Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (722) 21 декабря 2009 г. Дисконт

Пик во время чумы

21.12.2009
демонстрирует белорусская розница

Валентина ОВЧИННИКОВА

2009г. стал первым годом, когда потребительский бум, позволявший стране ежегодно увеличивать розничный товарооборот (РТО) примерно на 20%, пошел на спад. По данным Белстата, в январе-ноябре 2009г. РТО (включая общественное питание) через все каналы реализации составил Br50,4 трлн., что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем в январе-ноябре 2008г. при годовом прогнозе роста РТО на 17%.

Несмотря на очевидное снижение благосостояния белорусских покупателей и сокращение программ потребкредитования, ритейлеры не остановили развитие, продолжив расширение сетей, в т.ч. за счет экспансии в регионы, которые на протяжении последнего времени демонстрировали более впечатляющие темпы роста, чем столица.

(На фото: 15 декабря в обувном магазине у Института культуры потенциальные любители 70-процентных скидок попали в серьёзную переделку: многометровая очередь снаружи заблокировала вход, и счастливые покупатели сумели выйти, лишь выломав дверь. Место распродажи посетил наряд милиции. К счастью, обошлось без жертв. Фото: onliner.by)

СПРАВКА «Дисконта». Так, если за 11 месяцев 2009г. в Минске РТО через все каналы реализации вырос на 2,2%, а по торговым организациям - на 1,9%, то в Витебской области прирост составил 2,9 и 2,7% соответственно, в Могилевской - по 2,7%, в Гродненской - 3,5 и 3,3%, а в Минской (без учета столицы) - 5,7 и 6,7% соответственно. Аналогичная тенденция прослеживалась и в 2008г., когда темпы роста РТО, например, в Минской области почти вдвое превысили прирост показателей в Минске.



В такой ситуации ритейлеры спешили занять места под солнцем, понимая, что оно лишь на время потускнело под кризисными тучками. Так, ЧУП «Премьерторг» в 2009г. открыло второй дискаунтер «На недельку» в Минске, а в перспективе намерено довести количество объектов до 10-12, включая магазины в регионах. Сеть «Гиппо» открыла свои ГИППОмаркеты в Молодечно и под Минском. Новые магазины в столице в уходящем году открыли сети «магазинов у дома» - «Рублевский» и «Соседи», последняя открыла также магазин в Бобруйске, а сеть «БелМаркет» (в создание сети универсамов инвестирует Международная финансовая корпорация) ввела новые торговые объекты в Минске, Жодино и Молодечно. Сеть дискаунтеров «Евроопт» (ООО «Евроторг) открыла два магазина в Гомеле. Согласно планам компании, в будущем дискаунтеры сети должны появиться во всех областных центрах и крупных городах с населением от 50 тыс. человек. Региональные операторы также проявляли активность. Например, крупнейшая брестская розничная сеть «Продтовары» под самый занавес 2008г. открыла свой самый крупный объект - супермаркет «Микс».

Показательно, что, помимо продуктовых ритейлеров, борьбу за потребителя продолжили и розничные торговые предприятия, работающие с непродовольственными товарами, доля которых в общем объеме товарооборота снизилась по сравнению с 2008г. Сразу несколько крупных открытий произошло в сегменте торговли детскими товарами: сеть «Буслiк» (25,5% акций владельца сети компании West Ost Union приобрел Европейский банк реконструкции и развития) открыла еще один магазин в столице, а в Витебске начал работу новый магазин Mothercare.

Из событий в непродовольственном ритейле можно отметить также открытие сетью «Пятый элемент» супермаркета бытовой техники в Минске, сетью строительных магазинов OMA - собственного ТЦ в Барановичах, а также возведение компанией строительного гипермаркета в Минске с привлечением кредита МФК.

Главным маркетинговым решением белорусских ритейлеров в первый полностью кризисный год стало снижение цен. «Удар по цене стал общим трендом, характерным как для небольших магазинов, так и для крупных сетей. Ритейлеры постарались максимально снизить издержки, где-то сократить кадры, а также получить скидку от поставщика, чтобы выставить как можно более привлекательную цену», - отмечает директор компании «РитейлМаркетинг» Татьяна Закжевская.

Аналитик Института розничных технологий «Менка» Сергей Сенкевич также отмечает увеличение количества продаж по сниженным ценам, распродаж и иных аналогичных акций: «В любом более или менее популярном торговом объекте что-то похожее теперь происходит практически каждый день. Кроме того, многие сети существенно повысили уровень информирования населения о предстоящих или проходящих продажах по сниженным ценам. Но главное, после того как цены «отпустили на свободу», никто не бросился резко повышать их».

В ситуации, когда розница сделала акцент на цены, популярность формата дискаунтера существенно возросла - некоторые ритейлеры только в кризис стали позиционировать себя как магазины низких цен. «Дискаунтер сейчас - самый популярный у населения формат. В то же время нельзя сказать, что произошел массовый отток покупателей, например, из гипермаркета «Корона», который у минчан ассоциируется с более дорогим торговым объектом», - считает Сенкевич.

В 2009г. важность маркетинговой составляющей ощутили и производители. «Производители и поставщики и теперь берут часть затрат ритейлера по продвижению товаров до покупателя на себя. Поставщики поняли, что им выгодно предоставлять гипермаркетам специальные цены, участвовать в маркетинговых акциях. Правда, с точки зрения нашего законодательства требования финансового участия в каких-либо акциях, оплата за вхождение в сеть, за размещение товаров на полках и т.д. все равно останутся незаконными. Года полтора назад был курьезный случай, когда один из гипермаркетов подал в суд на поставщика за то, что тот не оплачивает расходы на маркетинговые акции. Естественно, реакция как судей, так и иных фискальных органов была обратной: как, вы занимаетесь поборами и еще чего-то требуете? Но, как правило, поставщики теперь стараются улаживать отношения без лишней огласки и в основном принимают правила ритейлеров. Все-таки объемы реализуемой продукции стоят того, чтобы избегать конфликтов», - констатирует Сенкевич.

РЕДКИЙ КАДР

Что, по оценкам экспертов, почти не изменилось в 2009г., так это уровень кадров в сфере ритейла. Настоящих профессионалов на рынке по-прежнему катастрофически мало. По мнению Сенкевича, «до 2005г. ни работники торговли, ни учебные заведения, готовящие персонал всех уровней, на практике просто не сталкивались даже с таким оборудованием, которое установлено в современных объектах, не говоря уже о технологиях. Сейчас процесс подготовки специалистов адаптировался к современным требованиям торговли. Однако рынок торговых объектов растет намного стремительнее, чем рынок подготовленных кадров».
Добавить комментарий
Проверочный код