Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№50 (722) 21 декабря 2009 г. События. Оценки

ЕС опять недолюбили

21.12.2009
Прогресс Беларуси признан недостаточным

Родион РАСКОЛЬНИКОВ

Ругательную резолюцию, принятую 17 декабря Европарламентом в отношении Беларуси, можно было бы воспринять как очередной тревожный симптом сворачивающейся здесь либерализации. Раз уж европейцы принимают третью по счету за год петицию о нарушении прав человека, значит, совсем опустились руки - Европа настраивается на конфронтацию. Однако параллельно с этим Еврокомиссия удовлетворила июньский запрос Беларуси о выделении 200 млн. евро (деньги нам теперь важнее, чем слова). Да и сама резолюция при тщательном рассмотрении выявляет ряд интересных нюансов.

Разделение ролей в Европе на мягкую, ищущую компромиссов (Еврокомиссия), и жесткую, видящую во всем лишь проблемы (Европарламент), существовало еще до выборов нового состава европейских депутатов летом 2009г. Даже сами держатели мандатов называют себя «совестью Европы» и полагают, что если они не заметят какой-то проблемы в странах, находящихся в поле интересов ЕС, то не заметит никто. И нет никакого противоречия в том, что Европарламент критикует, а европейское правительство тут же, без всяких условий, предлагает деньги.

Обращает на себя внимание другое. Выражения, в которых Европарламент пишет об отсутствии прогресса в демократизации Беларуси, - точно такие, в которых еще совсем недавно он заявлял о присутствии диктатуры. Подтверждая тезис, что дорога к демократии длинна, Европарламент ругает Беларусь за то, что раньше было бы признано знаком улучшения климата. В содержательной части все претензии, высказанные к белорусской политической системе, заключаются в отказах в регистрации партий и общественных движений (пресловутые христианские демократы, убедительность жалоб которых разбивается о громкую, пиар-окрашенную регистрацию движения «За свободу»), в приговоре Артему Дубскому, наказанному за нарушение процедуры отбытия наказания, за находящихся под стражей предпринимателей из Волковыска. Также в вину поставлены отчисления политически активных студентов и призыв активистов оппозиции в армию, в котором европейцы рассмотрели«государственную практику захвата заложников». Осуждены также недавние похищения оппозиционеров, которых отвозили в лес и там оставляли, и выражена надежда на проведение расследований.

Однако задумаемся: еще совсем недавно активистов не в леса вывозили, а в тюрьмы сажали, причем по очевидно политически окрашенным обвинениям: за участие в митинге протеста, за нанесение на стены граффити, за деятельность от имени незарегистрированной организации (а де-факто - за желание наблюдать за выборами). Единственный упомянутый в резолюции белорусский политосужденный помещен за решетку по уголовному обвинению. По волковысским предпринимателям приговора, который можно было бы оценивать и осуждать, нет. Читая формулировки про политически мотивированные отчисления, которые однозначно не чета прежним политически мотивированным арестам и «химиям», удивляешься так же, как упомянутому в резолюции «убийству» члена партии БНФ из Марьиной Горки Валентина Довнара. Дело в том, что ни один действующий политик внутри Беларуси не увязывал это «убийство» с политической деятельностью Довнара, более того, оснований сомневаться в официальной версии произошедшего - случайной смерти - никто также публично до сих пор не озвучивал. И тут вдруг Довнар всплывает в одном ряду с похищениями молодежных активистов, среди фактов, на основании которых делается вывод о недостаточном прогрессе в демократизации Беларуси.

Но и это еще не все странности документа. В п.15 резолюции формулируются девять условий демократизации, необходимых для полного снятия санкций и присоединения Беларуси к европейским программам. И было бы крайне логично увидеть среди этих девяти пунктов крайне жесткой резолюции требование о дальнейшем улучшении избирательного законодательства. Тем более на фоне заявления председателя ЦИК Лидии Ермошиной, что еще раз оно до президентских выборов меняться не будет. Вместе с тем в законодательстве так и не появилось пункта, дающего наблюдателям право следить за процессом подсчета голосов. И это право, пожалуй, является еще более важным, чем все эти вывозы в леса и отчисления, ибо именно с этого права начинается система, в которой возможны вывозы в леса и отчисления. Перечисляя такие требования, как «закрепление свободы высказывания в законодательстве о СМИ» (как будто оно у нас не закреплено еще выше, в Конституции) и«избежание нанесения вреда общественной деятельности через повышение арендной платы», про избирательное законодательство в этих девяти пунктах не говорится ни слова.

А если добавить к этому то, что вместо прежде обсуждавшейся формулы 5+5 (5 оппозиционеров, 5 депутатов ПП НС) в документе определены крайне мутные очертания участия Беларуси в парламентской ассамблее «Восточного партнерства» («полноценное» - только после новых, честных выборов, а «промежуточное» может кое-кого порадовать отсутствием оппозиции), - есть впечатление, что эта грозная на вид резолюция полностью устраивает официальный Минск. Несмотря на его петиции и заявления. И если и не написана под его диктовку, то сверена с ним построчно.
Добавить комментарий
Проверочный код