Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№48 (720) 07 декабря 2009 г. Личный вкус

«Карта звуков Токио» (Испания, 2009)

07.12.2009
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Исабель Койшет. В ролях: Ринко Кикути, Серхи Лопес, Мин Танака, Такео Накахира

Элегическая мелодрама режиссера из Каталонии Исабель Койшет относится к разряду картин, к которым не стоит подходить с позиции анализа и пристрастного разбора. Такие фильмы служат не столько пищей для ума, сколько отдохновением для глаз. Содержательно пустые, они тем не менее обладают ценностью иного порядка. Если свою симпатию к кино мы обычно объясняем сердечной привязанностью или идейным посылом, то в данном случае следовало бы заметить: довольным останется тот зритель, который полюбит этот фильм ушами. Ведь главное достоинство картины, то, что составляет ее чарующий фон, заключено в партитуре звуков.

О чём кино. Завязка фильма выглядит интригующей. Она состоит из нескольких сюжетных линий, плавно смыкающихся в одну токийскую историю. Сначала мы знакомимся с молчаливой работницей рыбного рынка, чья рутинная жизнь кажется сотканной из недомолвок и тайн. Затем узнаем историю безутешного бизнесмена, чья своенравная дочь кончает жизнь самоубийством. Ослепленный горем отец винит в случившемся ее возлюбленного, испанского виноторговца - чужака по определению, - и подсылает к нему наемного убийцу. Киллером оказывается безмолвная девушка с рынка, которая влюбляется в свою жертву. Из безжалостного ангела смерти она превращается в рабу неутолимой страсти…

В развернувшейся «корриде любви» зритель услышит фабульные отголоски «Последнего танго в Париже». Для героев «Карты звуков Токио» секс также служит спасительной соломинкой в борьбе с душевной опустошенностью, с той лишь разницей, что он лишен революционной идеи, символического подтекста и глубины, свойственных легендарному фильму Бертолуччи. Отношения, которые связывают персонажей фильма Исабель Койшет, лежат в плоскости чистой мелодрамы. Странность любовного романа в контексте авторской идеи логично трактовать без отсылок к Фрейду. Причуды любви - это действенный антураж фильма, формула его аромата, его магическая составляющая, которую надо воспринимать на уровне мимолетного ощущения.

Что важно. Главное в фильме - не собственно идея, а идея в передаче настроения легкой грусти. Эту задачу выполняет сентиментальный сюжет, тривиальность которого безупречно компенсирует дивный саундтрек. Для Исабель Койшет закадровая музыка больше чем фон. Она врезается в память подобно ярким визуальным образам, которые остаются в сознании зрителя по окончании картины. Послевкусие фильма «Карта звуков Токио» носит исключительно музыкальный характер. Вот почему после просмотра возникает желание не обсуждать, а напевать фильм. И вот почему сцена первого любовного свидания героев, когда звучит щемящая мелодия японской песни Мисора Хибари, кажется лучшей во всей картине.

Звуковая среда фильма обращает на себя внимание в целом. Шумы Токио, звон цикад, неуловимый шелест одежд, звуки втягиваемой в рот лапши представляют духовный центр истории. Они поэтизируют реальность, придают фильму интеллектуальную чувственность. Словно к миру звуков Исабель Койшет предъявляет большую требовательность, чем к сюжету. Герои произносят банальности, однако режиссера это мало заботит. Ее занимают не фразы, а то, как они произносятся, с каким акцентом, с какой интонацией. Вслушиваясь в шорохи, сполохи, звучание звуков, зритель проникается предметом истинной страсти Исабель Койшет - неосязаемым духом японской культуры, в которой сложности мира сокрыты в простых вещах. Это подсказывает, что «Карту звуков Токио» стоит рассматривать скорее не как экзистенциальную историю, а как лирическое признание иностранца в любви японской столице, как эпизод для несуществующего альманаха «Токио, я тебя люблю».

Что показательно. Картина была включена в конкурс Каннского кинофестиваля. Несмотря на прохладный прием и обвинения в художественной поверхностности, фильм удостоился премии технической комиссии за лучшее звуковое решение. Достоинства, которые не бросились в глаза элите критиков, нашли поддержку у профессиональных кинематографистов.

Где посмотреть. Только в Доме кино с 7 по 9 декабря.
Добавить комментарий
Проверочный код