует искать в Законе «О СМИ». Согласно указанному закону, статус СМИ не только обязывает, но и дает определенные права.

Присвоить статус первопроходца Беларуси в правовом регулировании интернет-отношений не получится: норма проекта указа об обязательной идентификации интернет-пользователей является нормой для многих стран в течение нескольких лет. Обязательная идентификация пользователей предусмотрена в директиве Евросоюза от 15 марта 2006г. До ее принятия в Италии провайдеры сохраняли пользовательские данные в течение четырех лет, в Ирландии - три года. Во Франции недавно принят закон, согласно которому пользователи могут быть отключены от сети Интернет.

В Индии по запросу правительства интернет-провайдеры блокируют отдельные блоги, из-за путаницы - порой даже целые блог-хостинги. Власти Турции периодически блокируют сайт YouTube. А законопроекты еще более экзотичны. В ФРГ, например, предлагалось запретить регистрировать электронную почту на вымышленное лицо.

- Можно ли вообще ограничить Интернет, ведь далеко не все сайты, описывающие жизнедеятельность в Беларуси, зарегистрированы в этой стране; как быть, если недостоверная информация распространена через сайт, зарегистрированный, скажем, в Новой Зеландии?

- Согласно статистике, белорусский пользователь чаще ходит на зарубежные сайты, чем на отечественные. Прежде всего речь идет о российских ресурсах. Следовательно, доходы зарубежных сайтов, в т.ч. от рекламы, от платных сервисов, - упущенная выгода для белорусского бюджета. Значит, нужно разрабатывать меры, в т.ч. законодательные, которые сделают выгодным создание белорусских сайтов, их размещение в Беларуси. Что касается ограничений, то доступ к тем или иным ресурсам в сети Интернет можно осуществить с той или иной степенью эффективности.

- Насколько жестко регламентирована деятельность интернет-источников в Беларуси в настоящее время, часто ли преследуются по закону журналисты интернет-изданий, администраторы сайтов или блогеры, опубликовавшие информацию, признанную недействительной или порочащей честь и достоинство некоей персоны?

- Гражданское законодательство предусматривает, что ответственность несет лицо, распространившее недостоверные и порочащие сведения. Основная проблема, на мой взгляд, - неопределенность: кого считать распространителем - владельца сайта, форума или лицо, разместившее информацию? Проблемы могут возникнуть с установлением автора сообщения и владельца сайта, форума. Законодательство в рассматриваемом вопросе является очень лаконичным, поскольку Закон «О СМИ» не распространяется в настоящий момент на интернет-сайты.

- Какие иски предъявляются руководителям или авторам интернет-изданий?

- Как правило, о защите деловой репутации, а также иски, связанные с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности.

- И какова судебная практика по подобным искам?

- Ныне не так много судебных дел, чтобы говорить о сложившейся практике. Некоторые вопросы остаются открытыми, к примеру: должен ли нести ответственность владелец доменного имени, если на сайте, куда оно указывает, размещена информация, порочащая деловую репутацию или контрафактный объект интеллектуальной собственности?

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Матвеев родился в 1981г. в Барановичах. В 2004г. окончил Европейский гуманитарный университет по специальности «право», аспирантуру Института государства и права НАН Беларуси. Аттестован Минюстом. Практикующий юрист. Партнер юридической группы «АргументЪ». Автор ряда научных и практических статей на юридическую тематику в отечественной и зарубежной печати.
Добавить комментарий
Проверочный код