Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (720) 07 декабря 2009 г. Личный вкус

«Карта звуков Токио» (Испания, 2009)

07.12.2009
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Исабель Койшет. В ролях: Ринко Кикути, Серхи Лопес, Мин Танака, Такео Накахира

Элегическая мелодрама режиссера из Каталонии Исабель Койшет относится к разряду картин, к которым не стоит подходить с позиции анализа и пристрастного разбора. Такие фильмы служат не столько пищей для ума, сколько отдохновением для глаз. Содержательно пустые, они тем не менее обладают ценностью иного порядка. Если свою симпатию к кино мы обычно объясняем сердечной привязанностью или идейным посылом, то в данном случае следовало бы заметить: довольным останется тот зритель, который полюбит этот фильм ушами. Ведь главное достоинство картины, то, что составляет ее чарующий фон, заключено в партитуре звуков.

О чём кино. Завязка фильма выглядит интригующей. Она состоит из нескольких сюжетных линий, плавно смыкающихся в одну токийскую историю. Сначала мы знакомимся с молчаливой работницей рыбного рынка, чья рутинная жизнь кажется сотканной из недомолвок и тайн. Затем узнаем историю безутешного бизнесмена, чья своенравная дочь кончает жизнь самоубийством. Ослепленный горем отец винит в случившемся ее возлюбленного, испанского виноторговца - чужака по определению, - и подсылает к нему наемного убийцу. Киллером оказывается безмолвная девушка с рынка, которая влюбляется в свою жертву. Из безжалостного ангела смерти она превращается в рабу неутолимой страсти…

В развернувшейся «корриде любви» зритель услышит фабульные отголоски «Последнего танго в Париже». Для героев «Карты звуков Токио» секс также служит спасительной соломинкой в борьбе с душевной опустошенностью, с той лишь разницей, что он лишен революционной идеи, символического подтекста и глубины, свойственных легендарному фильму Бертолуччи. Отношения, которые связывают персонажей фильма Исабель Койшет, лежат в плоскости чистой мелодрамы. Странность любовного романа в контексте авторской идеи логично трактовать без отсылок к Фрейду. Причуды любви - это действенный антураж фильма, формула его аромата, его магическая составляющая, которую надо воспринимать на уровне мимолетного ощущения.

Что важно. Главное в фильме - не собственно идея, а идея в передаче настроения легкой грусти. Эту задачу выполняет сентиментальный сюжет, тривиальность которого безупречно компенсирует дивный саундтрек. Для Исабель Койшет закадровая музыка больше чем фон. Она врезается в память подобно ярким визуальным образам, которые остаются в сознании зрителя по окончании картины. Послевкусие фильма «Карта звуков Токио» носит исключительно музыкальный характер. Вот почему после просмотра возникает желание не обсуждать, а напевать фильм. И вот почему сцена первого любовного свидания героев, когда звучит щемящая мелодия японской песни Мисора Хибари, кажется лучшей во всей картине.

Звуковая среда фильма обращает на себя внимание в целом. Шумы Токио, звон цикад, неуловимый шелест одежд, звуки втягиваемой в рот лапши представляют духовный центр истории. Они поэтизируют реальность, придают фильму интеллектуальную чувственность. Словно к миру звуков Исабель Койшет предъявляет большую требовательность, чем к сюжету. Герои произносят банальности, однако режиссера это мало заботит. Ее занимают не фразы, а то, как они произносятся, с каким акцентом, с какой интонацией. Вслушиваясь в шорохи, сполохи, звучание звуков, зритель проникается предметом истинной страсти Исабель Койшет - неосязаемым духом японской культуры, в которой сложности мира сокрыты в простых вещах. Это подсказывает, что «Карту звуков Токио» стоит рассматривать скорее не как экзистенциальную историю, а как лирическое признание иностранца в любви японской столице, как эпизод для несуществующего альманаха «Токио, я тебя люблю».

Что показательно. Картина была включена в конкурс Каннского кинофестиваля. Несмотря на прохладный прием и обвинения в художественной поверхностности, фильм удостоился премии технической комиссии за лучшее звуковое решение. Достоинства, которые не бросились в глаза элите критиков, нашли поддержку у профессиональных кинематографистов.

Где посмотреть. Только в Доме кино с 7 по 9 декабря.
Добавить комментарий
Проверочный код