Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (722) 21 декабря 2009 г. События. Оценки

ЕС опять недолюбили

21.12.2009
Прогресс Беларуси признан недостаточным

Родион РАСКОЛЬНИКОВ

Ругательную резолюцию, принятую 17 декабря Европарламентом в отношении Беларуси, можно было бы воспринять как очередной тревожный симптом сворачивающейся здесь либерализации. Раз уж европейцы принимают третью по счету за год петицию о нарушении прав человека, значит, совсем опустились руки - Европа настраивается на конфронтацию. Однако параллельно с этим Еврокомиссия удовлетворила июньский запрос Беларуси о выделении 200 млн. евро (деньги нам теперь важнее, чем слова). Да и сама резолюция при тщательном рассмотрении выявляет ряд интересных нюансов.

Разделение ролей в Европе на мягкую, ищущую компромиссов (Еврокомиссия), и жесткую, видящую во всем лишь проблемы (Европарламент), существовало еще до выборов нового состава европейских депутатов летом 2009г. Даже сами держатели мандатов называют себя «совестью Европы» и полагают, что если они не заметят какой-то проблемы в странах, находящихся в поле интересов ЕС, то не заметит никто. И нет никакого противоречия в том, что Европарламент критикует, а европейское правительство тут же, без всяких условий, предлагает деньги.

Обращает на себя внимание другое. Выражения, в которых Европарламент пишет об отсутствии прогресса в демократизации Беларуси, - точно такие, в которых еще совсем недавно он заявлял о присутствии диктатуры. Подтверждая тезис, что дорога к демократии длинна, Европарламент ругает Беларусь за то, что раньше было бы признано знаком улучшения климата. В содержательной части все претензии, высказанные к белорусской политической системе, заключаются в отказах в регистрации партий и общественных движений (пресловутые христианские демократы, убедительность жалоб которых разбивается о громкую, пиар-окрашенную регистрацию движения «За свободу»), в приговоре Артему Дубскому, наказанному за нарушение процедуры отбытия наказания, за находящихся под стражей предпринимателей из Волковыска. Также в вину поставлены отчисления политически активных студентов и призыв активистов оппозиции в армию, в котором европейцы рассмотрели«государственную практику захвата заложников». Осуждены также недавние похищения оппозиционеров, которых отвозили в лес и там оставляли, и выражена надежда на проведение расследований.

Однако задумаемся: еще совсем недавно активистов не в леса вывозили, а в тюрьмы сажали, причем по очевидно политически окрашенным обвинениям: за участие в митинге протеста, за нанесение на стены граффити, за деятельность от имени незарегистрированной организации (а де-факто - за желание наблюдать за выборами). Единственный упомянутый в резолюции белорусский политосужденный помещен за решетку по уголовному обвинению. По волковысским предпринимателям приговора, который можно было бы оценивать и осуждать, нет. Читая формулировки про политически мотивированные отчисления, которые однозначно не чета прежним политически мотивированным арестам и «химиям», удивляешься так же, как упомянутому в резолюции «убийству» члена партии БНФ из Марьиной Горки Валентина Довнара. Дело в том, что ни один действующий политик внутри Беларуси не увязывал это «убийство» с политической деятельностью Довнара, более того, оснований сомневаться в официальной версии произошедшего - случайной смерти - никто также публично до сих пор не озвучивал. И тут вдруг Довнар всплывает в одном ряду с похищениями молодежных активистов, среди фактов, на основании которых делается вывод о недостаточном прогрессе в демократизации Беларуси.

Но и это еще не все странности документа. В п.15 резолюции формулируются девять условий демократизации, необходимых для полного снятия санкций и присоединения Беларуси к европейским программам. И было бы крайне логично увидеть среди этих девяти пунктов крайне жесткой резолюции требование о дальнейшем улучшении избирательного законодательства. Тем более на фоне заявления председателя ЦИК Лидии Ермошиной, что еще раз оно до президентских выборов меняться не будет. Вместе с тем в законодательстве так и не появилось пункта, дающего наблюдателям право следить за процессом подсчета голосов. И это право, пожалуй, является еще более важным, чем все эти вывозы в леса и отчисления, ибо именно с этого права начинается система, в которой возможны вывозы в леса и отчисления. Перечисляя такие требования, как «закрепление свободы высказывания в законодательстве о СМИ» (как будто оно у нас не закреплено еще выше, в Конституции) и«избежание нанесения вреда общественной деятельности через повышение арендной платы», про избирательное законодательство в этих девяти пунктах не говорится ни слова.

А если добавить к этому то, что вместо прежде обсуждавшейся формулы 5+5 (5 оппозиционеров, 5 депутатов ПП НС) в документе определены крайне мутные очертания участия Беларуси в парламентской ассамблее «Восточного партнерства» («полноценное» - только после новых, честных выборов, а «промежуточное» может кое-кого порадовать отсутствием оппозиции), - есть впечатление, что эта грозная на вид резолюция полностью устраивает официальный Минск. Несмотря на его петиции и заявления. И если и не написана под его диктовку, то сверена с ним построчно.
Добавить комментарий
Проверочный код