Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№50 (722) 21 декабря 2009 г. Тема недели

«Беларусь не первопроходец в регулировании Интернета»

21.12.2009
 
Максим ИВАЩЕНКО

Предположениями о том, как будет действовать новый Указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет», с корреспондентом «БелГазеты» поделился партнер юридической группы «АргументЪ» Дмитрий МАТВЕЕВ.

- На какие интернет-СМИ может распространиться указ, проект которого появился в Сети?

- Проект указа распространяется на правоотношения, в которые вовлечены различные субъекты: операторы электросвязи, иные лица, оказывающие услуги по использованию сети Интернет, пользователи, под которыми понимаются как юридические, так и физические лица, госорганы. Что касается т.н. интернет-СМИ - средств массовой информации, распространяемых через Интернет, - то проект указа устанавливает Совмину лишь четкий срок для разработки порядка госрегистрации таких интернет-СМИ - шесть месяцев. Необходимость такой регистрации была заложена ранее Законом «О средствах массовой информации», однако до настоящего момента госрегистрация интернет-СМИ не производилась в силу отсутствия соответствующего постановления правительства.

- Будут ли рассматриваться в качестве ресурсов национального сегмента Интернета не зарегистрированные в качестве СМИ информационные сайты и блоги пользователей?

- Проект указа не содержит таких терминов, как «сайт» или «блог». Однако полагаю, что независимо от наличия регистрации в качестве СМИ сайт или блог должен соответствовать определенным требованиям. Такой вывод позволяет сделать норма проекта указа, в соответствии с которой поставщики услуг сети Интернет ограничивают доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности, разжигание национальной и религиозной розни, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

- Каков международный опыт в правовой сфере, регулирующей Интернет?

- Говорить о нормах международного права, обязательных для всех государств, в настоящее время не приходится. Если рассматривать правовое регулирование общественных отношений, связанных с Интернетом, отдельных государств - оно неоднородно и обширно. Вопросы, ставшие объектом правового регулирования, связаны с распространением объектов интеллектуальной собственности в Интернете, персональными данными, размещением вредоносного контента и т.д. Остро стоит вопрос юрисдикции, т.е. определения, орган какого государства уполномочен рассматривать спор, связанный с сетью Интернет.

Например, суд Германии признал, что иностранец может быть признан нарушающим немецкое законодательство при размещении на своем сайте материалов, отрицающих факт холокоста, при условии, что этот сайт доступен в Германии. Юрисдикция Великобритании была признана в отношении действий лица, размещавшего порнографические материалы на сайте в США, на том основании, что, во-первых, он передавал материалы на сайт из Великобритании и, во-вторых, полиция смогла загрузить эти материалы, находясь в Великобритании.

- Как прокомментируете мнение, будто указ создается только для запугивания и никакого правового содержания в нем нет?

- Бессодержательных нормативных правовых актов не существует.

- Каковы основные юридические новшества указа?

- Во-первых, проект указа предусматривает обязанность поставщиков услуг сети Интернет идентифицировать пользователей Сети и хранить информацию об идентификации не менее одного года. Во-вторых, проектом документа заложена возможность приостанавливать и прекращать оказание услуг с использованием сети Интернет в отношении поставщиков услуг Сети и даже ее пользователей в случае нарушения ими требований указа и иного законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет.

В-третьих, данный проект обязывает поставщиков услуг сети Интернет по запросу пользователя ограничить доступ к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности; разжигание национальной и религиозной розни; организацию незаконной миграции и торговлю людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством. В-четвертых, проектом разрешается достаточно интересная проблема разграничения ответственности между участниками информационного обмена в сети Интернет. Так, ответственность за содержание информации, размещаемой и передаваемой в национальном сегменте Интернета, несут лица, разместившие эту информацию, а поставщики услуг Сети - за непринятие мер по ограничению ее распространения в соответствии с законодательными актами.

- Можно ли говорить, будто ужесточение деятельности интернет-СМИ - белорусское новшество?

- Проект указа не регулирует напрямую интернет-СМИ, а только содержит поручение правительству разработать нормативный правовой акт об их госрегистрации. Соответственно, основной блок законодательства следует искать в Законе «О СМИ». Согласно указанному закону, статус СМИ не только обязывает, но и дает определенные права.

Присвоить статус первопроходца Беларуси в правовом регулировании интернет-отношений не получится: норма проекта указа об обязательной идентификации интернет-пользователей является нормой для многих стран в течение нескольких лет. Обязательная идентификация пользователей предусмотрена в директиве Евросоюза от 15 марта 2006г. До ее принятия в Италии провайдеры сохраняли пользовательские данные в течение четырех лет, в Ирландии - три года. Во Франции недавно принят закон, согласно которому пользователи могут быть отключены от сети Интернет.

В Индии по запросу правительства интернет-провайдеры блокируют отдельные блоги, из-за путаницы - порой даже целые блог-хостинги. Власти Турции периодически блокируют сайт YouTube. А законопроекты еще более экзотичны. В ФРГ, например, предлагалось запретить регистрировать электронную почту на вымышленное лицо.

- Можно ли вообще ограничить Интернет, ведь далеко не все сайты, описывающие жизнедеятельность в Беларуси, зарегистрированы в этой стране; как быть, если недостоверная информация распространена через сайт, зарегистрированный, скажем, в Новой Зеландии?

- Согласно статистике, белорусский пользователь чаще ходит на зарубежные сайты, чем на отечественные. Прежде всего речь идет о российских ресурсах. Следовательно, доходы зарубежных сайтов, в т.ч. от рекламы, от платных сервисов, - упущенная выгода для белорусского бюджета. Значит, нужно разрабатывать меры, в т.ч. законодательные, которые сделают выгодным создание белорусских сайтов, их размещение в Беларуси. Что касается ограничений, то доступ к тем или иным ресурсам в сети Интернет можно осуществить с той или иной степенью эффективности.

- Насколько жестко регламентирована деятельность интернет-источников в Беларуси в настоящее время, часто ли преследуются по закону журналисты интернет-изданий, администраторы сайтов или блогеры, опубликовавшие информацию, признанную недействительной или порочащей честь и достоинство некоей персоны?

- Гражданское законодательство предусматривает, что ответственность несет лицо, распространившее недостоверные и порочащие сведения. Основная проблема, на мой взгляд, - неопределенность: кого считать распространителем - владельца сайта, форума или лицо, разместившее информацию? Проблемы могут возникнуть с установлением автора сообщения и владельца сайта, форума. Законодательство в рассматриваемом вопросе является очень лаконичным, поскольку Закон «О СМИ» не распространяется в настоящий момент на интернет-сайты.

- Какие иски предъявляются руководителям или авторам интернет-изданий?

- Как правило, о защите деловой репутации, а также иски, связанные с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности.

- И какова судебная практика по подобным искам?

- Ныне не так много судебных дел, чтобы говорить о сложившейся практике. Некоторые вопросы остаются открытыми, к примеру: должен ли нести ответственность владелец доменного имени, если на сайте, куда оно указывает, размещена информация, порочащая деловую репутацию или контрафактный объект интеллектуальной собственности?

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Матвеев родился в 1981г. в Барановичах. В 2004г. окончил Европейский гуманитарный университет по специальности «право», аспирантуру Института государства и права НАН Беларуси. Аттестован Минюстом. Практикующий юрист. Партнер юридической группы «АргументЪ». Автор ряда научных и практических статей на юридическую тематику в отечественной и зарубежной печати.
Добавить комментарий
Проверочный код